Необходимость государственного регулирования ценообразования в агробизнесе
Спрос на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие в отличие от других потребительских товаров не связан напрямую с уровнем
цен и доходов населения, то есть имеет слабую эластичность. Кроме того, производство многих видов продукции носит ярко выраженный сезонный характер. Поэтому с помощью только рыночных механизмов нельзя сохранить равновесие спроса и предложения на отдельные продукты, поддерживать стабильность продовольственного обеспечения населения и тем более создавать благоприятные условия товаропроизводителям.
Рыночное ценообразование породило ряд сложных проблем, имеющих большое социально-экономическое значение. Естественные монополии взвинтили цены на свои товары и услуги и переложили тяготы реформы на потребителей. Этому способствовала политика Правительства РФ, направленная на приближение внутренних цен к уровню мировых. Рост цен на топливно-энергетические ресурсы привел к значительному росту цен и тарифов во всем народном хозяйстве, снижению конкурентоспособности товаров на внутреннем и внешнем рынках.
Рыночные механизмы не в состоянии обеспечить эквивалентный обмен товарами между городом и селом, что доказано практикой развитых рыночных стран. Лишь вмешательство государства в перераспределение национального дохода через бюджетную систему позволяет удерживать сельское хозяйство от банкротства. Однако Правительство России практически отказалось учитывать мировой опыт, что привело сельских товаропроизводителей к убыточной деятельности, подорвало продовольственную безопасность страны.
В конечной цене товаров и услуг выросла доля не только топливно-
энергетических, транспортных монополий, но и услуг связи, торговли, финансовой сферы. Это привело к снижению доли непосредственных производителей в конечной цене продукции в 2-3 раза.
Основные направления государственной ценовой политики определены федеральными правовыми нормативными документами. Они касаются прежде всего - последовательного проведения либерализации цен (тарифов) в увязке с развитием конкуренции на товарных рынках как необходимого условия повышения эффективности рыночной экономики и осуществления государственного регулирования цен (тарифов) в отраслях, относящихся к естественным и локальным монополиям, а также разграничения компетенции в регулировании цен (тарифов) между федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ. Одним из таких документов является федеральный закон "О паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), используемую в сельском хозяйстве, и компенсации потерь в связи с его нарушением". Согласно этому документу, предусматривалось, что начиная с 1999 года сельхозтоваропроизводители получат 6 млн.т дизельного топлива и 1,5 млн.т бензина со скидкой в размере 50% против действующих рыночных цен.
Для осуществления эффективного государственного регулирования,
определения его пределов необходимо в первую очередь знать себестоимость производимой сельскохозяйственной продукции, так как она
рассматривается как база, что предопределяет важность ее обоснования при формировании цен. Поэтому следует определиться с методами ее подсчета. Не имеет смысла ориентироваться на себестоимость, установленную на основе деятельности какого-либо отсталого сельскохозяйственного предприятия, да и вообще какого-либо конкретного предприятия, иначе в бюджете просто не хватит средств на компенсацию убытков. Себестоимость должна быть экономически и технологически обоснованной и зависеть от
природно-климатических условий региона.
Экономически целесообразным является определение нормативной
себестоимости производства продукции на основе технологических карт, где затраты рассчитываются по технически обоснованным нормам, установленным на основании технологии, отражающей современный уровень технического обеспечения, организации производства и труда.
Для обеспечения расширенного воспроизводства необходимо увеличить цены на процентную ставку по кредитным ресурсам, что позволит расширить производство, перевести его на более высокий уровень развития. Необходимо перекрывать положительную разницу между себестоимостью и рыночной ценой, сложившейся на момент реализации продукции. Таким образом, можно обеспечить хотя бы минимальный уровень, необходимый для развития сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это позволит остановить нарастание задолженности сельского хозяйства перед другими отраслями народного хозяйства и бюджетом. Кроме того, более эффективные хозяйства смогут получать прибыль, в случае если себестоимость производства продукции в них меньше, чем заложенная в технологических картах. Прибыль будет получена также в том случае, если цены на рынке окажутся выше себестоимости.
Данный способ поддержки сельхозтоваропроизводителей имеет ряд преимуществ: относительная простота вычислений; прозрачность схем государственной поддержки; предотвращение иждивенческого отношения сельскохозяйственных предприятий к выделенным им средствам; равные условия для всех сельхозтоваропроизводителей; небольшой объем выделяемых средств (даже при возмещении 30% себестоимости, используя региональный фонд денежных средств для закупки продовольствия, можно
способствовать реализации количества продукции, почти в 3 раза превышающего объем, закупаемый в этот фонд).
Суть государственного регулирования на региональном уровне состоит в том, чтобы, используя ценовые и неценовые, прямые и косвенные методы, органы исполнительной и законодательной власти содействовали становлению и развитию рыночной экономики, ее инфраструктуры, создавали необходимые предпосылки для адаптации товаропроизводителей к условиям рынка и следовательно обеспечивали продовольственную безопасность своего региона
Методологическая основа решения обеспечения ценового паритета в АПК — обоснование достижения эквивалентности межотраслевого обмена. Это понятие означает обмен равного количества общественного труда, воплощенного в потребительной стоимости продуктов, произведенных в разных отраслях. Таких условий товарного обмена достигают в результате установления цен с учетом требований закона стоимости, что в условиях развитой рыночной экономики опосредуется рыночными ценами.
Характерный признак реализации этого принципа — формирование равновесных цен. Их уровень определяется при условии совпадения величин спроса и предложения на данный вид товара, но даже в странах с развитой рыночной экономикой на практике не существует полной сбалансированности спроса и предложения. Это проявляется как тенденция. В сельском хозяйстве возможности функционирования равновесных цен ограничены монополизмом ресурсообеспечивающих отраслей промышленности и отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, более низкой, по сравнению с другими отраслями, эластичностью спроса на его продукцию, действием рентных факторов. Поэтому для сельского хозяйства и, соответственно, для его продукции, реализуемой на аграрном рынке, особенно важно государственное регулирование цен. Это означает, что в качестве концептуальной основы государственной политики цен в аграрном секторе выступает, с одной стороны, принцип рыночного ценообразования, приспособленного к платежеспособному спросу, а с другой — государственный механизм регулирования цен. Последний особенно связан с возможностями применения закупочных и товарных интервенций на внутреннем рынке и осуществления государственной таможенной политики (тарифной и нетарифной) для защиты отечественного агропродовольственного рынка, интересов отечественных товаропроизводителей и потребителей, что становится особенно актуальным в связи с предлагаемым вступлением страны в ВТО.
С учетом опыта зарубежного и частично отечественного, все большее практическое значение приобретают закупочные и товарные интервенции, которые должны повысить эффективность государственного регулирования цен на зерно в их рамках с целью обеспечения сбалансированности спроса и предложения на рынке зерна, защиты интересов производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции.
Нормативно-правовая основа проведения этих операций — «Правила осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (постановление Правительства РФ от 3 августа 2001 г. № 580 с изменениями, внесенными постановлением Правительства от 15 июля 2005г. № 431). В соответствии с этими документами, государственные закупочные интервенции осуществляются, если рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию опускаются ниже установленного для их проведения уровня, а также в случае недостатка на рынке сельскохозяйственной продукции и повышения рыночных цен сверх установленного для их проведения уровня. Уровни цен, при достижении которых проводят государственные закупочные интервенции определяет Минсельхоз России по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Неотложная задача государства — принятие конструктивных мер по ослаблению монополистического влияния на аграрном рынке. В этой связи, а также в целях выравнивания экономических условий хозяйствования необходимо увеличить закупки сельхозпродукции в региональные и федеральные фонды, обеспечить доступ производителей к объектам розничной торговли, стимулировать создание кооперативов малого и среднего бизнеса по производству, переработке и реализации сельскохозяйственных товаров.