Экономическая мысль средневековой России
Экономическая мысль в России зародилась в конце I - начале II тысячелетия и долго не выделялась в самостоятельную науку, существуя в связи с религиозными воззрениями, правовыми и нравственными представлениями людей. Поэтому экономические воззрения IX-XVI BIS. можно научать по историческим памятникам: летописям, договорам, грамотам князей, церковной литературе.
С образованием Киевского государства возникает экономическая мысль, тесно связанная с экономической политикой, ей была свойственна сосредоточенность на вопросах собственности, внешней и внутренней торговли, государственного регулирования социально-экономических процессов. В первом кодексе законов Киевской Руси «Правде Русской», отразившей быт торговых городов IX-XI вв., центральное место заняли вопросы имущественных отношений: нормирование займа, наследование имущества, определение денежной ответственности за преступления, в том числе и экономические (воровство, нарушение пашенных меж).
Со второй половины XII до конца XV в. экономическая мысль развивалась в условиях политической раздробленности. Экономические идеи этого периода отразили грамоты. В жалованных грамотах князья предоставляли светским феодалам, монастырям и церквям льготы, ограничивавшие права местной власти на их земле. В договорных грамотах великих и удельных князей регулировались взаимоотношения их княжеств, определялась общая внешняя политика, предусматривались меры по развитию торговли. Новую ступень в развитии экономических отношений и экономической мысли отразила Псковская судная грамота, составлявшаяся с 1397 по 1467 г. Она уже регулировала куплю-продажу земли, ее залог и передачу по завещанию, проводила различие между владением землей и собственностью на землю.
С конца ХVв. начался активный подъем общественной, в частности экономической, мысли. Расширились ряды мыслителей, которых интересовали экономические проблемы России и круг привлекавших их внимание проблем. Главными вопросами общественно-политической жизни этого периода стали: объединение феодальных княжеств в централизованное государство; обоснование власти и функций царя; установление прав и обязанностей князей; отношения различных сословий, государства и церкви.
Выдающимся представителем российской экономической мысли XVI в., идеологом поместного дворянства был Иван Семенович Пересветов (годы жизни не установлены), разработавший для Ивана Грозного программу реформ. Свои взгляды он изложил в работах «Сказание о царе Константине», «Сказание о книгах» (около 1546-1549 гг.).
Идеалом для Пересветова была сильная царская власть, опирающаяся не на крупных феодалов и знатных вельмож, а на мелких и средних служилых людей — дворян, отмечающая своих подданных по заслугам, а не по родовитости. Отстаивая идею централизованного государства, он предлагал отменить наместничество и кормления, передать местные доходы и пошлины в казну, а воеводам и судьям назначить жалование. Эти меры были призваны устранить распространенные в современной ему России злоупотребления. Централизация финансовой системы должна была также привести к увеличению государственных доходов. Процветанию страны должна была способствовать и отмена холопства, Перссветов считал ее необходимой, так как порабощенный человек не заинтересован в результатах своего труда.
Еще одним идеологом реформ 50-х гг. XVI в. был Ермолай-Еразм
(около 1510-1550 гг.). Его работа «Благохотящим царям правительница и землемерие» стала первым в России специальным политико-экономическим трактатом. Это руководство для царей, содержащее рекомендации по управлению государством и измерению земли. Как священнослужитель Ермолай рассматривал многие проблемы через призму религиозного мировоззрения, выступая, в частности, за превосходство церковной власти над светской и считая богатство результатом коварства и насилия.
Рассматривая сельское хозяйство как главную производительную сферу, Ермолай считал необходимым улучшить положение крестьянства и предлагал заменить все денежные повинности единым натуральным оброком в размере пятой части получаемого крестьянином продукта (эта величина, взятая из Библии, была значительно ниже существовавшей в то время). Необходимые денежные средства, по мнению Ермолая, феодал мог получать от беспошлинной продажи части продуктов городским жителям. Данное предложение шло вразрез с экономически прогрессивным развитием товарно-денежных отношений в стране. По мнению Ермолая, следовало ввести более крупную единицу измерения земли — «четвероганное поприще», так как существовавшая единица измерения (-«четверть», то есть полдесятины) была обременительна для крестьян, замедляла работу землемеров и давала много поводов для земельных тяжб.
Экономической основой централизованного государства, с точки зрения Ермолая, должно было стать поместное служилое землевладение. За службу государству бояре, воеводы и воины наделялись бы Царем землей вместе с обрабатывающими ее крестьянами, причем их количество ставилось в зависимость от заслуг наделяемого (тем не менее, размер вотчины должен был быть достаточным для выполнения службы).
Лекция
3.1. Меркантилизм - первая школа политической экономии. Исторические условия и причины возникновения меркантилизма.
3.2. Особенности меркантилизма в отдельных странах (Англия, Франция).
3.3. Меркантилизм в России.