Федеральные округа и региональная власть.

Россия представляет собой особый тип федерации, что накладывает отпечаток на формирование региональных органов власти (83 субъекта с разными государственно-правовыми статусами: 21 республика, 49 областей, 2 города федерального значения, 6 краев, 9 автономных округов, 1 автономная область). Между ними существуют различия – по численности, экономическому уровню, культурно-образовательному уровню.

Реформа государственной власти, предложенная Президентом Российской Федерации В. Путиным, включала территориальное деление Российской Федерации на девять Федеральных округов:

– Центральный федеральный округ,

– Южный федеральный округ

– Северо-Западный федеральный округ

– Дальневосточный федеральный округ

– Сибирский федеральный округ

– Уральский федеральный округ

– Приволжский федеральный округ

– Северо-Кавказский федеральный округ

– Крымский федеральный окру

Региональные органы власти.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. Структура его, официальное название и численность депутатов определяется самим субъектом Федерации. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяет полномочия региональных представительных органов власти.

Они принимают устав субъекта РФ и поправки к ней; осуществляют законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Феде­рации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ.

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ:

· утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении;

· утверждает программы социально-экономического развития;

· устанавливает налоги и сборы, находящиеся по федеральному за­конодательству в ведении субъекта РФ;

· устанавливает порядок проведения выборов в органы местного са­моуправления на территории субъекта РФ, а также определяет порядок их деятельности;

· устанавливает порядок управления и распоряжения собственно­стью субъекта Российской Федерации;

· устанавливает основы организации и деятельности законодательного органа власти;

· устанавливает порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ;

· определяет порядок проведения выборов в законодательный орган государственной власти субъекта РФ, а также выбо­ров высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

· утверждает заключение и расторжение договоров субъекта РФ;

· устанавливает административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения;

· утверждает схему управления субъектом РФ и определяет структуру высшего исполнительного органа власти субъекта Федерации.

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ может принимать постановления: о порядке своей деятельности; о назначении на должность и освобождении от долж­ности отдельных должностных лиц субъекта Федерации, о назначении да­ты региональных выборов, о назначении референдума и др. Законодательный орган субъекта РФ участвует в осуществлении контроля за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ; уча­ствует в решении вопроса об изменении границ субъекта РФ и др. Согласно Федеративному Договору, администрации субъектов Федерации, с целью оперативного решения своих проблем, создают при федеральных органах исполнительной власти свои постоянные представительства.

Отделение государства от хозяйственной деятельности ограничило возможности прямого административного контроля субъекта Федерации в экономической сфере, сохранив рычаги воздействия на социально-экономическое положение регионов, в том числе:

- поддержка регионов финансовыми ресурсами;

- регулирование развития регионов посредством общенацио-нальных целевых программ;

– реструктуризация субъектов экономики общегосударственного значения.

Предметы ведения субъектов Российской Федерации. Разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ проводится на основании ряда природных, экономических, культурных, социальных, географических и других особенностей субъектов РФ. Чаще всего к предметам ведения РФ и субъектов РФ относят:

1) развитие агропромышленного комплекса субъектов РФ;

2) распределение бюджета внутри субъектов РФ;

3) экономическое развитие и контроль структурных экономических изменений субъектов РФ;

4) управление социальной защиты населения субъекта РФ, в том числе пенсионное обеспечение, решение вопросов занятости населения, развитие молодежной политики, образования. Также к предметам ведения могут относиться организация социальных защитных мероприятий, направленных на поддержку малообеспеченных и многодетных семей, инвалидов;

5) организация энергетических, информационных, транспортных систем субъектов;

6) разработка и проведение кадровой политики в субъектах РФ;

7) поддержка и развитие военно-промышленного комплекса и усиление гражданской обороны в субъектах РФ.

Субъекты вправе вносить в договор между РФ и субъектами РФ собственные предметы ведения в соответствии с особенностями своего региона. К предметам ведения относят также полномочия управления в субъектах РФ, которые могут стать предметом спорных ситуаций.

Контроль над деятельностью субъектов федерации. Контроль над деятельностью органов государственной власти субъектов РФ осуществляет Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Казначейство РФ и его филиалы как наблюдатели. Полномочные представители Президента РФ в субъектах РФ, Счетная палата РФ, Генеральная прокуратура РФ, кредиторы, суды, Институт федерального вмешательства.

Региональная политика – это деятельность органов государственной власти по разработке и применению мер, направленных на максимальное развитие политики в региональном ракурсе по установлению оптимальных взаимоотношений между государством и регионами, а также между самими регионами.

Цели региональной политики РФ:

1) сохранение и укрепление единого экономического пространства;

2) обеспечение правовых, экономических, социальных и организа-ционных основ;

3) выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

4) обеспечение социальных прав и свобод граждан;

5) оптимальное использование природно-климатических ресурсов регионов.

Задачи региональной политики РФ:

1) содействие развитию экономической реформы;

2) сокращение различий в развитии регионов;

3) создание условий, разработка мер по укреплению или поддер-жанию экономической базы

4) повышение уровня и качества жизни и благосостояния населе­ния;

5) повышение конкурентоспособности регионов на рынке.

Важнейшие положения региональной политики в России:

децентрализация власти сверху вниз в связи с расширением полномо-чий органов государственной власти регионов в сферах совместного ведения; равноправие региональных органов государственной власти [16].

Наши рекомендации