Налоговая система обеспечивает государство необходимыми денежными средствами для проведения экономической политики. Налоги − важнейший источник доходов госбюджета: на их долю приходится до 90 % всех поступлений в госбюджет.
Налог | законодательно установленные обязательные и безвозмездные платежи физических и юридических лиц в пользу государства и муниципальных органов в форме отчуждения денежных средств. |
Функции налогов | Фискальная (аккумулирующая) | мобилизация денежных средств в госбюджет |
отражает обязанности налогоплательщиков перед государством |
Распределительная (социальная) | перераспределение НД с целью сокращения неравенства в доходах |
отражает обязанности государства перед налогоплательщиками |
Регулирующая | воздействие на экономические процессы для решения конкретных задач |
Принципы налогообложения (разработаны А.Смитом) |
Всеобщность | уплата налогов физическими и юридическими лицами любой организационно−правовой формы |
Обязательность | принудительность налога |
Равнонапряженность (пропорциональность) | взимание налогов по единым схемам в зависимости от размера дохода |
Стабильность (определенность) | устойчивость (неизменность) видов налогов и налоговых ставок во времени |
Доступность для восприятия налогоплательщиком |
Защищенность от многократного обложения |
Налоговая система | совокупность форм и методов сбора финансовых средств |
Элементы налога субъект налога | лицо, обязанное по закону платить налоги |
объект налога | то, что облагается налогом |
доходы и имущество | прямые налоги: непосредственно взимаются с владельцев собственности и получателей дохода |
Примеры: | • подоходный налог физических лиц • корпоративный налог на прибыль • налог на доходы от капитала по фондовым операциям • поземельный • имущественный • социальный налог (ЕСН): взносы на социальное страхование обязательное медицинское страхование пенсионный фонд |
− хозяйственный оборот − отдельные товары и услуги | косвенные налоги: − взимаются в сфере реализации или потребления товаров; − надбавка к цене товара или включаются в тариф |
Виды: | • фискально−монопольные на товары, производство которых является монополией государства • акцизы на отдельные товары, • НДС взимается на каждой стадии производства с прироста стоимости • таможенные пошлины |
налоговая ставка | размер налога на единицу обложения |
Виды: | • предельная (ΔT/ΔY) соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода • средняя (T/Y) • нулевая • льготная |
способ взимания налога | |
• у источника | изъятие налога до получения дохода владельцем |
виды: | * шедулярная (английская, 1842−1973 гг.) | налогом облагаются отдельные части дохода по разным ставкам |
* глобальная | налогом облагается совокупный доход |
• по декларации | изъятие налога после получения дохода |
| используется для обложения нефиксированных доходов или при множестве источников их получения |
• по кадастру | взимание налога по реестру, включающему перечень типичных объектов обложения, классифицируемых по внешним признакам |
налоговая льгота | полное или частичное освобождение от налогов в соответствии с законодательством |
виды: | • необлагаемый минимум объекта налога; • изъятие из обложения определенных объектов обложения (например, затрат на НИОКР); • освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; • понижение налоговых ставок; • вычеты из налоговой базы; • налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину) |
Значительное разнообразие налоговых льгот приводит к ощутимому снижению реальной ставки налога по сравнению с номинальной. |
соотношение между ставкой налога и доходом | |
для прямых налогов → косвенные налоги → социальные налоги налоги на собственность | • прогрессивная повышение ставки налога с увеличением дохода • регрессивная снижение ставки налога при росте дохода • пропорциональная неизменная ставка налога при любом доходе (стоимости объекта обложения) |
налоговая база | размер дохода, подлежащий налогообложению, = валовый доход − налоговые льготы |
Классификация налогов |
объект обложения | • прямые • косвенные |
степень важности доходов для бюджета | • основные обеспечивают наибольшие поступления • дополнительные |
характер использования | • общие не закреплены за конкретным видом расходов • специфические имеют целевое назначение |
принадлежность к уровню власти и управления | • государственные (центральные) • местные |
− в федеративных государствах → − в унитарных государствах → | 3х уровневая налоговая система: • федеральные налоги (16) • региональные налоги (7) • местные налоги (5) 2х уровневая налоговая система: • государственные налоги • местные налоги |
Недостаточность налогов местных органов власти покрывается за счет выплат из госбюджета через систему субсидий в 2х формах: 1) дотации − для покрытия дефицитов местных бюджетов ("выравнивающие трансферты") 2) субвенции − для финансирования целевых программ |
Социальная функция налогов |
Использование прогрессивной, регрессивной и пропорциональной шкалы налогообложения имеют различные социальные последствия. Прогрессивная шкала, применяемая к подоходным и корпоративным налогам, соответствует принципу социальной справедливости. Вместе с тем очень важно не переусердствовать, не превысить разумные пределы, за которыми теряется это свойство, превращаясь в свою противоположность. Пропорциональная шкала применяется к расчетам социальных взносов в госбюджет и налогов на собственность. Наиболее социально несправедливы косвенные налоги, которые платят все потребители независимо от дохода, но наибольшие потери несут лица с низкими доходами из-за неэластичности их спроса. Чем менее эластичен спрос, тем больше теряет потребитель; чем менее эластично предложение, тем бόльшая часть налога уплачивается за счет прибыли. Это характерно для короткого периода. В долгом периоде ценовая эластичность предложения растет, поэтому основная часть налогового бремени перекладывается на потребителя. Налоговые льготы частично реализуют социальную функцию для сокращения неравенства в доходах, частично − регулирующую, в частности, для мелкого и среднего бизнеса, фермеров. |
Регулирующая функция налогов |
система налоговых ставок и льготдолжнастимулировать воспроизводственный процесс | • расширение и обновление производства; • создание рабочих мест; • содействие в проведении структурной и региональной политики; • воздействие на потребление и накопление |
установление приемлемого (рационального) уровня налоговых ставок, не подрывающего стимулы деловой активности | для подоходного налога 40 − 50 % корпоративного налога 35 − 45 % НДС 12 − 18 % Превышение этого уровня снижает деловую активность, что ведет к сокращению налоговой базы и "уходу" от налогов. Обоснованием снижения налоговой ставки до определенного уровня служит кривая Лаффера. |
Кривая Лаффера | показывает зависимость доходов госбюджета от динамики налоговой ставки |
Снижение налогов в долгом периоде обеспечит рост сбережений, инвестиций, занятости, а значит, и доходов. В результате увеличатся налоговые поступления, уменьшится бюджетный дефицит и снизится инфляция. |
| 1. При t = 0 и t = 100% налоговых поступлений нет: T = 0 2. При t0 TA − max 3. При t1 и t2 величина налоговых поступлений одинакова |
1. Cложности в определении уровня налоговой ставки относительно точки максимальных налоговых поступлений: при движении от B к A снижение t увеличит налоговые платежи; при переходе от B к C сумма налогов не изменится; дальнейшее снижение t после C уменьшит налоговые поступления. 2. Снижение налогов прежде всего направлено на стимулирование AS. Однако вполне возможно, что отреагирует и AD, но степень воздействия этой меры на AD и AS неизвестна: ↓ t → ↑ AD > AS → ↑ π сразу 3. Манипулирование налоговыми ставками требует большой осторожности, так как "недобор" налогов затрудняет проведение социальной политики, а частое их изменение создает атмосферу неопределенности. |
Наши рекомендации