Расчет суммы капитальных затрат
СОДЕРЖАНИЕ
- Общие положения 4
- Структура экономического раздела дипломного проекта 5
- Оценка эффективности технического проекта 5
3.1 Расчет суммы капитальных затрат 5
3.2 Расчет текущих затрат и чистой инвестиционной прибыли 6
3.3 Определение периода окупаемости капитальных затрат 8
- Пример расчета экономической эффективности усовершенствования СЭУ 8
5. Нормативные данные для расчета экономической эффективности
внедрения технических мероприятий. 10
6. Литература 13
- Общие положения
Целью настоящих методических рекомендаций является оказание помощи студентам в выполнении экономического раздела дипломного проекта.
В процессе выполнения данного раздела студент должен показать умение самостоятельно применять полученные теоретические знания и практические навыки для обоснования выбора и оценки экономической эффективности технических решений, связанных с эксплуатацией судовых энергетических установок.
Раздел выполняется на основе результатов разработки инженерно-технического проекта модернизации СЭУ, которое обеспечивает повышение ее эксплуатационной эффективности. Раздел оформляется в соответствии с действующими требованиями ЕСКД ГОСТов, Стандарта СТП КМТИ 001-97 «Дипломное проектирование», Методических указаний для студентов специальности 7.100302 «Эксплуатация судовых энергетических установок» дневного и заочного отделения «Дипломное проектирование» и других нормативных документов. Источниками информации для выполнения данного раздела, кроме специальной литературы, являются данные статистической отчетности морских компаний, портов и судоремонтных заводов; данные от заводов-изготовителей о стоимости нового оборудования, отдельных узлов и комплектующих.
Объем раздела «Расчет экономической эффективности усовершенствования СЭУ» не должен превышать 5% общего объема пояснительной записки к дипломному проекту.
Эффективность является оценочной категорией, означающей результат осуществления каких-либо затрат. В основе определения эффективности лежит сравнительное преимущество использования одних ресурсов перед другими, т.е. выбор наилучшего варианта технического решения, который обеспечит максимальную прибыль при их внедрении. В обобщенном виде эффективность определяется как отношение эффекта к затратам.
Эффект, полученный в результате технических разработок, представляет собой суммарную экономию производственных ресурсов – живого труда, топлива, энергии, затрат на ремонт. Экономический эффект от внедрения технических разработок по совершенствованию технических и эксплуатационных характеристик судовых энергетических установок может быть получен в результате:
- увеличения объемов добычи рыбы и выпуска рыбопродукции за счет дополнительного промыслового времени;
- увеличения объемов транспортных перевозок и эксплуатационного времени судов портофлота;
- экономии ГСМ;
- удлинения межремонтного периода;
- снижения затрат на ремонт;
- использования прогрессивных материалов, повышающих надежность и долговечность эксплуатации узлов и деталей;
- сокращения численности плавсостава вследствие автоматизации процессов, связанных с эксплуатацией СЭУ;
- совершенствования организации эксплуатации СЭУ и снижения аварийности работы оборудования;
- повышения качества подготовки судовых механиков.
При выполнении экономического раздела проекта в качестве основы технико-экономических расчетов принимается метод сравнительной экономической эффективности
двух вариантов технических решений: существующего (базового) и предлагаемого к внедрению (внедряемого). Технический проект является экономически целесообразным, если его внедрение обеспечивает приемлемый срок окупаемости капитальных вложений – период времени, необходимый для возмещения инвестированных средств за счет дополнительной прибыли, полученной в результате его реализации.
Важнейшим экономическим критерием, определяющим альтернативность выбора предприятием реальных инвестиций в процессе своей инвестиционной деятельности, выступает уровень чистой инвестиционной прибыли (ЧП).
- Структура экономического раздела дипломного проекта
Экономический раздел дипломного проекта состоит из двух частей: технико-экономического обоснования и расчета эффективности предлагаемых к защите технических решений.
Технико-экономическое обоснование включает:
- краткое изложение сущности технического мероприятия, цель его разработки;
- обоснование его практической ценности, область применения;
- выбор базы для сравнения показателей экономической эффективности;
- основные технико-экономические преимущества по сравнению с базовым вариантом, значение мероприятия.
Расчет экономической эффективности технического решения, предлагаемого в проекте, включает:
- выбор методики расчета показателей экономической эффективности;
- исходные данные для расчета единовременных (капитальных) и текущих затрат по изменяющимся статьям;
- расчет технико-экономических показателей, используемых для определения экономического эффекта (суммы экономии материальных ресурсов, расходов на ремонт и техническое обслуживание, средств на оплату труда, дополнительной прибыли от увеличения объема выпуска продукции или оказания услуг);
- расчет срока окупаемости средств, инвестированных во внедрение технической разработки (капитальных вложений);
- выводы о целесообразности внедрения предлагаемого технического решения.
- Оценка эффективности технического проекта
Расчет суммы капитальных затрат
Капитальные (инвестиционные) затраты представляют собой затраты на приобретение долгосрочных активов, функционирующих на протяжении продолжительного периода с постепенной амортизацией стоимости. В сумму капитальных затрат (К) включают первоначальную стоимость внедряемых машин и механизмов и работ, связанных с доведением машин и механизмов до состояния, пригодного к эксплуатации:
К = К н.т. + К м. + К д. + К нир. + Кпр., (1)
где:
К н.т. – суммы, уплаченные поставщикам новой техники или себестоимость ее изготовления хозяйственным способом;
К м. – расходы на установку, монтаж и наладку оборудования (устанавливается норматив в процентах к стоимости оборудования);
К д. – стоимость работ о демонтажу заменяемой техники;
К нир. – стоимость проектных и конструкторских работ;
Кпр – прочие затраты, связанные с приобретением прав на объекты основных средств и их доведением до состояния, в котором они пригодны для эксплуатации.