Требования к уровню подготовки магистранта, завершившего изучение данного курса
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Омский государственный технический университет
"Утверждаю"
Проректор по учебной работе
______________ А.В. Мышлявцев
"______"________________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «МАкроЭКОНОМИКА: продвинутый уровень»
для направления 080100.68– «Экономика»
по программе «Экономика труда»
(очная форма обучения)
Год набора 2011
Омск 2011
Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом направления 080114.68- "Экономика"по программе «Экономика труда», государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и стандартом ОмГТУ.
Программу составил:
Доцент кафедры «Организация
и управление наукоёмкими производствами» _________ доц., к.э.н. Т.И. Гордиевич
Обсуждена на заседании кафедры
«Организация и управление наукоёмкими производствами»
Протокол №___ от «__»___________2011 г.
Заведующий кафедрой «Организация
и управление наукоёмкими производствами»_________проф., д.э.н. В. А. Цыганков
«__»___________2011 г.
Согласовано:
Руководитель магистерской программы,
заведующий кафедрой
«Экономика и организация труда» ___________проф., д.э.н. В.Ф. Потуданская
«__»___________2011 г.
Начальник УМУ ______________________________
«__»___________2011 г.
Г.н.
Цели и задачи дисциплины.
Целью дисциплины является сформировать научно-экономическое мировоззрение, систему знаний об основных макроэкономических проблемах и модулях, о методах и инструментах исследования явлений и процессов экономической жизни общества, ознакомление магистрантов с новейшими достижениями макроэкономической теории, ориентированными на применение в рамках нормативного экономического анализа.
В качестве задач дисциплины выделяются:
– формирование аналитических способностей в области оценки макроэкономического потенциала страны;
– изучение теоретических основ анализа и эффективного регулирования экономики как открытой системы;
– использование навыков и умений в области макроэкономического анализа для прогнозирования экономических процессов;
– освоение подходов к оценке важнейших макроэкономических параметров с позиций, диктуемых настоящим состоянием мировой экономики.
Требования к уровню подготовки магистранта, завершившего изучение данной дисциплины.
Магистрант, начинающий изучение дисциплины,должен обладать знаниями базовых курсов «Микроэкономика» и «Макроэкономика», «Мировая экономика». Успешное освоение материала курса предполагает свободное владение магистрантами инструментами экономического анализа в разрезе применения статистических, эконометрических и компаративных методов исследования экономических процессов.
Требования к уровню подготовки магистранта, завершившего изучение данного курса.
Магистрант, завершивший изучение данного курса, должен:
– знать динамическую структуру и функции функционирования современных экономических систем;
– знать модели и логику протекания макроэкономических процессов;
– знать модели и принципы государственного макроэкономического регулирования, а также эффективность инструментов макроэкономической политики и условия их применения;
– знать модели и критерии оценки фундаментальных параметров национальной экономической системы;
– уметь проводить нормативный анализ макроэкономического состояния и макроэкономической динамики на основе количественных и качественных методов;
– уметь оценивать эффективность, состояние и перспективы проводимой политики макроэкономического регулирования;
– уметь работать со статистическими данными, характеризующими макроэкономическое положение в стране;
– уметь прогнозировать характер и динамику перспективного развития экономики;
– владеть специальной терминологией;
– владеть информацией о системе фундаментальных показателей макроэкономического состояния;
– владеть методами и инструментами макроэкономического анализа.
Сформированы следующие компетенции: ОК – 3, ПК – 4,5; 8-11.
3. Данные о запланированной трудоемкости по дисциплине с ее распределением по видам работ и заданий (табл. 1):
Таблица 1
Семестры | |||||
Вид занятий | Всего (час.\ зач. ед.) | ||||
Всего аудиторных занятий: | |||||
Лекции | |||||
Практические занятия (семинары) | |||||
Самостоятельная работа: | |||||
Домашние задания | |||||
Курсовая работа | |||||
Проработка лекционного курса | |||||
Подготовка к экзамену | |||||
Всего по курсу | 144 (4 з.е.) | 144(4 з.е.) | |||
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) | экзамен | экзамен |
Содержание разделов данной дисциплины по видам учебных занятий.
4.1. Макроэкономическое моделирование реального сектора
4.2. Макроэкономическое моделирование денежного и финансового сектора
4.3. Общее экономическое равновесие
4.4. Макроэкономическая политика
5. Содержание разделов данной дисциплины по видам учебных занятий:
Содержание курса лекций.
№ раздела | Тема, краткое её содержание | Кол-во ауд. час | |
2 семестр | |||
4.1. | Макроэкономическое моделирование реального сектора. Потребление, сбережения и доход.Совокупный спрос как функция реальной ставки процента. Модель межвременного замещения И. Фишера. Кейнсианская модель потребления. Потребление домохозяйств и эффект Пигу. Модель жизненного цикла Ф. Модильяни. Перманентный доход и функция потребления М.Фридмена. Потребительский спрос в экономике с рациональными ожиданиями.Динамика потребления в России. Инвестиции. Базовая теория инвестиций. Неоклассическая модель инвестиций. Кейнсианская модель инвестиций. Инвестиционный спрос и модель g Тобина. Модели инвестиций с учетом лага капитальных вложений. Инвестиционный спрос в экономике с адаптивными и рациональными ожиданиями. Инвестиции в условиях неопределённости. Инвестиции и сбережения. Проблема трансформации сбережений в инвестиции в России. | ||
Равновесие на рынке товаров и услуг. Модели совокупного предложения. Сравнительный анализ неоклассической и неокейнсианской моделей. Кривая Филлипса как модель совокупного предложения. Реальный сектор в модели несовершенной информации. Рациональные ожидания и проблема несовершенства информации. Кривая предложения Р. Лукаса. Традиционная кейнсианская модель равновесия в реальном секторе. Мультипликативные эффекты. Концепции установления равновесия на товарных рынках: классический, кейнсианский, монетаристский, модели «новых классиков» и «новых кейнсианцев». Проблема преодоления диспропорций в развитии реального сектора российской экономики. | |||
4.2. | Макроэкономическое моделирование денежного сектора. Неоклассическая модель денежного рынка. Уравнение обмена Фишера. Кембриджское уравнение обмена. Кейнсианская модель денежного рынка. Портфельная теория спроса на деньги. Предложение денег и облигаций. Модель трансакционного спроса на деньги Баумоля-Тобина. Нейтральность денег. Модель мультипликатора-акселератра. Монетаристская модель денежного рынка. Чистая теория спроса на деньги. Модели предложения денег. Денежный мультипликатор. Скорость обращения денег: количественная и кейнсианская концепции. Равновесие на денежном рынке. Инструменты денежной политики. Политика центрального банка в моделях инфляционного целеполагания и ограничения кредитной эмиссии. | ||
Макроэкономическое моделирование финансового сектора. Рынок финансов. Структура рынка финансов. Система ставок процента. Доходность и риск портфеля ценных бумаг. Составление портфеля из двух разновидностей акций с минимальным риском. Составление портфеля из двух разновидностей акций с высокой ожидаемой доходностью. Предпочтения инвестора в зависимости от отношения к риску. Оптимизация портфеля из n разновидностей ценных бумаг. Потребление и рисковые активы. Оптимизация портфеля из рискового и безрискового активов. Спрос на деньги в теории портфеля. Потребление и ценообразование на рынке ценных бумаг. Равновесие на финансовых рынках в неоклассической и кейнсианской модели. Ставка процента. Финансовый сектор в модели «новых классиков».Теория эффективных рынков. Финансовый сектор в модели «новых кейнсианцев». Рационирование кредита. Институциональная неэффективность финансовых рынков. Влияние действий финансовых посредников на соотношение между финансовым и реальным секторами экономики. Финансовые кризисы. Дисбаланс между финансовым и реальным секторами российской экономики и пути его преодоления. | |||
4.3. | Общее экономическое равновесие и макроэкономическая нестабильность. Совместное равновесие на рынках благ, денег и капитала. Модель IS-LM. Функция совокупного спроса. Неоклассическая модель ОЭР. Кейнсианская модель ОЭР. Конъюнктурная безработица. Мультипликатор. Неоклассический синтез. Эффект реальных кассовых остатков. Портфельный подход. Теория кредитного фонда. | ||
Теории экономических циклов. Детерминированные циклы. Модель взаимодействия мультипликатора и акселератора. Модель Самуэльсона–Хикса. Модель Тевеса. Монетарная концепция экономических циклов. Отражение инфляции в макроэкономической модели. Модель инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика. Особенности циклических колебаний в российской экономике. | |||
Моделирование экономического роста. Кейнсианские и посткейнсианские модели экономического роста. Модель Р. Харрода. Модель Э. Домара.Модель Калдора. Неоклассические модели экономического роста. Модель Солоу. Инвестиции и реальный экономический рост. Инвестиции и оптимальное потребление, долгосрочное равновесие. Включение технического прогресса в модели экономического роста. Новые модели роста: роль человеческого капитала. Модель П. Ромера. Проблема диспропорций экономического роста российской экономики. | |||
4.4. | Макроэкономическая политика в закрытой экономике. Фискальная политика и денежно-кредитная политика в кейнсианской модели. Фискальные мультипликаторы. Дискреционная и недискриционная виды политики. Стабилизационная политика в экономике с адаптивными и рациональными ожиданиями. Фискальная политика и денежно-кредитная политика в монетаристской модели. Дискреционная политика и временные лаги. Монетарное правило. Фискальная политика и денежно-кредитная политика в модели «новых классиков». Экономика предложения. Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица в экономике с рациональными ожиданиями. Стабилизационная и антиинфляционная политика. | ||
Макроэкономическая политика в открытой экономике. Международные потоки товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Модель большой открытой экономики. Фиксированный и плавающий валютный курс. Связь валютного курса и состояния платежного баланса страны.Модель открытой экономики с плавающим валютным курсом. Теория паритета покупательной способности. Теория паритета процентных ставок. Процентный арбитраж. Модель валютного рынка в теории паритета процентных ставок. Моделирование макроэкономического равновесия в открытой экономике. Расширенная модель IS-LM. Макроэкономическая политика при фиксированном валютном курсе. Случай низкой, высокой и совершенной мобильности капитала. Макроэкономическая политика при плавающем валютном курсе. Случай низкой, высокой и совершенной мобильности капитала. Результативность макроэкономической политики при фиксированном и плавающем валютном курсе. Теоретические подходы к анализу глобализационных процессов. Проблемы функционирования российской экономики в рамках глобальной экономики. | |||
Итого лекционных занятий |
Содержание практических занятий.
Семинарские занятия не предусмотрены учебным планом.
Самостоятельна работа.
Курсовая работа.