Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене
- наличие заменителей (чем больше товаров - субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар;
- удельный вес товара в бюджете потребителя (чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность);
- размер дохода;
- качество товара (чем качественнее товар, тем менее эластичен спрос на него);
- степень необходимости товара, универсальность товара;
- размеры запаса (чем больше запас, тем более эластичен спрос);
- психология покупателя.
16. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ - мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода потребителя.
Эластичность спроса по доходу выступает в следующих основных формах:
· положительная, предполагающая, что увеличение дохода (при прочих равных условиях) сопровождается ростом объемов спроса. Положительная форма эластичности спроса по доходу относится к нормальным товарам, в частности, к товарам роскоши;
· отрицательная, предполагающая сокращение объема спроса с увеличением дохода, т. е. существование обратного соотношения между доходом и объемом покупок. Эта форма эластичности распространяется на некачественные блага;
· нулевая, означающая, что объем спроса нечувствителен к изменению дохода. Это блага, потребление которых нечувствительно к доходам. К ним, в частности, относятся товары первой необходимости.
Эластичность спроса по доходу зависит от следующих факторов:
· от значимости того или иного блага для бюджета семьи. Чем больше благо нужно семье, тем меньше его эластичность;
· является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимости. Для первого блага эластичность выше, чем для последнего;
· от консерватизма спроса. При увеличении дохода потребитель не сразу переходит на потребление более дорогих благ.
Математически эластичность спроса по доходу может быть выражена следующим образом:
где верхний индекс означает что это эластичность спроса, а нижний индекс говорит о том, что это эластичность спроса по доходу (от английских слов Demand — спрос и Income — доход). То есть эластичность спроса по доходу показывает степень изменения спроса в ответ на изменение доходов потребителей. В зависимости свойств благ эластичность спроса на эти блага по доходу может быть различной.
17. Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.
Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.
ластичность предложения можно измерить с помощью коэффициента эластичности.
1. Предложение эластично,когда фирмы могут легко и быстро изменить величину предложения товара в ответ на изменение его цены (ЕS > 1).
2. Предложение неэластично,когда нельзя быстро и легко изменить объем предлагаемого товара в связи с изменением его цены (ЕS < 1).
3. Предложение единичной эластичности образуется в случае, когда процентное изменение цены и последующие процентное изменение количества предлагаемой продукции оказываются равными по величине (ЕS = 1).
4. Абсолютно неэластичное предложение. (ЕS = 0, кривая вертикальна). То есть при любом изменении цены фирмы могут предложить фиксированное количество товаров.
5. Абсолютно эластичное предложение.Фирмы готовы предложить такое количество товара, которое может удовлетворить весь спрос, при необходимости – бесконечное количество (ЕS = ∞, кривая горизонтальна).