Федеральные округа и региональная власть.
Россия представляет собой особый тип федерации, что накладывает отпечаток на формирование региональных органов власти (83 субъекта с разными государственно-правовыми статусами: 21 республика, 49 областей, 2 города федерального значения, 6 краев, 9 автономных округов, 1 автономная область). Между ними существуют различия – по численности, экономическому уровню, культурно-образовательному уровню.
Реформа государственной власти, предложенная Президентом Российской Федерации В. Путиным, включала территориальное деление Российской Федерации на девять Федеральных округов:
– Центральный федеральный округ,
– Южный федеральный округ
– Северо-Западный федеральный округ
– Дальневосточный федеральный округ
– Сибирский федеральный округ
– Уральский федеральный округ
– Приволжский федеральный округ
– Северо-Кавказский федеральный округ
– Крымский федеральный окру
Региональные органы власти.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. Структура его, официальное название и численность депутатов определяется самим субъектом Федерации. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяет полномочия региональных представительных органов власти.
Они принимают устав субъекта РФ и поправки к ней; осуществляют законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ.
Законодательный орган государственной власти субъекта РФ:
· утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении;
· утверждает программы социально-экономического развития;
· устанавливает налоги и сборы, находящиеся по федеральному законодательству в ведении субъекта РФ;
· устанавливает порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, а также определяет порядок их деятельности;
· устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации;
· устанавливает основы организации и деятельности законодательного органа власти;
· устанавливает порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ;
· определяет порядок проведения выборов в законодательный орган государственной власти субъекта РФ, а также выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
· утверждает заключение и расторжение договоров субъекта РФ;
· устанавливает административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения;
· утверждает схему управления субъектом РФ и определяет структуру высшего исполнительного органа власти субъекта Федерации.
Законодательный орган государственной власти субъекта РФ может принимать постановления: о порядке своей деятельности; о назначении на должность и освобождении от должности отдельных должностных лиц субъекта Федерации, о назначении даты региональных выборов, о назначении референдума и др. Законодательный орган субъекта РФ участвует в осуществлении контроля за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ; участвует в решении вопроса об изменении границ субъекта РФ и др. Согласно Федеративному Договору, администрации субъектов Федерации, с целью оперативного решения своих проблем, создают при федеральных органах исполнительной власти свои постоянные представительства.
Отделение государства от хозяйственной деятельности ограничило возможности прямого административного контроля субъекта Федерации в экономической сфере, сохранив рычаги воздействия на социально-экономическое положение регионов, в том числе:
- поддержка регионов финансовыми ресурсами;
- регулирование развития регионов посредством общенацио-нальных целевых программ;
– реструктуризация субъектов экономики общегосударственного значения.
Предметы ведения субъектов Российской Федерации. Разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ проводится на основании ряда природных, экономических, культурных, социальных, географических и других особенностей субъектов РФ. Чаще всего к предметам ведения РФ и субъектов РФ относят:
1) развитие агропромышленного комплекса субъектов РФ;
2) распределение бюджета внутри субъектов РФ;
3) экономическое развитие и контроль структурных экономических изменений субъектов РФ;
4) управление социальной защиты населения субъекта РФ, в том числе пенсионное обеспечение, решение вопросов занятости населения, развитие молодежной политики, образования. Также к предметам ведения могут относиться организация социальных защитных мероприятий, направленных на поддержку малообеспеченных и многодетных семей, инвалидов;
5) организация энергетических, информационных, транспортных систем субъектов;
6) разработка и проведение кадровой политики в субъектах РФ;
7) поддержка и развитие военно-промышленного комплекса и усиление гражданской обороны в субъектах РФ.
Субъекты вправе вносить в договор между РФ и субъектами РФ собственные предметы ведения в соответствии с особенностями своего региона. К предметам ведения относят также полномочия управления в субъектах РФ, которые могут стать предметом спорных ситуаций.
Контроль над деятельностью субъектов федерации. Контроль над деятельностью органов государственной власти субъектов РФ осуществляет Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Казначейство РФ и его филиалы как наблюдатели. Полномочные представители Президента РФ в субъектах РФ, Счетная палата РФ, Генеральная прокуратура РФ, кредиторы, суды, Институт федерального вмешательства.
Региональная политика – это деятельность органов государственной власти по разработке и применению мер, направленных на максимальное развитие политики в региональном ракурсе по установлению оптимальных взаимоотношений между государством и регионами, а также между самими регионами.
Цели региональной политики РФ:
1) сохранение и укрепление единого экономического пространства;
2) обеспечение правовых, экономических, социальных и организа-ционных основ;
3) выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
4) обеспечение социальных прав и свобод граждан;
5) оптимальное использование природно-климатических ресурсов регионов.
Задачи региональной политики РФ:
1) содействие развитию экономической реформы;
2) сокращение различий в развитии регионов;
3) создание условий, разработка мер по укреплению или поддер-жанию экономической базы
4) повышение уровня и качества жизни и благосостояния населения;
5) повышение конкурентоспособности регионов на рынке.
Важнейшие положения региональной политики в России:
децентрализация власти сверху вниз в связи с расширением полномо-чий органов государственной власти регионов в сферах совместного ведения; равноправие региональных органов государственной власти [16].