Обсуждение конкретных примеров из российской хозяйственной практики

Вопросы Литература[3]
Прочитайте внимательно предлагаемые отрывки: Выбор модели развития России и социально-экономический кризис 1998 г. Российские пивовары побеждают иностранцев в конкурентной борьбе. Ответьте на вопросы: - О чем идет речь в статье? - Как вы это понимаете? - Назовите определяющие черты рыночной цивилизации? - Все ли они одинаково важны? - Какова роль отношений собственности в рыночной системе? - Сравните рыночную и социалистическую цивилизации. - Назовите плюсы и минусы развития России по известным вам моделям общества.       [1, Стр. 86]     [1, Стр. 96]  

24.10.11

Семинар № 7. Структура рыночной экономики. Экономический кругооборот.

Подготовить ответы на вопросы;

оформить в тетради в виде конспекта с использованием схематических рисунков.

Вопросы Литература[4]
  1. Структура рыночной экономики:
- центральное место в экономической системе – взаимодействие факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательская способность; - производственные возможности (тесно связаны с ограниченностью ресурсов); - основные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить?
 
  1. Субъекты рыночной экономики;
Кругооборот продукта и капитала
 
  1. Структура и инфраструктура рынка.
(- рынок как развитая система отношений товарного обмена, взаимосвязь отдельных рынков – элементов «большого» рынка, их удельный вес в общем объеме рынка; характеристика каждого рынка; - инфраструктура – обязательный компонент целостной системы: совокупность организационно-правовых форм при движении товаров и услуг; - функции инфраструктуры: облегчение участникам рыночных отношений реализации их отношений, повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации видов деятельности, облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики)
 

28.10.11 Семинар № 8. Спрос и предложение.

Основные понятия:

спрос, закон спроса, неценовые факторы спроса; предложение, закон предложения, неценовые факторы предложения;

I. Подготовить ответы на вопросы;

оформить в тетради в виде конспекта с использованием схематических рисунков.

Вопросы Литература[5]
1. Понятие спроса, закон спроса, графическое изображение спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.  
2. Неценовые факторы изменения спроса.  
3. Понятие предложения, закон предложения и его графическое изображение.  
4. Неценовые факторы предложения.  

II. Решение задач.

Задача.

Общий объем спроса и предложения характеризуется следующими данными:

Спрос В тыс. т Цена за 1 т. Руб. Предложение Тыс. т. Избыток /+/ Недостаток /-/ Итого реализовано продукции Тыс. т
   
   
   
   
   

Задание: 1. Заполнить графу 4, сделать необходимые выводы.

2. Построить график спроса и предложения.

3. Найти равновесную цену и количество, соответствующее равновесной

цене. Дать определения.

4. Заполнить графу 5, указав в ней реальное количество реализованной

продукции по каждой из цен. Сделать выводы после расчета

относительно объема продаж по равновесной рыночной цене.

III. Задачи для закрепления.

Задача 1.

Функция спроса имеет вид Q = 30 – 5 p , а функция предложения Q = - 5 + 2 p.

Определите:

  1. цену равновесия и равновесный объем продаж;
  2. как изменится спрос и предложение, если установится цена равная 4 единицам;
  3. что произойдет с объемом продаж, если цена установится на уровне 6 единиц?

Задача 2.

Функция спроса населения на данный товар имеет вид Q = 7 – p , а функция предложения

Q = - 5 + 2 p. Q – объем продукции в млн. шт.

Определите:

  1. цену равновесия и равновесный объем продаж;
  2. что произойдет на рынке данного товара, если цена будет установлена на уровне 3 единиц?

Задача 3.

Функция спроса населения на данный товар имеет вид Q = 4 – p , а функция предложения

Q = - 5 + p. Q – объем продукции в млн. шт.

Нарисуйте линии спроса и предложения, определите:

  1. цену равновесия и равновесный объем продаж;
  2. что произойдет на рынке данного товара, если цена будет установлена правительством на уровне ____ единиц?

Задача 4.

Предположим, есть два рынка товара А.

Функция спроса на 1-м: Q = 25 – p;

На 2-м: Q = 60 – 2 p;

Функция предложения: Q = - 20 + 2 p.

Как изменится цена равновесия и равновесный объем продаж, если эти рынки объединятся?

Задача 5.

Ситуация на рынке такова, что при цене 10 рублей покупатели готовы были купить 40 тыс. тюльпанов, а продавцы согласны продать 10 тыс. цветков;

по цене 20 рублей – соответственно 30 и 20 штук,

по цене 30 рублей – 20 и 30 штук и, наконец,

при цене 40 рублей – 10 и 40 тыс. штук.

Постройте кривые спроса и предложения, определите равновесную рыночную цену и равновесный объем продаж цветов по этой цене. Что произойдет на рынке цветов, если решением местных органов власти будет установлена максимальная цена 20 рублей за тюльпан? 35 рублей?

Задача 6.

В таблице представлены данные об индивидуальном спросе на конфеты 4-х потребителей:

Цена, руб./кг Индивидуальный спрос, кг в месяц
1 покупатель 2 покупатель 3 покупатель 4 покупатель
- - -
- 3,5
2,5

Найдите совокупный рыночный спрос табличным и графическим путем, назовите факторы изменения совокупного рыночного спроса.

Задача 7.

На основе данных приведенных в таблице:

Цена (руб.) Объем спроса (млн. шт.) Объем предложения (млн. шт.) Излишек (+) Дефицит (-) Объем продаж (млн. шт.)
   
   
   
   
   

Построить линии спроса и предложения, определить равновесную рыночную цену и равновесный объем продаж, заполнить свободные графы и сделать выводы.

31.10.11 Семинар № 9. Рыночное равновесие. Излишек производителя и потребителя.

Основные понятия:

рыночное равновесие, равновесная (рыночная) цена, равновесное рыночное количество;

эластичность, эластичность спроса, эластичность предложения, коэффициент эластичности.

I. Подготовить ответы на вопросы;

оформить в тетради в виде конспекта с использованием схематических рисунков.

Вопросы Литература[6]
  1. Понятие рыночного равновесия, установление равновесной рыночной цены. Функции равновесной цены. Дефицит и излишки.
 
  1. Излишки потребителя и производителя.
 

II. Задание. Самостоятельно составить задачи по изучаемой теме

07.11.11 Семинар № 10. Эластичность. Применение теории эластичности.

Основные понятия:

эластичность, эластичность спроса, эластичность предложения, коэффициент эластичности.

I. Подготовить ответы на вопросы;

оформить в тетради в виде конспекта с использованием схематических рисунков.

Вопросы Литература[7]
  1. Понятие эластичности. Свойства эластичности.
 
  1. Эластичность спроса по цене и совокупная выручка.
 
  1. Эластичность спроса по доходам.
 
  1. Эластичность предложения.
 
  1. Применение теории эластичности на практике.
(- возможность использования теории эластичности при принятии предприятием решений по поводу ценообразования, взаимосвязь теории эластичности и механизма конкуренции; - государственная налоговая политика как область применения теории эластичности).
 

II. Задачи для закрепления. К семинару № 10. Эластичность…

Задача 1.

Коэффициент эластичности спроса на товар А 0,5. Охарактеризовать реакцию покупателей и выручку продавцов при снижении цены на 2%.

Задача 2.

В результате повышения цены на товар А с 5 денежных единиц до 7 объем спроса на этот товар на рынке сократился с 9 млн. единиц до 7 млн. ед.

Определить коэффициент эластичности спроса по цене. Сделать выводы.

Задача 3.

В результате повышения цены на товар А с 1,5 денежных единиц до 2, объем спроса на этот товар на рынке сократился с 1000 единиц до 900 ед.

Определить коэффициент эластичности спроса по цене. Сделать выводы.

Задача 4.

Найти коэффициент эластичности спроса по цене и сделать вывод о характере спроса и изменении общей выручки магазина, если известно, что при цене 10 рублей объем спроса составит 30 тыс. единиц в месяц, а при цене 15 рублей – 20 тыс. единиц.

Задача 5.

В результате повышения цены на товар А с 5 денежных единиц до 6, объем спроса на этот товар на рынке сократился с 9 млн. единиц до 7 млн. ед.

Определить коэффициент эластичности спроса по цене. Сделать выводы.

Задача 6.

В результате повышения цены на товар А с 5 денежных единиц до 7, объем спроса на этот товар на рынке сократился с 300 единиц до 240 ед.

Определить коэффициент эластичности спроса по цене. Сделать выводы.

Задача 7.

В результате повышения цены на товар А с 18 денежных единиц до 24, объем спроса на этот товар на рынке сократился с 55 единиц до 22 ед.

Определить коэффициент эластичности спроса по цене. Сделать выводы.

Задача 8.

Доход покупателя уменьшился с 4400 рублей до 3100, спрос на товар А снизился с 560 до 420 единиц.

Определить коэффициент спроса по доходу и сделать выводы о полноценности товара. Какой реальный товар может иметь такие показатели эластичности.

Задача 9.

Доход покупателя увеличился с 2800 рублей до 3200, его спрос на товар А снизился с 75 до 45 единиц.

Определить коэффициент спроса по доходу и сделать выводы о полноценности товара. Какой реальный товар может иметь такие показатели эластичности.

Задача 10.

Дана функция спроса на товар X: Q = 8 – P1 + 0,2 P2, где P1 = 4; P2, = 5.

Определить коэффициент прямой и перекрестной эластичности по цене.

Задача 11.

Эластичность спроса населения на данный товар по цене равна 2,5.

На сколько процентов изменится объем спроса на данный товар, если его цена уменьшится на 5%.

11.11.11 Семинар № 11. Эластичность спроса и предложения.

Практическая работа № 1.

Задача 1.

Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями QD = 2400 – 100P;

QS = 1000 + 250P, где Q – количество обедов в день; P- цена обеда (в долл.).

А) Вычислите равновесную цену и количество проданных обедов по такой цене.

Б) Заботясь о студентах, администрация установила цену в 3 доллара за обед. Охарактеризуйте последствия такого решения.

Задача 2.

В таблице представлен объем спроса на мороженое при различных уровнях цен:

Цена за порцию, руб. Объем спроса, порций Расходы (выручка), руб. Коэффициент ценовой эластичности спроса Спрос эластичный/ неэластичный
2,10      
1,80      
1,50      
1,20      
0,90      
0,60      
0,30      

1) Начертить кривую спроса, обозначив цену на вертикальной оси, а количество порций мороженого – на горизонтальной.

2) Предположим, что цена порции мороженого равняется 1,20 руб. Как изменится объем спроса, если эта цена сократится на 30 копеек?

3) Определите расходы на мороженое при каждом значении цены; полученные данные занесите в таблицу.

4) Рассчитайте коэффициенты ценовой эластичности спроса для всех указанных интервалов цены; полученные данные занесите в таблицу.

5) Начертите кривую расходов на мороженое, обозначив сумму расходов на вертикальной оси, а величину спроса – на горизонтальной.

6) При какой цене выручка окажется максимальной?

7) При какой цене коэффициент ценовой эластичности спроса равен 1?

8) При каких значениях цены спрос является эластичным?

Внимание! При составлении графиков – учесть масштаб!!!

14.11.11 Семинар № 12. Теория потребительского поведения.

Основные понятия: полезность блага, общая полезность, предельная полезность; кривая безразличия, карта безразличия; эффект дохода, эффект замещения; бюджетное ограничение, равновесие потребителя, парадокс Гиффена, товар Гиффена.

I. Подготовить ответы на вопросы;

оформить в тетради в виде конспекта с использованием схематических рисунков.

Вопросы Литература [8]
  1. Полезность блага.
 
  1. Потребительские предпочтения и предельная полезность.
 
  1. Эффект дохода и замещения.
 
  1. Закон убывающей предельной полезности.
 
  1. Кривая безразличия. Карта безразличия.
 
  1. Бюджетное ограничение.
 
  1. Потребительский выбор. Определение точки равновесия потребителя.
 
  1. Кардиналистский и ординалистский подходы
 

II. Тесты по теме «Поведение потребителя в рыночной экономике».

А) Верны ли следующие утверждения? Ответ поясните.

А -1. Рациональный потребитель будет покупать разные товары по одинаковым ценам тогда, когда полезность этих товаров тоже будет для него одинакова.

( Да Нет)

А -2. Если для Васи предельная полезность приключенческого романа равна предельной полезности детектива, то для него предельная норма замещения детектива романом равна единице.

( Да Нет)

А -3. Оптимальное правило покупки рационального потребителя состоит в том, что он покупает товар по наивысшей цене.

( Да Нет)

А -4. Общая полезность пропорциональная предельной полезности.

( Да Нет)

А -5. Бюджетные линии никогда не пересекаются.

( Да Нет)

Наши рекомендации