Конечные результаты обучения. В связи с переходом Республики Казахстан в рыночную экономику произошли социально-экономические изменения
Введение
В связи с переходом Республики Казахстан в рыночную экономику произошли социально-экономические изменения, которые требуют пересмотра основополагающих принципов и организационных форм охраны здоровья населения.
В настоящее время система здравоохранения оказалась перед разрешением медико-демографических, эпидемиологических, экологических и других проблем. Эти проблемы требуют качественного изменения в системе здравоохранения, которые могут существенно повлиять как на здоровья населения так и на развитие экономики страны. В этих условиях службы и организации здравоохранения остро нуждаются в таких работниках, которые обладают знаниями и навыками в области общественного здоровья и здравоохранения, что предъявляет повышенные требования к учебным заведениям в подготовке специалистов высокого профессионального уровня в здравоохранении. Успех реформы здравоохранения, наряду правовыми, экономическими, структурными, технологическими мерами зависит от реализации кадровых мер, а именно формирования будущего, нового поколения специалистов врачей-стоматологов владеющих знаниями, навыками и умениями способными обеспечить качества и доступность предоставляемой населению медицинской помощи, улучшения её эффективности.
Цель дисциплины
Изучение социальной медицины необходимо для понимания закономерностей и факторов, влияющих на состояние здоровья населения, государственных и общественных мероприятий по охране и укреплению здоровья населения.
2.3. Задачи обучения:
• дать понятие об общественном здоровье, её уровнях и показателей характеризующие состояние здоровья населения.
• дать знания о системах здравоохранении в РК и в зарубежных странах, принципах ЛПУ, в том числе стоматологических учреждении.
• ознакомить с медико-статистическими методами оценки состояния здоровья населения и деятельности ЛПУ.
• ознакомить с основами менеджмента и маркетинга как функции и виды деятельности здравоохранения
Конечные результаты обучения
Формирование у студентов знаний:
· о показателях и тенденциях здоровья населения в связи с динамичными социально-экономическими условиями;
· о теоретических и методических основах статистики здоровья, основах демографической статистики, статистики заболеваемости, инвалидности и физического развития;
· о современном состоянии здоровья населения Казахстана, включая уровни и структуру смертности и заболеваемости населения;
· об основах законодательства Республики Казахстан в области охраны здоровья населения и функционирования системы здравоохранения;
· об основах организации первичной медико-санитарной, квалифицированной, специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи;
· об основах организации санитарно-гигиенической и противоэпидемической помощи населению;
· об основах гигиенического воспитания населения и формирования здорового образа жизни, принципах, методах и средствах санитарно-просветительной работы;
· об основах социального страхования граждан, видах социальных гарантий, принципах врачебной экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности;
· об основах экономики и экономических отношений в здравоохранении;
· об основы менеджмента в здравоохранении, роли менеджера в обеспечении функционирования медицинской организации;
· об основах предпринимательской деятельности в области здравоохранения, бизнесе и маркетинге в этой системе;
· о принципах управления качеством медицинской помощи: контроля анализа и оценки качества в здравоохранении;
· о системе учета и отчетности в органах и организациях здравоохранения.
Формирование у студентов практических навыков:
· рассчитывать и оценивать показатели состояния здоровья населения в связи с социально-экономическими условиями;
· выявлять основные причинно-следственные связи, оценить направление и степень воздействия факторов на здоровье населения;
· применять медико-статистические методы изучения здоровья населения;
· разрабатывать предложения для устранения влияния неблагоприятных факторов и укрепления здоровья населения;
· осуществлять организационно-методическую работу в медицинской организации, составлять отчеты и обзоры деятельности организаций и их работников;
· рассчитать экономическую эффективность и ущерб от заболеваемости, смертности населения, себестоимость и общую стоимость медицинских услуг;
· анализировать и оценивать деятельность лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической организаций здравоохранения;
· контролировать качество медицинской помощи;
· вести санитарно-просветительную работу среди населения, содействовать формированию здорового образа жизни;
· владеть компьютерными технологиями в анализе и оценке состояния здоровья и деятельности органов и организаций здравоохранения;
· использовать научную, учебную, нормативную и справочную литературу для решения профессиональных задач.
Формирование у студентов коммуникативных навыков:
· Формировать позитивные взаимоотношения с сокурсниками.
· Уважать точку зрения других студентов.
· Проявлять искренность в общении.
· Уметь работать в малой группе.
Формирование у студентов правовых навыков:
· Сформировать навыки применения основных положений законодательных актов, определяющих правовую основу охраны здоровья граждан РК.
Формирование у студентов навыков самосовершенствования:
· Использовать в работе аналитические методы исследования.
· Широко применять компьютерные технологии.
· Активно использовать интернет-ресурсы в самостоятельном обучении.
· Использовать on-line учебники, учебно-методические пособия и др. для самообразования.
· Привить навыки самостоятельной работы с нормативной и справочной литературой, статистическими сборниками, современными методами исследования
2.5 Пререквизиты: основы экономической теории, нормальная физиология, социология, философия, биостатистика, основы права, информатика, экология.
2.6 Постреквизиты:хирургические болезни, акушерство и гинекология, детские болезни, терапевтическая стоматология, ортопедическая стоматология, хирургическая стоматология, стоматология детского возраста.
Краткое содержание дисциплины
Общественное здравоохранение как наука изучает социальную обусловленность здоровья, социальные функции, структуру и кадры здравоохранения, обеспечивающие процесс эффективного функционирования системы и службы здравоохранения. Предмет дисциплины. Роль и место общественного здравоохранения в системе знаний и практической деятельности. История формирования дисциплины, этапы становления и развития. Разделы общественного здоровья и здравоохранения. Основные методы исследования, применяемые в изучении общественного здоровья.
Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения Казахстана, исследует демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.
Роль и место общественного здравоохранения в системе образования и в практической деятельности врачей-стоматологов. Каждый врач-стоматолог должен быть хорошим организатором своего дела, уметь четко организовать свою работу и работу подчиненного ему медицинского персонала, знать медицинское и трудовое законодательство; владеть элементами менеджмента, маркетинга, экономики и управления.
2.8 Тематический план: темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия (лекций, практических, семинарских, самостоятельной работы).
Тематический план лекций
№ | Темы | Форма проведения | Продолжительность лекции |
1. | Общественное здравоохранение как отрасль науки и предмет преподавания. Общественное здоровье, уровни здоровья и ее показатели. | Презентация | |
2. | Демография ее социально медицинские аспекты. Заболеваемость населения и методы ее изучения | Презентация | |
3. | Организационно-правовые основы здравоохранения РК. | Презентация | |
4. | Организация лечебно-профилактической, стоматологической помощи городскому и сельскому населению. | Презентация | |
5. | Основы менеджмента и маркетинга в здравоохранении | Презентация | |
6. | Экономика здравоохранения в современных условиях. Международные аспекты здравоохранения и здоровья граждан | Презентация | |
Итого |
Тематический план практических занятий
№ | Темы | Форма проведения | Продолжительность занятий |
1. | Здоровье населения. Демография, методы изучения демографических процессов. Основные показатели, методика расчета, анализ. | Устный опрос, письменный контроль, | |
Заболеваемость населения и методы ее изучения. | Устный опрос, письменный контроль, блиц-опрос. | ||
Стоматологическая заболеваемость. | Устный опрос, письменный контроль, блиц-опрос. | ||
Организация лечебно-профилактической помощи городскому населению | Устный опрос, письменный контроль, кейс-методы, моделирование ситуаций, демонстрация видеоматериалов. | ||
Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению | Устный опрос, письменный контроль, кейс методы, обратная связь. | ||
Анализ деятельности ЛПО. | Устный опрос, письменный контроль. | ||
Организация стоматологической помощи городскому населению. | Устный опрос, письменный контроль, обратная связь. | ||
Организация стоматологической помощи сельскому населению. | Устный опрос, письменный контроль. | ||
Анализ деятельности стоматологических учреждений. | Устный опрос, письменный контроль. | ||
Экономика здравоохранения. Экономическая эффективность. Методика расчета стоматологических услуг. | Устный опрос, письменный контроль, работа в малых группах. | ||
Введение в менеджмент. Общая характеристика менеджмента. | Работа в малых группах, деловая игра, дискуссия, моделирование ситуаций, демонстрация видеоматериалов. | ||
Маркетинг в здравоохранении. Общая характеристика маркетинга. Рубежный контроль | Работа в малых группах, деловая игра, дискуссия, моделирование ситуаций, демонстрация видеоматериалов. | ||
Всего |
Тематический план самостоятельной работы под руководством преподавателя (СРСП)
№ | Темы | Форма проведения | Продолжительность занятий |
1. | Показатели общественного здоровья в Республике Казахстан. Основные тенденции миграции населения, влияние на здоровье населения. | Дискуссия, презентация. | 1,5 |
Заболеваемость населения: медико-социальное значение, учет и оценка показателей. Физическое развитие как показатель здоровья населения. | Дискуссия, презентация. | 1,5 | |
Развитие стоматологической помощи в Казахстане. Подготовка врачей стоматологов. | Дискуссия, презентация. | 1,5 | |
Организация амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи женщинам и детям. | Дискуссия, презентация. | 1,5 | |
Организация медико-санитарной помощи работникам промышленных предприятий. | Дискуссия, презентация. | 1,5 | |
Анализ деятельности ЛПО. | Дискуссия, презентация. | 1,5 | |
Организация, задачи, структура стоматологической помощи городскому населению. | Дискуссия, презентация. | 1,5 | |
Организация, задачи, структура стоматологической помощи сельскому населению. | Дискуссия, презентация. | 1,5 | |
Анализ деятельности стоматологических учреждений. | Дискуссия, презентация. | 1,5 | |
Экономика здравоохранения. Методика расчета бюджетного финансирования на 1 жителя в год. | Дискуссия, презентация. | 1,5 | |
История становления науки менеджмента. Менеджмент в системе здравоохранения. Навыки и методы управления в организациях здравоохранения. | Дискуссия, презентация. | 1,5 | |
Маркетинг в системе здравоохранения. Нужда, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок, как понятия. | Дискуссия, презентация. | 1,5 | |
Итого |
Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС)
№ | Темы | Форма проведения | Продолжительность занятий |
Медико-социальные аспекты важнейших неинфекционных заболеваний. | Презентация, реферат. | ||
Законы Республики Казахстан о здоровье населения и системе здравоохранения. | Презентация, реферат. | ||
Охрана материнства и детства. | Презентация, реферат. | ||
Врачебно-трудовая экспертиза. Временная и стойкая нетрудоспособность. | Презентация, реферат. | ||
Планирование и финансирование здравоохранения. | Презентация, реферат. | ||
Организация маркетингового исследования. | Презентация, реферат. | ||
Здравоохранение в зарубежных странах. | Презентация, реферат. | ||
Всего |
2.8 Задания для самостоятельной работы студентов:
Выполнение индивидуальных заданий: подготовка докладов (презентаций), эссе, рецензий; выполнение курсовых работ; учебно-исследовательская работа студентов; составление тестовых вопросов, кроссвордов и эталонов ответов; подготовка иллюстративного материала и наглядных пособий. Выполнение и сдача индивидуальных заданий проводится не позднее недели, соответствующей разделу дисциплины, на котором изучается данная тема.
В течение семестра студентом должна быть выполнена одна письменная работа (на 3,4 или 8 неделе) объемом не менее 12-15 страниц печатного текста на темы установленные преподавателем по тематике, предложенной в методических указаниях.
Литература основная и дополнительная
Основная:
1. Аканов А.А., Куракбаев К.К., Чен А.Н., Ахметов У.И. Организация здравоохранения Казахстана. – Астана.Алматы, 2006. – 232 с.
2. Аканов А.А., Тулебаев К.А., Айтжанова Г.Б. Руководство по формированию здорового образа жизни, профилактике заболеваний и укреплению здоровья. – Алматы, 2002. – 250 с.
3. Аканов А.А., Камалиев М.А. Система здравоохранения Республики Казахстан: современное состояние, проблемы, перспективы. К вопросу о финансовой устойчивости в системах здравоохранения. 2010 - 56 с.
4. Арингазина А.М., Егеубаева С.А. Укрепление здоровья: теория и планирование программ. - Алматы, 2003. – 158 с.
5. Девятко В.Н., Исаев Д.С., Абылкасимов Е.А. Основы социальной медицины в охране здоровья матери и ребенка. – Алматы, 2002. – 299 с.
6. Камалиев М.А., Шахиева А.М. Социология медицины: изучение вопросов образа жизни молодежи (учебно-методич. пособие для студентов высших учебных заведений). Алматы, 1999 – 24 с.
7. Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 г.
8. Государственная программа «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы, от 29 ноября 2010 года.
9. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.
10.Лисицын Ю.П. , Улумбекова Г.Э. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 540 с.
11. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 1. Общественное здоровье. – М.:Медицина, 2003. – 368 с.
12. Медик В.А., Юрьев В.К.- Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – 3-е изд., пекрераб и доп. ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 288 с.
13. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 2. Организация медицинской помощи. - М.: Медицина, 2003.- 456 с.
14. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 3. Экономика и управление здравоохранением. – М.:Медицина, 2003. – 392 с.
15. Миняев В.А., Вишняков И.Н. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов мед. вузов. - М.:«МЕДпресс-информ», 2006 – 528 с.
16. Муминов Т.А., Камалиев Т.А. Анализ здравоохранения с позиций социального маркетинга.- Алматы, 2003.- 170 с.
17. О здравоохранении в Республике Казахстан: Основные законодательные акты. – Алматы: ЮРИСТ, 2004. – 182 с.
18. Шарманов Т.Ш. Алматинский рубеж мирового здравоохранения (от Алматы к новому тысячелетию человеческого развития). Алматы-Вашингтон-Женева, 2008. 184 с.
19. Экономика здравоохранения: Учебное пособие / Под общ. ред. А.В. Решетникова.- 2-е изд., исп. и доп.– М., 2004.– 272 с.
20. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – С.-Петербург, 2000.– 914 с.
Дополнительная:
1. Айдаралиев А., Айнекенова Ч., Горбунова Л. и др. Экономика здравоохранения /курс лекций/- Б., 2001.- 272 с.
2. Аканов А.А. Политика охраны здоровья населения в Казахстане: опыт разработки, реализации национальных программ здравоохранения и перспективы на 2010-2015 годы. – Астана, 2006. – 243 с.
3. Аканов А.А., Девятко В.Н., Кульжанов М.К. Общественное здравоохранение в Казахстане: Концепция, проблемы и перспективы. – Алматы, 2001. – 100 с.
4. Аканов А.А., Девятко В.Н., Ахметов В.И. и соавт. Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели. – Астана, 2006. – 168 с.
5. Аканов А.А., Кульжанов М.К., Камалиев М.А.Новое общественное здравоохранение в Казахстане //Центрально-Азиатский журнал по общественному здравоохранению. 2005. № 2-3. С. 14-20.
6. Аканов А.А., Нурманов К.Д., Арингазина А.М. и соавт. Общественное здравоохранение: основные подходы и принципы определения и удовлетворения потребностей человека. – Алматы, 2007. -136 с.
7. Аканов А.А., Сейсенбаев А.Ш., Аканова Г.Г. и соавт. Алгоритмы действий медицинских работников на уровне ПМСП по основным факторам риска ХНЗ. - Алматы, 2000. - 40 с.
8. Аканов А.А., Тулебаев К.А., Назирова И.Н. и соавт. Руководство по пропаганде здорового образа жизни и профилактике заболеваний. - Астана, 2007. – 115 с.
9. Артюхов И.П., Морозова Т.Д., Юрьева Е.А. Экономический анализ медицинских учреждений: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2006. – 112 с.
10. Аязбаева А.Г. Медико-социальные аспекты формирования приоритетных классов заболеваний в Республике Казахстан: Учебно-метод. пособие. – Алматы, 2005. – 55 с.
11. Васильева, Т.П., Трофимов В.В. Методологические и методические подходы к управлению профессиональной компетентностью медицинского персонала в современных условиях// Общественное здоровье и здравоохранение.-2008.-№1.
12. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М., 1996. – 470 с.
13. Вялков А.И., Райзберг Б.А., Кучеренко В.З., Райзберг Б.А. . Управление и экономика здравоохранения. – 3-е изд., доп. – М.:«ГЭОТАР-МЕД», 2009. – 664 с.
14. Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27.12.1994. доп. 07.07.1999.
15. Губачев Ю.М., Макиенко В.В. Психосоциальные проблемы семейной медицины. – СпБ.: Гедеон Рихтер, 2000. – книга 4. – 49 С.
16. Губачев Ю.М., Макиенко В.В. Гериатрические проблемы семейной медицины. –-СпБ.: Гедеон Рихтер, 2000. - книга 16. - 70 С.
17. Девятко В.Н., Куралбаев Б.С., Захаров И.С., Исаев Д.С., Чен А.Н. Ключевые аспекты развития региональных программ общественного здравоохранения. – Алматы, 2004. – 342 с.
18. Доскалиев Ж.А., Диканбаева С.А., Аканов А.А. Управление организацией и проведением мероприятий по профилактике наиболее значимых заболеваний. - Алматы, 2004. – 47 с.
19. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Мотивация как инструмент стабилизации сферы здравоохранения на современном этапе // Главврач. - 2009. - №9. - С.81-83.
20. Здоровье населения и деятельность учреждений здравоохранения // Статистический ежегодник.
21. Камалиев М.А., Бигалиева Р.К., Хабиева Т.Х. История народной медицины и общественного здравоохранения Казахстана. – Алматы, 2004. – 173 с.
22. Камалиев М.А., Буздаева С.С. Медико-социологическая оценка теневого сектора здравоохранения/ Центрально-Азиатский журнал по общественному здравоохранению. – Алматы, 2005. - № 4. - 51-57.
23.Камалиев М.А. и др. Проблемы здоровья и образа жизни врачей Проблемы, опыт и перспективы развития программы проведения скрининга, раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения и оздоровления населения РК: матер. Межд. научно-практ. Конф., Астана-Алматы, 2004. С. 43-47.
24.Камалиев М.А. Общественное здоровье как социальная система. Актуальные вопросы образования, науки и политики в области общественного здравоохранения Кыргыстана.: сб. научн тр., посв 50- летию фак. мед-проф. дела. – Бишкек. 2003. – С. 39-45.
25.Кемалов Р.Ф. Роль маркетинга в здравоохранении //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2006 - №1. - С.41-43.
26.Клименко И.И. Проблемы расследования и предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков – уч. пособие. Барнаул. изд-во ААЭП. 2002 - 132 с.
27. Конституция Республики Казахстан. – 1995.
28. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., 1992.
29.Кучеренко В.З. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: учебное пособие / 4-е изд., перераб. и доп. - ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 256 с.
30.Максимова Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.
31. Манерова О.А. Качество кадрового потенциала здравоохранения в условиях реформы: формирование, сохранение и развитие. - М. - 2005. - С. 6- 58.
32. Медик В.А. Заболеваемость населения: история, современное состояние и методология изучения. – М., 2003. – 512 с.
33. Мелентьев А.С., Гасилин В.С., Гусев Е.И. и др. Гериатрические аспекты внутренних болезней. – Москва, 1995. – 260 с.
34. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире». – Астана, 2007.
35. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики». – Астана, 2008.
36. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию». – Астана, 2009.
37.Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана «Новое десятилетие –
новый экономический подъем – новые возможности Казахстана». – Астана, 2010.
38. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана». – Астана, 2011.
39. Налоговый кодекс Республики Казахстан от 12.06.2001. Доп. От 10.12.2008.
40. О здравоохранении в Республике Казахстан: Основные законодательные акты. – Алматы: ЮРИСТ, 2004. – 182 с.
41. Отношение населения к своему здоровью и системе здравоохранения: результаты социологического исследования/ под ред. Г.Нокиной, В.Гуревич. – Алматы: «Фонд XXI век», 2002. – 220 с.
42.Петри А., Сэбин К Наглядная медицинская статистика /пер с анг. под ред. Леонова В.П.. – 2-е изд перераб. и доп. - – ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 168 с.
43. Постановление Правительства РК от 28 сентября 2007 г. № 853 «Об утверждении перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на 2008-2009 гг.»
44. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.З. Кучеренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 256 с.
45. Рахметова С.Р., Михалкина Н.И. Валеология (Практические занятия). –Алматы: АГУим. Абая, 2001.- 57 с.
46. Решетников А.В., Шаповалова О.А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины: Учебное пособие для вузов. – М.: ГЭОТАР-медиа, 2008. – 64 с.
47. Руководство по профилактической деятельности врача общей практики (семейного врача)/ Под. Ред. А.В.Шаврова, В.Г. Маймулова. – СпБ.: Санкт-Петербургская ГМА им. И.И.Мечникова, 1997. – 298 с.
48. Сагиндыкова А.Н. Конституционно-правовые проблемы охраны здоровья граждан в Республике Казахстан. – Алматы, 1997. – 167 с.
49. Сакбаев О.С., Вагнер А.В. Совершенствование методологии изучения и оценки здоровья населения. – Алматы, 1995. – 364 с.
50. Сарымсакова Б.Е. Актуальные проблемы биоэтики / Центрально-Азиатский научно-практический журнал по общественному здравоохранению. – Алматы, 2002. - № 2. - ч.1.
51. Татькова А.Ю., Чечельницкая С.М., Румянцев А.Г. К вопросу о методике оценки качества жизни, обусловленного здоровьем// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - №2.- С.46-51
52.Указ Президента РК «О стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в РК на 2006- 2014 годы» от 29 ноября 2005 №1678.
53. Хайдарова Т.С. Финансирование и организация здравоохранения. – Шымкент, 2001. – 212 с.
54. Хайдарова Т.С. Страховая медицина. – Шымкент, 2002. – 161 с.
55. Цели ООН в области развития на пороге тысячелетия в Казахстане/ Бюллетень «Устойчивое развитие». – 2003. - №2.
56. Чен А.Н. Руководитель здравоохранения в Казахстане: теория, методология и практика обучения/ Под ред проф. М.К.Кульжанова. - Алматы, 2001.– 184 с.
57. Шарманов Т.Ш. Алматинский рубеж мирового здравоохранения (от Алматы к новому тысячелетию человеческого развития). Алматы-Вашингтон-Женева, 2008. 184 с.
58. Шахиева А.М. Формирование здорового образа жизни студентов и факторы риска// Матер. Научн. Конф. Семипалатинский госуд. мед. инст. – Семипалатинск, 1998. – С. – 104.
59. Щепин О.П., Медик В.А., Стародубов В.И. Изучение здоровья населения на современном этапе развития общества//Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2005.- №5.- С.3-6.
60.Шейман И.М. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении. М.: Изд. дом ГУ – ВШЭ, 2007. – 318 с.
61.Экономика здравоохранения: учебное пособие / под ред.Решетникова А.В. – 2-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 464 с.