Лекция 3. Проблемы методологии в теории оценки
1. Проблема стоимости в экономической теории.
2. Категория стоимости в теории предельной полезности: полемика с трудовой теорией стоимости.
СРС – составить перечень видов стоимости.
Литература:
Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М. : ИНФРА – М, 2003.
1. В экономической литературе сложилось три основных подхода при определении стоимости товаров.
Первый подход основан на использовании теории трудовой стоимости. В соответствии с этим направлением производство и обмен товаров совершаются на базе их стоимости, которая определяется общественно необходимыми затратами труда. В этом случае товаропроизводители должны исходить из следующего закономерного положения: если индивидуальные затраты труда больше общественно необходимых, то та часть затрат, которая превышает последние, обществом не признается.
Второй подход основан на использовании теории предельной полезности. Стоимость и цена выводится из предельной полезности товаров и их редкости. Выделяют два вида ценности материальных благ – субъективную и объективную. Под субъективной ценностью понимается ценность материальных благ для данного субъекта, под объективной ценностью – рыночную цену товара.
Третий подход сформулирован А. Маршаллом. Его позиция определения стоимости сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности, и предложения в виде издержек. Отсюда А. Маршалл делает вывод: полезность определяет предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценности. Он считал, что цена, которую согласен уплатить за товар покупатель, определяется полезностью товара, при этом полезность он рассматривал как максимальную стоимость, которую может уплатить за товар покупатель.
Основными теориями стоимости являются трудовая теория и теория предельной полезности.
Потребительская ценность – это полезность вещи, ее способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность.
Стоимость товара (продукта) образуется из затрат труда на его производство. Соответственно величина стоимости товара определяется количеством труда и необходимым рабочим временем на производство товара. Следовательно, если принять интенсивность трудовых усилий за постоянную величину, то, чем больше необходимого времени тратится на производство продукта, тем выше его стоимость.
Результатом конкретного труда является продукт, а специфическая способность продукта удовлетворять потребности есть его потребительная стоимость.
Создается странная картина. Экономическая система одна. Теорий стоимости, эту систему количественно объясняющих, две. Выходит, одна из теорий неверна ? Нет. Каждая из них верна, и неверна: они односторонни, так как описывают стоимость как бы с разных сторон.
2. Согласно трудовой теории стоимости (основоположниками которой являются У. Петти, А. Смит, Д. Риккардо и К. Маркс), обмен товаров происходит как обмен одинакового количества труда, затраченного на их производство. Д. Риккардо писал, что «меновая стоимость товара определяется количеством труда, воплощенного в них». Таким образом, основой стоимости является общественный труд, который и составляет субстанцию или внутреннее содержание стоимости. Стоимость и меновая стоимость тесно связаны между собой, но не тождественны. Их разница в том, что стоимость есть внутреннее присущее свойство товара, его сущность, а меновая стоимость – это внешнее проявление сущности в процессе обмена.
Следует различать индивидуальную стоимость – стоимость отдельного товара, величина которой определяется затратами отдельного товаропроизводителя (предприятия), и общественную стоимость, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда, т.е. затратами на единицу потребительской стоимости при общественно нормальных условиях производства, среднем уровне умелости и интенсивности труда.
Величина стоимости, по А. Смиту, определяется то трудом, затраченным на его производство, то стоимостью труда, покупаемого за данный товар, а то суммой доходов рабочего и капиталиста. Теория «трех факторов производства» Ж.Б. Сэя исходит из того, что в создании стоимости участвуют три фактора: труд, капитал и земля. По Марксу, средства производства (капитал и земля) не могут быть источником стоимости, так как в них заключена определенная стоимость, и лишь живым трудом наемного рабочего стоимость средств производства переносится на готовый продукт.
Стоимость – это категория исключительно товарного (рыночного) хозяйства и представляет собой общественное отношение товаропроизводителей, которое возникает при обмене товаров, так как товаропроизводители вступают на рынке в экономические отношения друг с другом. Таким образом, за обменом товаров (вещами, благами) скрываются отношения между людьми.
Стоимость – экономическое понятие, устанавливающее взаимоотношение между товарами и услугами, доступными для приобретения, и теми, кто покупает.
Стоимость определяется по трем следующим параметрам:
1) область применения – расчет стоимости продукции, изделия, полуфабриката;
2) содержание – полностью – полностью или частично определенные расходы за конкретный период;
3) момент расчета – до (заранее установленная стоимость) или после.
Чтобы благо стало товаром, оно должно обладать и потребительной стоимостью и стоимостью. Два свойства товара образуют единство. Как потребительные стоимости товары разнородны и несопоставимы, как стоимости – однородны и качественно соизмеримы. Один и тот же товар на рынке для продавца имеет значение как стоимость, а для покупателя – как потребительная стоимость. Прежде чем реализовать потребительную стоимость товара (т.е. потребить его), товар должен быть реализован как стоимость. В этом единство и противоречие товара.
Двуединая сущность товара как стоимости и потребительной стоимости является результатом двойственного характера труда, создающего товар. Сущность двойственного характера труда, создающего товар, заключается в следующем:
- с одной стороны, это конкретный труд, создающий потребительную стоимость и определяемый конкретной целью, специфическим характером операций, предметами, орудиями и результатами труда;
- с другой – это абстрактный труд, создающий стоимость и представляющий собой затраты человеческой энергии вообще, расходование энергии, мускулов, нервов. Это материальное явление, т.е. реальная затрата реальной рабочей силы в физиологическом смысле.
В распространенном изложении трудовой теории стоимости анализ стоимости осуществлялся вне связи с полезностью. В результате экономисты 20 века разделились на два лагеря:
- одни считают, что источник стоимости блага есть только труд (английские экономисты П. Сраффа, ДЖ. Робинсон, японские экономисты М. Моришима и др.);
- другие экономисты полагают, что источником стоимости (под которой они понимают ценность) может быть только полезность (Г. Госсен и др.) Выведенный Госсеном закон гласит: «Чем меньше товара, тем больше его полезность и ценность».
Таким образом, классикам политической экономии приписывалось отрицание связи между стоимостью и полезностью. В действительности это не совсем так. А. Смит писал, что слово «стоимость» (value) имеет два разных значения, иногда оно отражает полезность какого-либо определенного предмета, а иногда способность покупать другие блага, создаваемую обладанием указанным предметом. Абсолютизируя понимание стоимости во втором значении, большинство современных экономистов приписали марксисткой трудовой теории стоимости исключение категории «полезность».
Стоимость и ценность взаимосвязаны. Если стоимость – это затраты труда, то ценность отражает синтез затрат и результатов этих затрат, т.е. полезности. Ценность дает ответ на два вопроса: 1) сколько затрачено труда на изготовление блага ? 2) с какой пользой ?
Полезность выступает связующим звеном между затратами труда, ценностью и потребительной стоимостью. Это как бы соединительная ткань, без которой товар рассыпается. Экономическое благо, представленное в виде товара, есть не только экономическая полезность, но и затраты труда, которые стоят за этой полезностью и гарантируют ее.
Сущность ценности, ее субстанция – это определенная экономическая деятельность, которая включает цель (результат) и средство (затраты). Экономическая ценность есть, в свою очередь, единство результата (полезности) и затрат.
Итак, экономическая ценность – это единство экономической полезности блага и экономических затрат на его производство. Ценностью обладают лишь ограниченные блага. Поэтому редкость (ограниченность) блага является элементом ценности.
Экономический субъект (отдельный производитель) не будет осуществлять затраты, если они не оправданы результатами, т.е. полезностью создаваемых благ.
Двуединый характер экономической ценности и стоимости нашел свое теоретическое воплощение в противоборстве трудовой теории и теории предельной полезности.
Двойственная природа стоимости (ценности) находит свое проявление в категориях «общественная стоимость (ценность)» и «рыночная стоимость (ценность)».
Общественная стоимость формируется и регулируется индивидуальными затратами, которые в ходе внутриотраслевой конкуренции выравниваются в общественную стоимость.
Каковы функции общественной стоимости ? Во-первых, она является принудительным фактором (стимулом) повышения производительности живого труда. Во-вторых, общественная стоимость является фактором эффективного использования материальных ресурсов производства.
Наряду с категорией общественной стоимости следует отличать рыночную стоимость, которая определяется не только условиями производства, но и условиями реализации на данном рынке, что связано с субъективной оценкой полезности.
В заключении можно сделать вывод, что экономический товар включает одновременно и благо (поскольку он нужен потребителю), и затраты (поскольку для его производства необходимы ресурсы). Эти качества товаров проявляются как их полезность (поскольку они удовлетворяют наши потребности), редкость (поскольку для их производства нужны ограниченные ресурсы) и ресурсоемкость. При приобретении экономического товара люди платят за него определенную сумму денег, которая называется ценой товара.
Согласно трудовой теории стоимости, цена есть денежное выражение стоимости.
Теория предельной полезности утверждает, что человеку, чтобы жить, нужна определенная совокупность материальных благ. Способность блага удовлетворять какую-либо потребность человека есть его полезность.
Блага, удовлетворяющие потребности людей, имеются в разных количествах: есть блага изобильные, есть редкие. Изобильные блага экономическая наука не рассматривает. Ее интересуют лишь блага, имеющие ту или иную степень редкости. Именно эти блага надо экономить.
Таким образом, если имеется некоторый запас блага (продукта), то величина этого запаса будет определять его редкость, способность удовлетворить потребность – определять полезность.
Большинство благ делимы. Поэтому можно различать общую полезность и полезность каждой единицы запаса. Представим себе, что производитель обладает тремя частями некоторого блага. Предположим, что можно выразить количественно начальную интенсивность этой потребности. Она равна 10. Допустим, что производитель потребляет первую часть блага из запаса. Поскольку полезность каждой части блага отражает интенсивность потребности, то можно сказать, что полезность первой части будет равна 10.
После потребления первой части потребность частично удовлетворена и ее интенсивность уменьшилась для производителя до 8. Следовательно, вторая часть блага имеет полезность, равную 8.
Третья, последняя часть блага имеет полезность 6. Полезность этой последней части, имеющейся в распоряжении производителя, называется предельной полезностью.
В итоге можно сделать вывод, что марксова теория трудовой стоимости и теория предельной полезности не противоречат, а дополняют друг друга. Если в первой наиболее глубоко разработан научный аппарат обоснования стоимости в соответствии с трудовыми затратами, то во второй – теоретически обосновано наиболее эффективное использование основных факторов производства – труда, капитала, земли и т.д.