Еры, предпринимаемые правительством.
Демографическая проблема в Беларуси осознана на правительственном уровне и принимаются определённые меры. Так, была разработана, принята и успешно реализована Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 гг. В результате большинство проблем демографического развития приобрели позитивные тенденции.
Разработана и также уже реализована новая Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Анализ поступивших первых результатов демографического развития за 2015 г. показал, что реализация программы была эффективной и свои задачи выполнила. Количество умерших повысилось. Увеличился миграционный прирост населения (см. таблицу)
Таблица
Результаты реализации Национальных программ демографической безопасности на 2007-2010 и 2011-2015 гг.
Показатели | Запланировано на 2010 г. | Реальный результат в 2010 г. | Запланировано на 2015 г. | Реальный результат в 2015 г. |
Увеличение общего коэффициента рождаемости в % | 10-11 | 11,4 | 11,5-12,0 | 12,5 |
Увеличение суммарного коэффициента рождаемости – среднее число детей, которое родила одна женщина на протяжении всего репродукционного возраста (15-49 лет) | 1,4-1,5 | 1,1494 | 1,55-1,65 | 1,71 |
Снижение младенческой смертности в % | До 6 | 3,8 | 3,0 | |
Достижение ожидаемой продолжительности жизни, лет | До 70-72 | 70,4 | До 72-73 | 73,9 |
Снижение общего коэффициента смертности населения в % | До 10-11 | 14,4 | ДО 13,0-12,5 | 12,6 |
Обеспечение ежегодного прироста населения за счёт внешней миграции, тыс. человек | До 5 | 10,3 | 14,5 |
Реализация Национальной программы демографической безопасности в Республике Беларусь. Проведённые расчёты по специально разработанной методике показали, что позитивные результаты при реализации Национальной программы демографической безопасности на 2011-2015 гг. в отличии от предыдущей программы 2007-2010 гг. получены практически только за счёт социально-экономических факторов, среди которых важную роль сыграли именно меры этих двух программ. Так, рост количества родившихся за последние пять лет произошёл несмотря на то, что возрастная структура женского населения препятствовала этому.
Количество родившихся за пять лет увеличилось с 108,1 тыс. человек в 2010 г. до 119,6 тыс. в 2015 г. Причём все эти годы прирост количества родившихся происходил при достаточно быстром уменьшении численности женщин в детородном возрасте. Если в 2010 г. в детородном возрасте (15-49 лет) было 2478,0 тыс. человек, то в 2015 г. – 2297,2 тыс. человек, то есть на 180 тыс. (7,3%) женщины меньше. Причём именно с 2010 г. в численности женского населения стали уменьшаться численность и доля лиц в наиболее активном детородном возрасте 20-34 года, на который приходится 85-90% всех родившихся. За последние пять лет их численность уменьшилась на 35 тыс. человек.
Таким образом, если бы возрастные показатели рождаемости все пять лет оставались на уровне 2010 г., то в стране родилось бы за все пять лет на 14,2 тыс. детей меньше, чем при условии, что ежегодно рождалось столько же, сколько в 2010 г.
На самом деле, за пять лет в стране родилось на 40,8 тыс. больше, чем при условии, что ежегодно рождалось столько, сколько в 2010 г. Следовательно, весь прирост родившихся за пять лет получен только за счёт увеличение возрастных показателей и соответственно суммарного коэффициента рождаемости. Он за эти годы вырос с 1,5 до 1,7 ребёнка на одну женщину. Произошло это за счёт того, что большее число семей решили полнее реализовать свои репродуктивные установки. Многие решились родить очередного ребёнка, рождение которого ранее откладывали по социально-экономическим причинам.
Подобная закономерность отмечена и в динамике количества умерших. Снижение количества умерших уменьшилось, несмотря на то, что возрастная структура населения последние пять лет препятствовала этому.
Только первые два года реализации Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг. структура населения способствовала снижению количества умерших. В эти годы в самых старших возрастах, в которых смертность наивысшая, находились относительно малочисленные когорты лиц, принимавших участие в военных действиях во время войны 1941-1945 г., а также в старшие возрасты вступили малочисленные когорты родившихся в годы войны. Всего за пять лет количество умерших в стране сократилось со 137,1 тыс. человек в 2010 г. до 12,1 тыс. человек в 2015 г. Это произошло несмотря на то, что за последние годы возрастная структура населения, по мере вхождения в старшие возрастные группы многочисленных когорт, родившихся в первые послевоенные годы, стала препятствовать уменьшению количества умерших. Снижение количества умерших произошло за счёт уменьшения возрастных показателей смертности и роста ожидаемой продолжительности предстоящей жизни. На данную динамику существенное влияние оказали улучшение социально-экономического положения в стране и конкретные меры, принятые в ходе реализации Национальной программы. Ожидаемая продолжительность жизни всего населения выросла на 3,5 года.
Рост ожидаемой продолжительности жизни произошёл как у мужчин, так и у женщин. У мужчин этот показатель вырос почти в два раза больше, чем у женщин. У мужчин этот показатель вырос почти в два раза больше, чем у женщин (на 4 и2,3 года соответственно) . Если в 2010 г. умерло 71,7 тысяч мужчин , то в 2015 г.- 59.7 тысяч, то есть на 12,0 тысяч меньше. У женщин снижение умерших было меньше-в 2010 г. умерло 65,3 тысячи человек, а в 2015-60,3 тысячи, то есть на 5,1 тысяч меньше. В какой-то степени опережающее снижение количества умерших среди мужчин связано с тем, что у мужского населения на снижение умерших позитивное влияние оказывает не только социально-экономические факты, но и возрастная структура мужского населения .
У женщин социально-экономические факторы, как и мужчин, способствовали снижению количества умерших, но структурные факторы препятствовали этому снижению.
Национальные программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 года и 2011-2015 года успешно выполнены, большинство проблем демографического развития приобрели позитивные тенденции. Это, конечно, хорошо, но существует опасность сформировать общественное мнение о лёгкости решения данных проблем в перспективе. Однако это совсем не так.
Во-первых, безусловные успехи реализации Национальных программ демографической безопасности Республики Беларусь за 2007-2015 года и их высокая эффективность не столь велики относительно необходимого для установления простого типа воспроизводства населения страны.
Республика Беларусь, как и раньше, не воспроизводит своё население. Не смотря на определенный рост в последние годы показатели рождаемости в стране остаются на невысоком уровне. Они обеспечивают воспроизводство населения только на 80-85%.
Показатели продолжительности жизни хотя и выросли за последнее время, отстают от показателей в разных странах мира на 10-15 лет.
Хотя миграционный прирост населения за последние 20 лет остаётся постоянно положительным, его объёмы недостаточны для того, чтобы полностью и, главное, длительное время стабильно компенсировать естественную убыль населения страны в будущем.
Во-вторых, начало 21 века характеризовано весьма благоприятными условиями для позитивных тенденций в демографическом развитии Беларуси. В стране отмечались улучшения социально-экономической обстановки, рост благосостояния населения, что положительно повлияло на демографические процессы.
К тому же специально принятые меры способствовали улучшению благосостояния семей с детьми, в частности сокращению разрыва в уровне денежных доходов семей с детьми и без них, созданию благоприятных условий воспитания, повышения доступности для населения услуг здравоохранения и образования. Сказались также льготы в решении жилищной проблемы для семей с детьми.
Рост благосостояния и улучшения качества жизни населения безусловно положительно повлиял на улучшение здоровья населения, чему способствовали и специально принятые меры в области улучшения работы здравоохранения в стране. Именно этим можно объяснить перелом в данный период в тенденции ожидаемой продолжительности жизни.
Политическая обстановка в Украине вызвала повышенный миграционный прирост населения в Беларусь. По мере стабилизации обстановки этот поток сократится, возможен также возврат значимой части населения обратно.
В-третьих, на демографические процессы в стране в первом десятилетии 21 века позитивно воздействовали структурные факторы: состав населения по полу, возрасту, брачному состоянию и т.д. В активный детородный возраст вступали родившиеся во второй полони 1980-ых годов. В пенсионный возраст выходили многочисленные когорты, родившиеся в годы войны.