Конституционные основы российского федерализма

Правовые основы формирования и функционирования федеральных округов в Российской Федерации

Конституционные основы российского федерализма

Как известно, все государства мира по своему политико-территориальному устройству делятся на федеративные, т.е. сложные по составу, включающие в себе относительно самостоятельные государственные образования, называемые субъектами федерации (штаты, кантоны, земли и т.д.), и унитарные, т.е. простые по составу, разделенные на несамостоятельные административно-территориальные единицы, подчиненные единому центру.

Федеративных государств в мире сравнительно мало, не более 26. Однако их число растет, т.к. федеративные государства в силу децентрализации и деконцентрации государственной власти становятся более демократичными.

Федеративное устройство предполагает наличие федеральной (центральной) власти и власти субфедеральной (региональной), привлечение субъектов федерации к делам федерации и, соответственно, участие федерального центра в решении вопросов регионального значения.[1]

К важнейшим принципам федеративного устройства РФ относятся следующие: государственный суверенитет, единство системы государственной власти, конституционный принцип равноправия субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов в РФ; принцип разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.

Формирование федеративных отношений в России включает в себя несколько этапов:

- 1918-1922 гг. - этап автономизации в рамках суверенного государства - РСФСР;

- 1922-1925 гг. - этап оформления административных единиц и фактическая утрата Россией суверенитета;

- 1925-1990 гг. - этап увеличения числа, развития и укрупнение субъектов в рамках несуверенного государства РСФСР;

- 1990-1993 гг. - демократический этап «парада суверенитетов» самой Российской Федерации и республик в ее составе;

- с 1993 по настоящее время - этап преодоления асимметрии в федеративном устройстве и дальнейшего укрупнения субъектов.[2]

Вступление в силу Конституции РФ 1993 г. знаменовало собой начало нового этапа в развитии федеративных отношений - преодоления асимметрии в ее устройстве. Строго говоря, началу этому процессу было положено еще до принятия действующей Конституции заключением 31 марта 1992 г. Федеративного договора, которым вся территория страны была превращена в совокупность субъектов Федерации, иными словами, объявление бывших административно-территориальных единиц: областей, краев, городов федерального значения - субъектами Российской Федерации.

В настоящее время Российская Федерация - государство с уникальной государственной структурой. Она состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ, равноправия и самоопределения народов.[3]

До подписания Федеративного договора Российская Федерация строилась по национальному принципу. После принятия Конституции 1993 г. Российская Федерация образована по территориально-национальному принципу, что предопределяет некоторые особенности статуса различных субъектов РФ.

Исторически они появлялись и видоизменялись в разное время как внутренние образования РСФСР, кроме Тывы, что получило отражение в Конституциях РСФСР 1937 г., 1978 г., а впоследствии было оформлено Федеративным договором (договорами и протоколами к ним о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным органами государственной власти РФ и органами власти соответствующих субъектов) от 31 марта 1992 г. В договоре оставлены места для подписей представителей Татарстана и Чечено-Ингушетии, которые так и не были поставлены.

В сравнении с Конституцией РСФСР 1978 г. число субъектов Российской Федерации значительно возросло. Изменились их наименования и правовой статус.

10 апреля 1992 г. постановлением Съезда народных депутатов РФ Федеративный договор был включен в Конституцию (Основной закон) РФ как ее составная часть. В новую Конституцию РФ 1993 г. Федеративный договор не включен. В соответствии с ее заключительными положениями в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции РФ действуют положения Конституции РФ. 15 февраля 1994 г. был подписан Договор с Татарстаном. Всего к середине 1998 г. подписано 42 индивидуальных договора с 46 субъектами Федерации.[4]

Летом 2001 г. ряд регионов выступили с инициативой расторжения договоров о разграничении полномочий, заключенных ими с федеральным центром.

Видовой состав субъектов Федерации предопределяется в ч. 1 ст. 5 Конституции. Ст. 65 Конституции содержит перечень конкретных субъектов каждого вида, причем они перечисляются в алфавитном порядке (на основе алфавита русского языка - государственного языка Федерации). В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы - республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.

Наименования субъектов Федерации в Конституции РФ даны в том виде, как они определены ими самими. Название республик, автономной области и автономных округов происходит от имени так называемых титульных наций и народов.

Россия относится к самым многосубъектным федерациям в мире. В ее составе 83 субъектов, в том числе: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения; 1 автономная область, 4 автономных округов. Все автономные округа, кроме Чукотского, входят в состав краев или областей.

Субъекты РФ различаются между собой по величине и территории, численности и плотности населения, его национальному составу. Субъекты РФ отличаются и по ряду других признаков - уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслей промышленности и сельскому хозяйству, историческому прошлому, национальной культуре всего или части населения.

Однако, как следует из Конституции РФ, эти и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

Часть 2 ст. 65 Конституции РФ предусматривает возможность изменения состава Российской Федерации. Таким образом, изменение состава РФ может произойти путем:

1) добровольного вхождения в Российскую Федерацию иностранного государства.

Очевидно, что принятие в РФ нового субъекта может быть осуществлено лишь по взаимному согласию РФ и государства, пожелавшего войти в ее состав.

2) образования на ее территории нового субъекта, которое может быть осуществлено путем:

- объединения двух или более субъектов в один;

- разделения одного субъекта с образованием новых;

- выделения нового из состава одного субъекта или нескольких субъектов, граничащих между собой;

- вхождения одного субъекта в состав другого, в результате чего один из них утрачивает статус субъекта РФ.

Любое из названных преобразований РФ должно осуществляться в порядке, установленном федеральным конституционным законом, а применительно к случаю, связанному с изменением статуса субъекта, и в той мере, в какой изменения его вида затрагивают данный статус, также с учетом положений ч. 5 ст. 66 Конституции РФ.

Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит тем ее субъектам, на территориях которых образуется новый субъект РФ.

Совместное предложение законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц заинтересованных субъектов Российской Федерации об образовании в составе РФ нового субъекта направляется Президенту РФ. Указанное предложение должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе РФ нового субъекта.[5]

Первые годы XXI в. стали периодом существенных изменений в политической, экономической, социальной и правовой сферах жизни Российского государства. Эти изменения нашли свое закономерное отражение в конституционном законодательстве и стали основой для своеобразного развития в 2000-2006 гг. К числу особенностей конституционного законодательства РФ в указанный период, как считает Е.С. Аничкин, относятся:

- унификация;

- изменение соотношения законодательных полномочий Федерации и субъектов РФ по предметам совместного ведения;

- сокращение числа предметов остаточного ведения субъектов РФ и объема их регулирования;

- искоренение договорного регулирования отношений между РФ и ее субъектами;

- усиление централизации общественно-политической и экономической жизни и вызванное этим изменение содержания конституционного законодательства;

- отражение в конституционном законодательстве тенденции унитаризации государственно-территориального устройства страны.[6]

Указанные особенности в большинстве своем свидетельствуют о явном усилении центростремительных тенденций в развитии Российского государства и искажении его федеративной природы.

Таким образом, Конституция РФ закрепила принципы федеративного устройства государства, разграничила предметы ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, наделила регионы достаточно широкими правами, создав, таким образом, дополнительные гарантии необратимости демократических преобразований. Изменения последних лет стали вести к усилению централизации в стране.

Наши рекомендации