Организационно-методические указания. Муниципальное казенное учреждение
Муниципальное казенное учреждение
Управление гражданской защиты
города Димитровграда» ___________________________________________________________________
Курсы гражданской обороны
Методическая разработка
Тема № 5.2 «Действия должностных лиц ГО и РСЧС при
Проведении органов управления, сил ГО и РСЧС
в готовность»
Димитровград
Тема № 5.2 «Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность»
Учебные цели занятия:
1. Изучить со слушателями порядок и сроки приведения формирований ГО и РСЧС в готовность, основные обязанности должностных лиц по их приведению.
2. Дать навыки обучаемым в осуществлении основного комплекса мероприятий по приведению формирований в готовность и повышению уровня их готовности к действиям.
Метод проведения занятия: практическое занятие
Место проведения занятия: учебный класс
Время, отводимое на занятие: 1(2) академических часа
Нормативные правовые акты
1.Федеральный Закон РФ “О гражданской обороне” № 28- ФЗ от 12.02.1998 г.
2. Федеральный Закон РФ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” № 68-ФЗ от 21.12 94г.
3. Федеральный закон “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” № 151 – ФЗ от 22.08.95 г.
4. Постановление Правительства РФ “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” № 794 от 30.12.03 г.
5.Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о гражданской обороне» № 804 от 26.11.2007г.
6. Постановление Правительства РФ «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС» N 1007 от 08.11.2013г.
7. Приказ МЧС РФ № 999 от 23.12.05 г. “ Об утверждении порядка создания НАСФ”.
Литература
1. Организация и ведение ГО и защиты населения и территорий от ЧС: Учебное пособие / под ред. Г.Н. Кирилова. - М.: ИРБ, 2011г.
1. Обучение работников организаций и населения основам гражданской обороны и защиты в ЧС. Под общ. ред. М.И Фалеева. М.: Институт риска и безопасности, 2002 г.
2. Камышанский М.И. и др. Оповещение и информирование в системе мер гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Действия должностных лиц и населения. - М.: ИРБ, 2008. – 320 с.
4. Организация и ведение аварийно-спасательных работ: Учебное пособие / Г.Х. Харисов, А.Н. Калайдов, А.В. Фирсов. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2011.
Организационно-методические указания
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия с главами местных администраций и руководителями организаций (2 академических часа), работниками, осуществляющими обучение различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС, должностными лицами и специалистами органов управления ГО и РСЧС, должностными лицами и специалистами сил ГО и РСЧС (1 академический час).
Для повышения активности слушателей использовать элементы проблемного метода обучения. Занятие рекомендуется провести в форме активного диалога обучаемых, используя реальные, конкретные примеры действий должностных лиц по приведению формирований в готовность.
Изучение учебных вопросов сопровождать показом фрагментов видеофильмов.
Особое внимание обратить на раскрытие основных способов повышения готовности формирований действовать по предназначению.
Преподаватель учитывает категорию обучаемых, их уровень знаний и навыков. В ходе изучения учебных вопросов рекомендуется задать слушателям несколько вводных и добиться правильного уяснения их действий по ним. Занятие завершить подведением итогов, дать советы и рекомендации по углубленному изучению темы в часы самостоятельной подготовки.
Учебные вопросы и расчет учебного времени
№ п/п | Наименование учебных вопросов | Время (мин.) | |
1 часовое занятие | 2 часовое занятие | ||
I. | Вступительная часть Проверить готовность слушателей к занятию Объявить тему и учебные цели | ||
II. | Основная часть Первый учебный вопрос: Понятие о готовности органов управления, сил ГО и РСЧС, степени их готовности, порядок приведения в готовность. Порядок и сроки оповещения, сбора личного состава, получения табельного имущества, средств индивидуальной защиты, выдвижения в район расположения. | ||
Второй учебный вопрос: Обязанности председателя КЧС и ОПБ органа местного самоуправления, руководителя органа управления по делам ГО и РСЧС, руководителей спасательных служб и НАСФ, при приведении сил ГО и РСЧС в готовность | |||
Третий учебный вопрос: Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности органов управления, сил ГО и РСЧС. Практические действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность. | |||
III. | Заключительная часть Подвести итоги занятия. Поставить задачи на самостоятельную работу по изученному материалу. |
Содержание занятия
I. Вступительная часть
Надежная способность государства дать решительный отпор любому агрессору немыслима, без всесторонней и заблаговременной подготовки тыла страны.
Современные средства вооруженной борьбы, их мобильность, быстродействие, огромная разрушающая сила и неограниченная досягаемость выдвигает повышенные требования к поддержанию высокой боевой готовности Вооруженных Сил и готовности Гражданской обороны государства как в мирное время, так и при угрозе и в случае нападения любого противника на Российскую Федерацию.
Важное место в обеспечении высокой обороноспособности страны отводится Гражданской обороне, как составной части единой общегосударственной системы оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения, территорий, экономики, материальных и культурных ценностей страны от средств нападения вероятного противника, а также для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.
Кроме того, под ГО понимается общегосударственная организационная система, объединяющая органы управления, силы и средства, а также резервы финансовых и материальных ресурсов, предназначенная для выполнения мероприятий по защите населения и территории страны в военное время от ЧС как военного, так и природно-техногенного характера.
Основным предназначением руководителей ГО и органов управления ГОЧС всех уровней в мирное время является обеспечение высокой готовности ГО к выполнению всех возложенных на нее задач на соответствующей территории или в ведомстве при угрозе или с началом войны.
Органы управления и силы ГО должны быть всегда готовы к решению своих задач и, прежде всего, внезапно возникающих, в предельно короткие сроки, а население - к самозащите от опасностей военного времени и участию в мероприятиях ГО.
Для решения этих задач необходимо, в первую очередь, организовать и обеспечить перевод ГО с мирного на военное время с целью приведения ее в готовность к выполнению предусмотренных Планами ГО и защиты населения мероприятий по защите населения и территорий от опасностей военного и природно-техногенного характера, с учетом взглядов вероятного противника на способы развязывания и ведения современной войны.
Все это требует четкой организации и всесторонней подготовки не только органов управления ГО различного уровня, и аварийно-спасательных формирований, но и всего населения.
Выполнение мероприятий гражданской обороны осуществляется при планомерном приведении её в готовность и при внезапном нападении противника. Работа органов управления ГОЧС строится в зависимости от условий обстановки
II. Основная часть
Первый учебный вопрос:
Понятие о готовности органов управления, сил ГО и РСЧС, степени их готовности, порядок приведения в готовность. Порядок и сроки оповещения, сбора личного состава, получения табельного имущества, средств индивидуальной защиты, выдвижения в район расположения».
При угрозе нападения противника по распоряжению руководителя ГО страны органы управления и силы гражданской обороны приводятся в полную готовность.
Полная готовность - это такое состояние органов управления и сил ГО, при котором они способны в установленные сроки приступить к выполнению поставленных задач и успешно выполнить их в любых условиях обстановки.
Для органов управления и сил ГО сроки приведения в готовность не должны превышать в мирное время 12 часов, в военное время 6 часов.
Ответственность за своевременное приведение органов управления и сил ГО в готовность несут соответствующие руководители гражданской обороны.
Приведение в готовность органов управления и сил ГО осуществляется при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение на основании распоряжения руководителя гражданской обороны страны через руководителей ГО - глав администраций региональных, территориальных и местных органов власти, руководителей ГО.
Непосредственно перевод ГО осуществляют руководители и органы управления ГО всех уровней и, в первую очередь, органы управления ГОЧС.
Распоряжение (сигнал) о переводе ГО на военное время передается по системе централизованного оповещения порядком, установленным руководителем ГО России.
Для гражданской обороны в Российской федерации введены четыре степени готовности: повседневная, выполнением первоочередных мероприятий первой очереди, выполнение первоочередных мероприятий второй очереди и выполнение первоочередных мероприятий третей очереди.
Каждая степень готовности предполагает выполнение ряда мероприятий, предназначенных для наращивания усилий по каждому из направлений защиты населения, территорий, экономики, материальных и духовных ценностей, дальнейшее выполнение мероприятий ГО и развертывания ее системы управления.
Степени готовности ГО вводятся только Президентом РФ через руководителя ГО Российской Федерации или его 1-го заместителя - Министра РФ по делам ГОЧС.
Последовательность, очередность и содержание мероприятий по переводу ГО на военное время определяется в Планах ГО и защиты населения заблаговременно, в мирное время.
В условиях постепенного обострения военно-политической обстановки и возрастания угрозы развязывания войны перевод гражданской обороной осуществляется путем ввода в действие Планов ГО и защиты населения (Планов ГО для организаций) и планомерным проведением в полном объеме предусмотренных этими планами мероприятий, кроме рассредоточения и эвакуации населения, которые проводятся по особому решению Правительства РФ.
В целях обеспечения более организованного перевода ГО и наращивания готовности отдельные, наиболее важные мероприятия могут проводиться распорядительным порядком еще до введения Планов ГО и защиты населения в полном объеме. Такие мероприятия принято называть первоочередными. Выполняться они могут только по особому распоряжению руководителя ГО страны.
К числу первоочередных мероприятий относятся:
- введение круглосуточного дежурства руководящего состава в пунктах постоянного размещения органов ГО;
- уточнение Планов ГО и защиты населения в соответствии со складывающейся обстановкой;
- приведение в готовность системы управления, оповещения и связи;
- подготовка запасных и подвижных пунктов управления к работе;
- занятие запасных пунктов управления оперативными группами (сокращенными или полными расчетами органов управления);
- уточнение расчетов по укрытию и порядку занятия населением защитных сооружений;
- приведение в готовность имеющихся защитных сооружений и ускоренное строительство недостающего их количества, приспособление под укрытия заглубленных помещений, подвалов, горных выработок и станций метрополитена;
- подготовка запасов продовольствия и закладка их в запасные пункты управления и убежища;
- подготовка к выдаче средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки;
- приведение в готовность оперативных групп органов управления ГО, разведывательных формирований организаций и постов сетей наблюдения и лабораторного контроля ГО, других министерств и ведомств, а также мониторинга окружающей среды;
- приведение в готовность аварийно-спасательных формирований повышенной готовности;
- подготовка к развертыванию больничных баз в загородной зоне;
- уточнение укомплектованности остальных аварийно-спасательных формирований личным составом, техникой и имуществом;
- уточнение плана-графика наращивания мероприятий по повышению и поддержанию устойчивости функционирования отраслей и организаций;
- подготовка к снижению запасов радиоактивных, аварийно химически опасных, взрывопожароопасных и иных потенциально-опасных веществ в организациях и в категорированных городах;
- подготовка животноводческих помещений для защиты скота и создание укрываемых;
- запасов продовольствия, воды и кормов;
- подготовка к введению режима светомаскировки;
- меры по усилению охраны общественного порядка и важных объектов;
- ряд других мероприятий (по Планам ГО и защиты населения) - решениям вышестоящих органов, а также, в зависимости от конкретных условий и сложившейся обстановки).
Первоочередные мероприятия начинают выполняться с получением распоряжения руководителя ГО. Они могут проводиться по определенным группам или отдельными мероприятиями. Каждое мероприятие, отнесенное к числу первоочередных может, в зависимости от условий обстановки, проводиться полностью (в соответствии с Планом) или частично (с определенными ограничениями).
Одним из основных требований к проведению первоочередных мероприятий является обеспечение их скрытности. Для этого рекомендуется проводить их под видом занятий, учений, проверок с соблюдением мер оперативной маскировки и противодействия разведкам вероятного или реального противника.
При проведении первоочередных мероприятий в отраслях, объединениях, в организациях учитываются специфические условия их производственной деятельности, а также местные факторы тех территорий, на которых они располагаются и функционируют.
Основным содержанием перевода ГО на военное время при планомерном выполнении мероприятий ГО является приведение в готовность системы управления, сил и средств ГО, последовательное наращивание мероприятий по защите населения и территории, повышение устойчивости функционирования отраслей и организаций и поддержание их на необходимом уровне.
С получением распоряжения на введение в действие Планов ГО и защиты населения в полном объеме руководители, органы управления и спасательные службы принимают меры к немедленному доведению этого распоряжения до всех исполнителей, руководят проведением предусмотренных Планами мероприятий и осуществляют контроль за деятельностью подчиненных органов управления и сил ГО.
Доведение распоряжения о вводе Планов ГО и защиты населения в действие осуществляется установленными сигналами по техническим средствам связи. Уточнение задач по переводу гражданской обороны на военное время может проводиться, в зависимости от обстановки, на совещаниях руководящего состава, письменными распоряжениями или путем направления в организации представителей соответствующих органов ГО.
При вводе в действие Планов ГО и защиты населения в полном объеме главное внимание обращается на быстрейшее выполнение первоочередных мероприятий, которые рассмотрены выше. Если проведение ряда мероприятий было начато до ввода Планов ГО и защиты населения в действие, но выполнено не полностью, то принимаются меры к их завершению в кратчайшие сроки.
Важнейшей обязанностью руководителей и всех органов ГО (территориальных, ведомственных) в этот период является приведение в полную готовность систем управления, оповещения и связи. При этом, особое внимание должно обращаться на приведение в кратчайшие сроки и скрытно в готовность запасных пунктов управления, развертывание по полной схеме во всех звеньях систем оповещения и связи, на подготовку состава оперативных групп и расчетов органов управления и обеспечение своевременного занятия ими установленным порядком пунктов управления. Одновременно должны быть приняты также меры по повышению готовности органов управления ПУ-дублеров.
Для обеспечения организованного выполнения всех мероприятий ГО предусматривается первоочередное, опережающее приведение в готовность системы управления. Большое значение при переводе ГО на военное время имеет заблаговременная и тщательная подготовка органов управления и отдельных исполнителей. Для этого, в мирное время до подчиненных органов управления и отдельных исполнителей доводятся задачи, вытекающие из Планов ГО и защиты населения на военное время, устанавливаются объем и сроки проведения запланированных мероприятий, оформляются заявки на все виды обеспечения, наряды, ордера, накладные, проекты приказов, распоряжений и другие документы.
Уточняется календарный план основных мероприятий. Руководитель ГО, органы управления ГО, руководители и специалисты отделов ГОЧС организаций, руководители спасательных служб изучают личные планы-графики работ по периодам оперативной готовности, в их рабочих папках должны находиться проекты отдаваемых приказов, распоряжений, формализованные документы и справочные материалы, необходимые для работы.
В особо сложной обстановке будет осуществляться перевод гражданской обороны с мирного - на военное время в условиях внезапного нападения противника. Характер деятельности руководителей ГО, органов управления ГОЧС и спасательных служб в этих условиях будет определяться временем, которым они будут располагать для подготовки к защите населения и территорий от ударов противника, а также тем, проводились ли перед этим какие-либо заблаговременные мероприятия по повышению готовности ГО и защите населения.
В том случае, когда руководители ГО и руководители органов управления ГОЧС будут располагать каким-то, хотя бы минимальным временем до непосредственного нападения противника (до объявления «Воздушной тревоги»), в первую очередь, должны быть приняты меры по приведению в готовность систем оповещения о воздушной опасности, доведению до населения порядка укрытия с объявлением воздушной тревоги, по занятию городских запасных пунктов управления хотя бы сокращенными расчетами органов управления, а также по предотвращению крупных аварий на производстве, энергетических и коммунальных сетях. Если обстановка будет позволять, могут осуществляться и другие первоочередные мероприятия.
При нападении противника главной задачей органов управления ГО всех уровней является обеспечение немедленного доведения сигнала «Воздушная тревога» до населения и организация его укрытия в имеющихся защитных сооружениях, подземных пространствах, подвалах и других заглубленных помещениях в соответствии с заблаговременно разработанными планами. Одновременно принимаются меры по безаварийной остановке (переводу на безопасный режим работы) производственной деятельности предприятий с непрерывным циклом производства, прекращению движения всех видов транспорта.
Личный состав органов управления ГОЧС, если ему не удалось заблаговременно занять соответствующие запасные пункты управления, укрывается по месту нахождения его при объявлении сигнала «Воздушная тревога».
Ряд мероприятий по переводу гражданской обороны на военное время может проводиться после нападения противника (после сигнала «Отбой воздушной тревоги») и осуществляться в соответствии со сложившейся обстановкой.
При наличии времени принимаются меры по отправке оперативных групп на ближние запасные пункты управления, а также по приведению в готовность соответствующих ПУ-дублеров.