Новое видение организации. Социальные процессы
Новое видение организации заключается в том, что она создается для людей и существует ради людей. Новое видение организации можно изложить в следующих трех современных взглядах:
1 новая цель – создание условий для самореализации сотрудников;
Создание условий для самореализации сотрудников как новая цель может быть достигнута следующими путями: поощрение инициативы и творчества, проявление доверия вместо контроля.
2 новые способы управления – раскрытие внутреннего потенциала;
Пути раскрытия внутреннего потенциала коллектива и отдельных сотрудников могут быть следующими: делегирование властных полномочий; децентрализация функций; разрушение внутрифирменных барьеров.
3 новые подходы в построении – опора на людей.
Опора на людей может быть реализована следующими путями: достижение конкурентных преимуществ за счет сотрудников; забота о благополучии персонала; переход от механических структур к органическим.
Социальные процессы – это динамический комплекс отношений и позиций, который развивается в ходе взаимодействия сотрудников в организации.
К основным социальным процессам в организациях можно отнести:
1 командное взаимодействие;
2 неформальное общение;
3 коммуникации.
Взаимодействие между сотрудниками фирмы осуществляется в ходе деловых и личных отношений. Для совместной деятельности работники объединяются в бригады, отделы, участки, цеха. Однако наиболее современной формой организации труда является команда – специально подобранная группа сотрудников.
Командное взаимодействие– это совместная профессиональная деятельность группы работников разной квалификации.
Команда – это группа работников разной квалификации, объединенных для достижения общей профессиональной цели.
Профессиональная команда имеет свои характеристики: сплоченность, квалификация, национальный состав.
Командные проблемы – это те трудности и недостатки, которые могут возникнуть в ходе формирования или деятельности команд. Основными из возможных проблем являются: неадекватный руководитель, некачественный подбор состава, неудовлетворительный психологический климат в команде или вокруг нее.
Неформальное общениеявляется вторым, после профессионально-командного, социальным процессом в организации. Неформальное неофициальное общение – это взаимодействие людей на основе личных симпатий и предпочтений.
В неформальном общении имеются свои особенности.Основные из них следующие:
1 тесные личные контакты благодаря положительным взаимоотношениям;
2 приятная атмосфера общения вследствие взаимных симпатий;
3 появление авторитетных лидеров, вокруг которых концентрируется неофициальное общение и образуются неформальные группы;
4 возникновение неписанных правил и традиций в группах неформального общения.
Положительные аспекты неформальных групп с точки зрения их полезности для профессиональной деятельности. Основные из этих аспектов таковы:
1 передача информации в неформальных группах происходит быстрее, точнее. эмоциональнее;
2 неформальная группа может активно способствовать сплочению профессиональной команды;
3 неформальная группа помогает полнее удовлетворить индивидуальные и социальные потребности сотрудников в приятном общении и профессиональном творчестве.
Коммуникации как обмен информацией представляют собой третий социальный процесс в организации. Циркулирование информации является основой для соответствующей профессиональной деятельности и принятия решений. Если коммуникации неадекватны, информация оказывается неполной либо искаженной, что резко отрицательно сказывается на деятельности организации.
Коммуникации имеют разные виды. Основные из них – вертикальные и горизонтальные. Вертикальные коммуникации, в свою очередь, делятся на нисходящие (приказы, распоряжения, инструкции) и восходящие (отчеты, справки, предложения, жалобы).
Горизонтальные коммуникации делятся на официальные (обмен профессиональной информацией) и неформальные (обмен личными мнениями).
Коммуникативная политика рук-ва:
1. политика «открытых дверей»
2. некабинетное управление
3. Информирование из первых уст
4. Реагирование
5. Прогнозирование и планирование комм-й