Необходимость, сущность и виды контроля. Их характеристика
Регулирование и контроль в системе менеджмента
Роль и сущность регулирования.
Необходимость, сущность и виды контроля. Их характеристика.
Метод государственного регулирования социально-экономическим развитием
Реальная перспектива перехода Республики Казахстан к рыночным отношениям заставляет уделять все большее внимание вопросам регулирования социально-экономического развития страны. Вопросам государственного регулирования как основной функции в системе менеджмента посвящен ряд теоретических разработок различных ученых-экономистов, начиная с работ известного западного экономиста Д. Кейнса. Регулирование социально-экономическим развитием применяется практически во всех развитых странах мира.
Регулирование - есть система экономических, организационных и социальных мер, направленных на создание условий роста экономики.
Государственное вмешательство в экономику стало возможным благодаря созданию управленческих кадров, развитию информационной техники, экономических наук прикладного характера, а также, как указывал Д. Кейнс, обострению противоречий капитализма.
Изучение опыта ведущих стран мира с развитой рыночной экономикой показало, что государственное регулирование социально-экономическим развитием смягчает возникающие противоречия, обретая такие основные формы деятельности как государственное предпринимательство, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, создание инфраструктуры, формирование необходимых народнохозяйственных пропорций.
Государственное регулирование осуществляется, как правило, двумя способами:
прямым путем, т.е. командно-административным, и
путем косвенным, преимущественно экономических мер (налоги, кредит, субсидии, процентные ставки, льготы и т.п.)
Государственное регулирование только командно-административным путем, так как свидетельствует опыт прошедших дет республик бывшего Союза не даст должного результата. Необходимо сочетание мер прямого воздействия с косвенными. Изучение вопросов государственного регулирования экономики США, Японии и других стран показывает о необходимости мер как прямого, так и косвенного регулирования со стороны государства.
В современных условиях капиталистическое государство устанавливает сроки амортизационных списаний, определяет размеры вывода капитала, вводит количественные ограничения и таможенные пошлины на ввоз товара, ограничивает продолжительность рабочего дня, устанавливает государственные стандарты, осуществляет санитарный надзор и др.. Этим мерам свойственно то, что государство здесь влияет на экономику чисто административно, не вкладывая собственные капиталы и не взымая средства в казну. Но чисто административных мер недостаточно для вмешательства в экономику. Для создания условий экономического роста необходимы значительные средства для финансирования научно-исследовательских работ, создания инфраструктуры, поддержания необходимой структуры отраслей социальной сферы. Необходимые для этих целей средства государство получает путем перераспределения национального дохода,
Государственное участие в перераспределении национального дохода - ось всей системы регулирования. Опираясь на аппарат нажима, государство изымает значительную часть доходов путем налогообложения. Сосредоточение столь значительных средств в государственном бюджете дает возможность государству действительно влиять на воспроизводственный процесс.
Для смягчения социальных конфликтов государство вынуждено в современных условиях вмешиваться в отношения между трудом и капиталом. Государство регулирует отношения между трудом и капиталом путем регулирования заработной платы в форме установленного государственного минимума за час труда, путем введения некоторого пенсионного и социального обеспечения по случаю безработицы, болезни, производственных травм. Отношения между рабочим и капиталистом-собственником становятся все в большейстепени объектом государственного регулирования, принимая силу юридического закона страны.
К косвенным методам регулирования можно отнести также вмешательство государства в кредитную политику; воздействие государства на состояние экономики путем изменения норм амортизации (система ускоренной амортизации позволяет предпринимателям скрывать от налогообложения значительную часть прибыли); государственные закупки товаров и услуг, оказывающие постоянное и существенное влияние на соотношение спроса и предложения, развитие производства, и на этой основе системы заказов государственных поставщиков другим фирмам на поставку сырья, материалов и оборудования такая система субконтрактов охватывает даже средние и мелкие фирмы.
Таким образом, государство в лице таких органов как министерство внешней торговли и промышленности, министерство финансов, министерство труда, управление экономического планирования, управление охраны окружающей среды и ряда других воздействует на все стороны воспроизводственного процесса и экономических отношений, в том числе и на экономический рост, его темпы и структуру; на соотношение между крупной и мелкой собственностью; на конкуренцию, монополию и структуру промышленного производства; на занятость и взаимоотношения капитала и труда; на кредит и денежное обращение; на ценообразование; внешнеэкономические связи и т.д.