Основные положения кадровой политики в процессе реструктуризации
Успех проекта реструктуризации полностью определяется умением руководства компании выбрать подход, основанный на максимальном использовании человеческих ресурсов предприятия. Желаемый результат может быть достигнут за счет:
- делегирования ответственности и упрощения взаимодействия между менеджерами и работниками, между компанией и заказчиками;
- подготовки и переподготовки руководителей и специалистов предприятий по вопросам реформирования;
- объединения сотрудников компании вокруг главной цели - качественного, конкурентоспособного обслуживания все более разборчивого и требовательного клиента;
- повсеместного внедрения в сознание менеджеров новой концепции управления, основанной на том, что их роль не контролировать людей, а вдохновлять, вселяя чувство уверенности и победный дух в каждого работника.
Современная концепция управления человеческими ресурсами формулирует достаточно широко:
- более полное использование потенциала сотрудников, а не минимизация затрат;
- самоконтроль, а не внешний контроль;
- органичная, гибкая форма организации;
- повышение роли аналитических функций кадровых служб
Управление персоналом реструктурируемого предприятия имеет два основных аспекта: функциональный и организационный.
В функциональном отношении под управлением персоналом подразумеваются следующие важнейшие элементы:
- определение общей стратегии;
- планирование потребности предприятия в персонале с учетом существующего кадрового состава;
- привлечение, отбор и оценка персонала; .
- повышение квалификации персонала и его переподготовка;
- система продвижения по службе (управление карьерой);
- высвобождение персонала;
- построение и организация работ, в том числе определение рабочих мест, функциональных и технологических связей между ними, содержания и последовательности выполнения работ, условий труда;
- политика заработной платы и социальных услуг;
- управление затратами на персонал.
В организационном отношении управление персоналом охватывает всех работников и все структурные подразделения на предприятии, которые несут ответственность за работу с персоналом.
При планировании потребности реструктурируемого предприятия в персонале рекомендуется осуществить следующие мероприятия:
- определить факторы, влияющие на потребность в персонале (стратегия развития предприятия, количество производимой продукции, применяемые технологии, динамика рабочих мест и т. д.). При этом анализ необходимо провести отдельно по всем категориям персонала:
1. рабочие (в том числе квалифицированные рабочие основных профессий и вспомогательные),
2. служащие (включая руководителей различных уровней),
3. технический персонал;
- провести анализ наличия необходимого предприятию персонала;
- определить качественную потребность в персонале (выявление профессионально-квалификационных требований и анализ способностей работников, необходимых для выполнения производственной программы);
- определить количественную потребность в персонале (прогноз общей потребности, оценка движения персонала).
Реформа предприятия предполагает, наряду с достижением других целей, эффективное распределение и использование занятых на предприятии работников, то есть рационализацию их численности.
При этом рекомендуется определить максимально допустимую численность работников на предприятии, при которой может быть обеспечено выполнение принятой стратегии развития предприятия, и фактический избыток (дефицит) численности работников к моменту начала реализации данной стратегии.
В обоих случаях (как при избытке, так и при недостатке трудовых ресурсов для реализации принятой стратегии развития предприятия) разрабатывается стратегия управления персоналом предприятия при его реформировании, исходя из необходимости обеспечения рационального использования трудовых ресурсов. В целях финансового обеспечения разработанной стратегии она согласовывается с органами местного самоуправления, органами государственной службы занятости и другими структурами, которые будут финансировать ее реализацию.