Понятие российского законодательства

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет управления

Специальность/направление подготовкигосударственное и муниципальное управление

Специализация/профиль/программа госудаственная и мниципальная служба

Кафедра государственного и муниципального управления

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

Организация предоставления государственных и муниципальных услугна тему:

Приоритетные национальные проекты и задачи совершенствования российского законодательства

Автор работы:

Студент 4 курса

группы Гб-113

очной формы обучения

Васильева Екатерина

Подпись

Проверил:

д.и.н., профессор

Аннин А.Г

Оценка

Подпись

Дата

Владимир 2016

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Понятие российского законодательства……………………………………..5

2. Содержание национальных проектов ………………………………………7

3. Национальные проекты совершенствования российского законодательства………………………………………………………………...10

Заключение ……………………………………………………………................12

Библиографический список …………………………………………………….15

Введение

Изменения в государственном устройстве России и в жизни российского общества привели к необходимости регулирования новых отношений, которые раньше не существовали, либо не регулировались правовыми нормами. Поэтому изучение системы законодательства Российской Федерации является очень важным на современном этапе. Данная научная проблема находится на стыке изучения таких наук как теория государства и права и конституционное право.

Особый интерес представляет исследование федеративной системы российского законодательства. В федеративном государстве можно выделить два уровня системы законодательства, что является отличительной особенностью федеративного государства: федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации, при этом система законодательства субъекта федерации находится в довольно сложном соотношении с федеральной системой законодательства.

Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере становления и совершенствования современной системы российского законодательства. Предмет работы - нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты уполномоченных органов и должностных лиц, теории, концепции, взгляды ученых относительно становления института российского законодательства.

Цель курсовой работы - комплексное правовое исследование института развития, совершенствования и становления российского законодательства.

Цель исследования определила постановку следующих задач:

· Раскрыть специфику становления российской системы законодательства

· Рассмотреть различные виды структурирования российского законодательства

· Выявить основные проблемы и перспективы развития российского законодательства

Данная работа состоит введения, трех пунктов, заключения и библиографического списка.

Понятие российского законодательства

Российское законодательство представляет собой иерархическую систему действующих на территории страны законодательных актов

Безусловно, развитию страны, выходу экономики из кризиса должны способствовать законопроекты принимаемые властью. Законодательство должно соответствовать времени и реагировать на происходящие в мире изменения и быть направлено на развитие страны и межгосударственных отношений. Лишь во время, реагируя на изменения, происходящие как внутри страны, так и вне её, принимая соответствующие поправки в законодательные акты можно говорить о каком-то развитии. Не может быть ни какого прогресса быть современной, грамотной законодательной базы.

Проблем, которые испытывает Российское законодательство очень много, но в тоже время и многое делается для их устранения. Многие отношения в различных сферах деятельности вообще законодательно ни как не урегулированы. Из-за чего экономика теряет значительные денежные средства, уменьшаются инвестиции. Часть законов просто устарело, необходимы новые. Среди принятых законопроектов значительная часть просто не исполняется, законы не работают. Хотя, казалось бы, что законопроекты направлены на улучшение жизни людей и должны быть положительно восприняты обществом. Лица, которые должны осуществлять надзор и проверки за соблюдением законодательства не осуществляют должным образом свои обязанности.

Очевидно, что понятие "законодательство" должно трактоваться однозначно, в своем узком, собственном смысле. Именно так оно понимается во многих теоретических работах последних лет, а также в Гражданском, Семейном и др. кодексах РФ. Однако необходимо иметь в виду, что в действующих нормативных актах пока еще нет четкого и общепринятого его определения. В то же время в будущем, в текущей правотворческой работе, а также в юридической практике и научных исследованиях необходимо постепенно переходить к однозначной, более узкой трактовке этого понятия именно как совокупности законов государства.

Современному российскому законодательству свойственны определенные, объективно обусловленные черты, которые постепенно воплощаются в жизнь и которыми призван руководствоваться российский законодатель. Одна из них сводится к тому, что законодательство страны представляет собой важнейший инструмент демократизации всех сторон жизни российского общества, обеспечения полновластия народа, установления, обеспечения и охраны прав и свобод личности. В политической сфере с помощью закона осуществлены и продолжают осуществляться такие поистине революционные преобразования, как кардинальное изменение избирательной системы и деятельности представительных органов страны, обеспечение многопартийности и возможности существования оппозиции, гласности, политического плюрализма, контроля за конституционностью принимаемых правовых актов, подлинная свобода слова, митингов, демонстраций. С помощью закона обеспечиваются право наций и народностей на свободное и независимое развитие, возможности малочисленных народов на сохранение и развитие языка, быта, культурных традиций; ликвидирован ряд несправедливостей относительно проживающих в Российской Федерации, подвергнутых репрессиям народов России. Существенно преобразуется духовная жизнь общества: обеспечивается свобода мнений и идеологический плюрализм, свободное развитие теоретической мысли, запрещена цензура.

Все проверки проводятся только для галочки. Коррупция, о которой так много в последнее время писалось и говорилось процветает во всех эшелонах власти. За частую принимаются заказные законопроекты, которые дают преимущества или учитывают интересы конкретных лиц. Это лишь малая часть тех проблем, которые испытывает наше законодательство. Данные проблемы свойственны не только Российскому законодательству, через все это прошли и все европейские страны на определенном уровне своего развития, применяя различные решения в конкретной ситуации.

Система законодательства (система нормативно-правовых актов) и система норм права. Главное отличие между этими понятиями заключается в том, что система норм права характеризует внутренний аспект нормативной стороны государственно организованного права, а система норм законодательства определяет его внешнюю форму. Структура норм права носит объективный характер, поскольку определяется предметом правового регулирования и режимом правового регулирования. Ее элементами, как известно, являются норма права, отрасль, подотрасль, институт и подинститут. Структура законодательства иная. Она складывается из нормативно-правовых актов, которые объединяются в отрасли законодательства (в целом, соответствующие отраслям права), но также включает в себя правовые акты и целые отрасли законодательства, «не вписывающиеся» в существующие отрасли права. Так, в российском законодательстве сложились комплексные отрасли законодательства (об образовании, об охране здоровья, транспортное законодательство и др.), которые содержат в себе нормы разных отраслей права.

Российское законодательство довольно молодое, мы развиваемся по пути проб и ошибок, учитывая опыт наших соседей и в то же время особенности присущие только нам. Наверное пройдет уже ни один десяток лет, чтобы по своему развитию как законодательно, так и по качество и продолжительности жизни мы смогли сравнятся с европейскими странами. Но предпосылки для этого есть, остаётся лишь только ждать и надеется на лучшее.

Содержание национальных проектов

Приоритетные национальные проекты - ближайшие цели, которые не отменяют определенные ранее стратегические задачи по модернизации здравоохранения и образования, формированию платежеспособного, массового рынка жилья, а являются первым периодом в реализации общей государственной стратегии России. Для их воплощения в жизнь Указом Президента РФ был создан Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
Новые инициативы в сфере государственной социальной политики, провозглашенные в ПНП, составили основу механизма реализации государственной стратегии, отраженной в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», а впоследствии - в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.[1]
Государственная стратегия в 1990 - 2005 гг. в основном была направлена на реформу политической системы, федеративных отношений, экономической и финансовой системы страны и практически не захватывала область социальных отношений, которая фактически осталась неизменной с советского периода.
А между тем - и это доказывает опыт передовых государств - именно социальная область стала локомотивом развития в последние десятилетия для передовых государств, превратилась из фактора стабильного общества в фактор экономического развития. Необходимо подчеркнуть три объективные социально-экономические составляющие основ индустриально развитых стран, которые сложились в последней четверти XX в.
Во-первых, качество человеческого потенциала, которое превратилось в ведущий фактор экономического развития, определяется прежде всего социальной политикой государства.
Во-вторых, социальная политика является основой для развития институтов гражданского общества и повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, стимулирует создание новых, более эффективных механизмов взаимоотношений государства и общества. Известно, что чем более развито государство, тем больше социальных функций переходит от государства к обществу. Прежде всего к институтам гражданского общества и местного самоуправления.
В-третьих, главной целью развития государства, общества выступает человек, его возможности и способности. Другими словами, если прежде в качестве цели действия власти называлось укрепление государства или нации (иногда религиозные или идеологические цели), то сегодня это может быть только человек, который является основой для суверенитета государства и нации.
Объектом обновленной государственной стратегии России стала социальная политика развития человеческого потенциала. Отечественные и зарубежные научные исследования показывают, что диапазон развития потенциала личности - интеллектуальный, духовный, физический - в зависимости от многих обстоятельств и условий может быть реализован на 1% или 70%. Однако этот потенциал должен физически существовать изначально. Если нет самого человека, то не имеет смысла говорить об эффективности реализации его потенциала. Вот почему демографические тенденции в развитии любого народа, общества и государства имеют базовую основу по отношению к любым другим тенденциям. Иными словами, прежде чем говорить о качестве человеческого потенциала, темпах его развития и т.д., необходимо помнить его количественные составляющие, т.е. демографические показатели.[2]
Проанализировать место и значение ПНП невозможно вне общего контекста развития страны, прежде всего социально-экономического.
На формирование общего подхода к ПНП оказали влияние следующие факторы:
- появление значительных относительно свободных ресурсов, сконцентрированных в разных формах государством (Стабфонд, золотовалютные резервы, остатки по счетам и т.д.);
- сокращение государственной внешней задолженности;
- превращение экономического роста в стране в устойчивую тенденцию.
Поскольку многие количественные и качественные задачи восстановления основ экономики оказались невыполнимы без кардинальных изменений системы управления, то относительно стабильная политическая ситуация в стране с опорой на высокий авторитет Президента России позволила принять принципиально новые задачи социально-экономического развития.

3. Национальные проекты совершенствования российского законодательства

Приоритетные национальные проекты связали деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в достижении общих государственных задач, дали возможность для активного участия в их реализации каждого уровня власти.
Во-первых, последствия масштабных изменений федерального законодательства, направленные на реформирование организации местного самоуправления, разграничение полномочий между органами власти всех уровней, высветили актуальность построения эффективных управленческих моделей, основанных на еще более четком определении зон ответственности и вместе с тем усилении координации всех звеньев системы власти. Реформа обнажила целый ряд проблем, связанных с нехваткой, особенно на муниципальном уровне, финансовых ресурсов для обеспечения важнейших конституционных прав и гарантий граждан, а в ряде случаев - с неумением или нежеланием органов власти на местах создавать условия для их реализации, рационально используя имеющиеся ресурсы

Во-вторых, накопленный за десятилетие опыт программного регулирования в новых конституционно-правовых условиях позволил создать основу для качественного улучшения применяемых методов с учетом тех сбоев и слабых мест, которые все более проявлялись в практической реализации федеральных целевых программ. Последние так и не стали механизмом объединения административных и финансовых ресурсов всех уровней власти, включая муниципальный, и полноценной, стабильной формой бюджетного планирования, находясь в зависимости от множества субъективных факторов и, за редкими исключениями, в режиме перманентного секвестра.

В-третьих, благоприятная экономическая конъюнктура и высокие темпы роста доходов федерального бюджета создали возможность концентрации значительных объемов бюджетных средств на модернизации самых ресурсоемких и, вместе с тем, определяющих отраслей, решении застаревших, но одновременно самых насущных проблем жизнедеятельности общества.

Таким образом, изначально в идеологию, концепцию приоритетных национальных проектов была заложена их взаимосвязь с бюджетной деятельностью государства, направленность на реализацию в этой деятельности принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Сферы реализации проектов выбраны вполне закономерно: здоровье, образование, жилье и сельское хозяйство (не только как вид производства, но и как среда жизнедеятельности более трети населения России) являются ключевыми компонентами, определяющими состояние такого исходного параметра, главного приоритета всей государственной политики, как качество жизни граждан. И это именно те сферы, развитие которых требует применения таких масштабных и технологичных государственных инструментов, какими являются приоритетные национальные проекты.

Заключение

Главная особенность приоритетных национальных проектов заключается в создании механизма реального объединения бюджетных и других ресурсов органов власти всех уровней (федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления) на решении ключевых социально-экономических проблем России. Более того, национальный масштаб проектов высвечивает идею объединения ресурсов в еще более широком свете - как объединение ресурсов власти, с одной стороны, и всего общества (его институтов, каждого человека), с другой. Сложно не согласиться со следующей характеристикой национальных проектов: «никогда еще в новейшей истории взаимосвязанные управленческие решения не охватывали так системно и комплексно все основные элементы общества:

- власть на всех ее уровнях;

- бюджетный сектор и других производителей социальных благ и услуг;

- и, наконец, население, потребляющее эти блага и услуги»

Прежде всего необходимо отметить, что статус приоритетного национального проекта как особой формы, особого механизма государственного регулирования общественных отношений не определен действующим федеральным законодательством. В частности, не определены такие ключевые элементы этого статуса, как дефиниция понятия «приоритетный национальный проект» и состав программно-целевых документов, из которых он складывается. Без восполнения данного пробела правовое регулирование отношений, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов, и дальше будет носить раздробленный, противоречивый характер, одним из негативных проявлений которого является различный и не во всем сопоставимый правовой режим документов планирования реализации приоритетных национальных проектов.

В настоящее время содержание приоритетных национальных проектов комплексно раскрывается в документах, утверждаемых Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Однако поскольку указанный Совет выполняет исключительно совещательные функции и не имеет полномочий государственного органа, то и утверждаемые им акты не могут рассматриваться в качестве правовых.

Как следствие, они не могут считаться расходным обязательством Российской Федерации и в этом качестве включаться в федеральный бюджет. В этой связи особенно важное значение приобретает взаимосвязь содержания приоритетных национальных проектов с программами, утверждаемыми федеральными органами государственной власти.

Библиографический список

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года // Российская газета от 13 мая 2009 г

2. Белякова Н.В. Реализация национальных приоритетных проектов как способ построения социального российского государства: Статья / Юридическая мысль. 2013. № 6.

3. Карпенко М., Казанцев В., Иванов Л. Приоритетные национальные проекты и новая идеология. - М., 2012

4. Казанцев В. Государственная стратегия развития России и роль приоритетных национальных проектов в ее реализации. // Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. полит, наук. - М.: ВУ, 2011

5. Коровкина Е.Б., Правовое обеспечение реализации приоритетных национальных проектов, Журнал «Финансы» № 9, 2012 г

6. Рейман Л.Д., Национальные проекты. Стратегия и тактика. – Журнал «Национальные проекты», №10(17) – 2014

7. Сафина С. Б. Национальные проекты и государственная политика России // Юридический мир. - 2012. - № 3. - С. 42-45.

8. Суховееа А.А. Первые итоги и основные проблемы реализации приоритетных национальных проектов // Экономический вестник. - № 4. - 2007. - С. 32.

9. Хачатрян А. Национальные проекты: "Доступное жилье" // "Ориентир". - 2007. - № 6. - С.33.

10. Журнал «Экономика России: ХХI век» №22, http://www.ruseconomy.ru/nomer22_200611/ec13.html

[1]

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года // Российская газета от 13 мая 2009 г.
 

[2] Казанцев В. Государственная стратегия развития России и роль приоритетных национальных проектов в ее реализации. // Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. полит, наук. - М.: ВУ, 2011

Наши рекомендации