Государственная итоговая аттестация
Государственный экзамен может и должен способствовать реальной оценке уровня подготовки будущего специалиста по циклам дисциплин, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом.
Основными задачами преддипломной практики являются апробирование на базовом предприятии ключевых идей будущей выпускной квалификационной работы (ВКР), сбор и анализ необходимой информации, окончательная корректировка реальной темы ВКР студента и в оптимальном случае — достижение договоренности о трудоустройстве.
Цель подготовки ВКР—завершение подготовки специалиста в сфере государственного и муниципального управления, способного анализировать, выявлять и эффективно решать актуальные проблемы в системе государственного управления и местного самоуправления на современном этапе, участвовать в реальном совершенствовании организации и процесса государственного и муниципального управления. Будущий специалист должен уметь грамотно и профессионально оценивать ситуацию и решать общественно-политические, нормативно-правовые, социально-культурные, организационно-управленческие, финансово-экономические, кадровые, исследовательские, консультационные и другие задачи.
Подготовка ВКР – это дальнейшее углубление и специализация знаний и навыков студентов в области государственного и муниципального управления в системном аспекте в условиях практического решения реальных общественно-государственных и управленческих проблем.
Целями подготовки ВКР являются также:
• расширение знаний по определенному разделу или направлению в сфере государственного и муниципального управления;
• систематизация знаний во взаимной увязке смежных дисциплин: «Основы государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «Теория управления», «Государственное регулирование экономики», «Политология», «Государственные и муниципальные финансы» «Конституционное право», «Теория государства и права», «Геополитика» «Правовые основы местного самоуправления», «Государственная кадровая политика» и др.;
• выработка у студентов навыков научно-исследовательской работы;
• более глубокое изучение методов аналитической и проектной работы.
Для успешной реализации целей подготовки ВКР студенту необходимо решить ряд задач:
· приобрести глубокие знания по теории и практике в области государственного управления и местного самоуправления, организации государственной и муниципальной службы, государственного управления экономикой и финансами, нормативно-правового регулирования и организационно-управленческой деятельности;
· сформировать умения и навыки по оценке и решению проблем развития системы государственного и муниципального управления в современных условиях и использовать их при решении задач ВКР;
· овладеть методами научного исследования, в том числе системного анализа и проектирования, и экономико-математического моделирования;
· знать и уметь грамотно применять в процессе написания ВКР методы оценки экономической и социальной эффективности проектных мероприятий;
· уметь использовать современные средства вычислительной техники в процессе выполнения исследований и оформления ВКР;
· стремиться добиться практической значимости путем достижения в процессе оргпроектирования реальных практических результатов, подготовленных к использованию в сфере государственного управления или местного самоуправления в органах, применительно к которым разрабатывается ВКР;
· свободно ориентироваться при подборе различных источников информации и уметь работать со специальной литературой;
· уметь логично и научно обоснованно формулировать теоретические и практические рекомендации, результаты анализа, проектные решения и мероприятия по их внедрению;
· квалифицированно оформлять графический материал, иллюстрирующий содержание ВКР.
Итоговой стадией обучения в высшем учебном заведении является подготовка и защита выпускной квалификационной работы. По качеству работы и ее защите судят об уровне подготовки выпускников, а это, в свою очередь, является важнейшим фактором оценки престижа вуза.
Подготовка ВКР является не только завершающим, но наиболее сложным этапом процесса обучения. При подготовке ВКР студент должен показать свои способности и возможности решения реальных проблем управления персоналом, используя полученные за годы обучения знания.
Методические указания позволяют обеспечить единство требований, предъявляемых к содержанию, качеству и оформлению выпускных квалификационных работ.
Выполнение ВКР предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя и творческое развитие студентом тематики и разделов выпускной работы.
Данные методические указания в качестве практического руководства будут способствовать:
— повышению качества теоретической и практической деятельности преподавателей и студентов на завершающих стадиях обучения в вузе;
— обеспечению комплексного подхода к завершающим фазам подготовки ВКР и, как следствие, повышению их эффективности;
— улучшению практической подготовки будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления;
— скорейшему и профильному трудоустройству, эффективной адаптации выпускников в органах государственной власти и управления и т.д.
Ключевые положения, изложенные в методических указаниях, заключаются в следующем:
1. Прежде всего, студент-выпускник направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» должен готовить выпускную квалификационную работу, отвечающую высоким современным требованиям.
2. Эффективная структура ВКР может включать как основные, так и обеспечивающие разделы.
3. Основными разделами ВКР должны являться:
а) теоретические и методологические основы изучения проблемы;
б) анализ состояния изучаемой проблемы в конкретной сфере, отрасли или органе государственного (местного) управления;
в) проектные рекомендации для органа государственного (местного) управления.
В качестве разделов, повышающих качество работы, должны быть предложены: экономическая, организационная оценка и правовое обеспечение проекта.
ВКР могут иметь фундаментальный, методологический, поисковый или прикладной характер.
Желательно, чтобы выпускные квалификационные работы выполнялись по заказам от органов управления, научных и учебных учреждений, в том числе кафедр, отделов и служб базовых вузов.
По возможности должен просчитываться ожидаемый экономический (или обосновываться социальный) эффект от разработки и внедрения результатов дипломного проектирования в рамках конкретной сферы, отрасли или органа государственного (местного) управления, поскольку любое проектное управленческое решение сопряжено со значительными затратами, которые должны перекрываться полученным социально-экономическим эффектом.
В современных условиях повышаются требования к правовой культуре будущих государственных и муниципальных служащих. В свете этого возрастает значимость раздела «Правовое обеспечение выпускной квалификационной работы».
В рамках подготовки ВКР обязательно применение компьютерных технологий и прикладных программ.
В рамках методических указаний представлена не только концепция организации дипломного проектирования, но также и концепция эффективного управления завершающими фазами обучения в вузе, начиная с итоговой аттестации студентов и заканчивая защитой ВКР с последующим анализом и использованием материалов дипломного проектирования.
Выбор темы ВКР определяется потребностью развития и совершенствования организации-заказчика, а также научной специализацией кафедры и ее преподавателей.
Механизм, правила и последовательность процесса организации дипломного проектирования изложены в указаниях более подробно.
Предложенные подходы к организации дипломного проектирования позволяют резко повысить роль выпускающей кафедры в данном процессе, а также повысить качество последующего использования выпускающей кафедрой основных материалов и результатов дипломного проектирования.
Целесообразным является проведение обязательных предварительных защит ВКР по направлениям, что повышает качество основных выступлений на защите, так как умение выступать, отвечать на вопросы, работать с иллюстрациями не приходит само по себе, и приобретенный опыт здесь трудно переоценить.