Методические указания для студентов по освоению дисциплины
Преподавание дисциплины основано на личностно ориентированной технологии образования, сочетающей два равноправных аспекта этого процесса: обучение и учение. С учетом этого, в учебные материалы дисциплины включена информация нескольких видов:
· информация, отражающая мировой, постоянно обновляющийся опыт в предметной области,
· информация справочного характера, излагающая факты и связи между ключевыми положениями изучаемой дисциплины и общенаучными и профессиональными дисциплинами,
· информация, помогающая самообразованию. Это описание и практические примеры способов восприятия учебного материала, его запоминания, понимания и применения. Сюда входит также система учебных заданий, приемы выполнения которых могут задаваться непосредственно (в виде изложения правил, предписаний, алгоритмов действий), или путем организации самостоятельных поисков решения.
Личностно-ориентированный подход к работе с лекционным курсом, материалами семинаров, творческими заданиями, домашними заданиями направлен в первую очередь на развитие самостоятельности мышления.
С этой целью материалы дисциплины содержат не только описание учебного материала, но и намечают пути самостоятельных поисков - решений учебных задач разными способами, нахождение рационального варианта решения, сравнения и оценки нескольких подходов и т. п.
Это способствует формированию приемов умственной деятельности по восприятию новой информации, ее запоминанию и осознанию, создания образов для сложных понятий и процессов, приобретению навыков поиска решений в условиях неопределенности.
Дисциплина построена по модульному принципу, каждый модуль представляет собой логически завершенный раздел курса.
На первом занятии каждый студент получает в электронном виде полный комплекс учебно-методических материалов по дисциплине, включающий программу, лекционный курс, методические указания по лабораторным работам.
Лекционные занятия посвящены рассмотрению ключевых, базовых положений курса и разъяснению учебный заданий, выносимых на самостоятельную проработку.
Семинарские занятия проводятся для закрепления усвоенной информации, приобретения навыков ее применения для решения практических задач в предметной области дисциплины.
Лабораторные работы предназначены для приобретения опыта практической реализации основной профессиональной образовательной программы. Методические указания к лабораторным работам прорабатываются студентами во время самостоятельной подготовки. Необходимый уровень подготовки контролируется перед проведением лабораторных работ.
Самостоятельная работа студентов включает проработку лекционного курса, выполнение домашних заданий, подготовку рефератов и пр. Результаты всех видов работы студентов формируются в виде их личных портфолио, которые учитываются на промежуточной аттестации.
Текущий контрольсамостоятельной работы студентов проводится на семинарах и консультациях в виде защиты выполненных домашних заданий, презентации рефератов и концептуальных карт.
Приступая к работе над курсом, каждый студент должен принимать во внимание следующие положения.
· Освоение дисциплины, ее успешное завершение на стадии промежуточного контроля возможно только при регулярной работе во время семестра и планомерном прохождении текущего контроля. Создать портфолио по трем модулям в каждом семестре, пройти по каждому модулю плановые контрольные мероприятия в течение экзаменационной сессии невозможно.
· Самостоятельная работа предусматривает не только проработку материалов лекционного курса, но и их расширение в результате поиска, анализа, структурирования и представления в компактном виде современной информации их всех возможных источников.
· Для завершения работы в семестре студент должен выполнить все контрольные мероприятия, иметь полный комплект подготовленных домашних заданий, рефератов и концептуальных карт.
· Текущий рубежный контрольпроводится в течение каждого модуля,его итоговые результаты складываются из оценокпо следующими видам контрольных мероприятий:
§ защита домашних заданий, рефератов;
§ защита лабораторных работ;
§ контрольные работы.
· Промежуточная аттестация по результатам семестра по дисциплине проходит в форме письменного экзамена, контролирующего освоение ключевых, базовых положений дисциплины, составляющих основу остаточных знаний по ней.
Таблица 6. Шкала оценивания по дисциплине в баллах