Совмещение графиков изокосты и изокванты
Для того чтобы планировать развитие фирмы, ее руководителям нужно знать, какая существует зависимость между количеством используемых факторов производства и объемом выпускаемой продукции, или, пользуясь языком экономики, каков эффект масштаба.
Под масштабом понимается размер фирмы, характеризуемый объемом выпуска.
Эффект масштаба бывает: положительный, постоянный и отрицательный.
Чем больше используется факторов производства, тем производство крупнее.
Крупному производству присущ ряд преимуществ:
- доступно массовое производство (отсюда величина доходов высокая),
- могут быть проводниками научно-технического прогресса (что способствует снижению затрат на единицу продукции и увеличению прибыли),
- обеспечивается устойчивость и прочность положения, доступна экономия труда через экономию на масштабах производства.
Однако преимущества крупной фирмы — это еще не гарантия постоянного повышения ее доходов и прибыли. Дело в том, что каждая фирма имеет пределы своего роста, обусловленные размерами деятельности.
Если объем выпуска продукции увеличился более чем в два раза при удвоении производственных факторов, такое увеличение называется положительным эффектом масштаб (или возрастающая отдача от масштаба).
Примером может служить автомобильный сборочный конвейер. В случае положительного эффекта масштаба экономически выгодно иметь одну крупную фирму, производящую продукцию с меньшими затратами на одну единицу, чем несколько мелких фирм, где затраты на одну единицу больше.
Причинами возникновения положительного эффекта от масштаба являются:
- неделимость производства, т.е. какой бы маленькой не была фирма, для нормального функционирования ей необходимы помещение (офис) с соответствующим набором оргтехники (телефон ,факс, ксерокс), бухгалтер и т.д.;
- специализация производства – сосредоточение каждого работника на выполнении какой-либо операции;
- существование технической экономии до определенных пределов.
Наконец, объем выпуска продукции может увеличиться менее чем в два раза при удвоении используемых факторов производства. В данном случае мы сталкиваемся с отрицательным эффектом масштаба(или убывающая отдача от масштаба) применимым к любой фирме с крупномасштабными операциями. Тогда для увеличения выпуска в 2 раза необходимо увеличить ресурсы более чем в 2 раза.
Основная причина отрицательного эффекта заключается в том, что по мере роста фирмы управление ею становится все более трудным делом, т.к. растут управленческие расходы:
- владелец фирмы,
- генеральный директор,
- вице-президенты,
- управляющие среднего уровня, работу которых нужно контролировать.
Стиль управленческой компании становится все более бюрократическим, координация различных подразделений усложняется, т.е. при высоких объемах выпуска продукции характерен отрицательный эффект масштаба.
В результате соединения факторов производства создается определенная масса продуктов труда: совокупный продукт, средний и предельный продукт.
Совокупный продукт (ТР) - количество продукции, производимой при определенном количестве изменяющегося фактора и при прочих неизменных факторах производства. Иными словами совокупный продукт (ТР) это размер выпуска.
Средний продукт (АР)представляет объем выпуска продукции на единицу переменного (используемого) фактора (L или К) и рассчитывается делением объема выпуска (ТР) на единицу труда (L), или
объем выпуска (количество общего продукта) на единицу капитала
Предельный продукт (MP) – дополнительный продукт, произведенный при использовании дополнительной единицы ресурса при условии, что количество всех других используемых ресурсов остается постоянным.
Предельный продукт трудапоказывает, насколько изменится общий продукт при изменении труда на одну единицу, если объем использованного капитала не изменится: TP
MP = ——,
L
Предельный продукт капиталапоказывает, насколько изменится общий продукт при изменении капитала на одну единицу, если объем использованного труда не изменится:
TP
MP = ——,
K
где ТР — прирост совокупного продукта L -прирост труда. K – прирост капитала.
Количественное отношение объема (массы) полученного продукта к труду, затраченному на его изготовление, характеризует производительность труда. Показатель производительности можно представить в виде
Производительность труда П т ,
Где, Q — количество созданного продукта в натуральном или денежном выражении;
Т— затраты труда (например, человеко-час или количество занятых в данном производстве).
Тенденция снижения предельного продукта описывается «законом убывающей отдачи»или, как его иногда называют, законом убывающей предельной производительности.
«Закон убывающей отдачи» гласит, что по мере увеличения какого-то производственного фактора при условии, что все остальные факторы остаются неизменными, предельный продукт будет убывать, начиная с определенного момента.
Представим мастерскую, где имеется 10 станков. Вначале здесь работали 3 работника, т.е. 7 станков простаивали. Производство было неэффективным, т.к. наблюдался избыток капитала над трудом. По мере увеличения работника до 10 предельный продукт возрастает. Однако при дальнейшем увеличении работников до 11,12,…15 человек будет наблюдаться избыток труда над капиталом. Предельный продукт труда будет уменьшаться. В конце концов, если в мастерской будет работать 100 работников, то производство вообще может остановиться (рабочие будут мешать друг другу).