Важнейшие природные объекты своей страны. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы | Моря, озёра и реки мира Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Озёра: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское. Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Дальневосточный морской заповедник. Моря, реки, озёра Практическая работа: находитьи показыватьна физической карте изучаемые географические объекты, рассказыватьо них по карте | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре: находитьи показыватьна физической карте родного края изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте; — знать, называть и показыватьна картеморя Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов; — характеризоватьособенности изучаемых водных объектов; — находитьв Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями; — работать со взрослыми: готовитьи оформлятьв классе выставку «Где мы были»; — писатьсочинения на заданную тему; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Природные зоны. Общее представление, основные природные зоны | Природные зоны Карта природных зон. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность Практическая работа: находитьи показыватьна карте природных зон изучаемые географические объекты, рассказыватьо них по карте | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре: знакомитьсяс картой природных зон родного края, сравниватьеё с физической картой родного края; определятьпо карте природные зоны высказыватьпредположения о причинах их смены, осуществлятьсамопроверку; — устанавливатьпричинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работатьсо схемой освещённости Земли солнечными лучами; — находитьна карте природных зон области высотной поясности; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы) | Зона арктических пустыньМестоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Полярное сияние. Живые организмы зоны арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь Моделироватьхарактерные цепи питания Практическая работа:с картой природных зон | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — находитьи показыватьна карте зону арктических пустынь, осуществлятьвзаимопроверку; — узнатьо взаимосвязи природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами; — работать в паре: определятьпо рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, выяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказыватьпо рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделироватьхарактерные цепи питания; — рассказыватьоб освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; — характеризоватьзону арктических пустынь по плану; — искатьв дополнительной литературе, Интернете сведения о животном мире изучаемой зоны, готовитьсообщения; — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке. |
Природные зоны : основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы) | Леса Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их природы от распределения тепла и влаги. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах Практическая работа:с картой природных зон Экскурсияв лес (по местным условиям) | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — находитьи показыватьна карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказыватьо них по карте; — устанавливать зависимостьособенностей лесных зон распределения тепла и влаги; — работать в группе: знакомитьсяпо материалам учебника с природой лесных зон; определятьс помощью атласа-определителя растения лесов; моделироватьхарактерные цепи питания; — сравниватьприроду тундры и лесных зон; — находитьв Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовитьсообщения; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Охрана природных богатств. Отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы | Лес и человек Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Растения и животные леса, занесённые в Красную книгу родного края. Правила поведения в лесу. Заповедники и национальные парки лесных зон | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре:с помощью схемы и текста учебника определитьроль леса в природе и жизни людей; — обсуждатьэкологические проблемы леса, предлагатьмеры по его охране; — обсуждатьправила поведения в лесу; — искатьв дополнительной литературе и Интернете сообщения о растениях и животных из Красной книги родного края, готовитьсообщения; — совершатьвиртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк; — обсуждатьэкологические проекты этого парка; — характеризоватьлесные зоны по плану; — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке. |
Природные зоны: основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы) | Зона степей Местоположение зоны степей, её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны. Питомники для редких животных Практическая работа:с картой природных зон Творческая работа. Презентация природной зоны | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — сравниватьобщий вид леса и степи, описыватьстепь по фотографиям; — находитьи показыватьна карте природных зон зону степей, рассказыватьо ней по карте; устанавливатьзависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги; — работать в паре: знакомитьсяпо материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказыватьпо рисунку об экологических связях в степи, моделироватьхарактерные цепи питания; — сравниватьприроду зоны степей с природой лесов и тундры; — обсуждатьэкологические проблемы зоны степей и пути их решения; — искатьв дополнительной литературе и Интернете информацию о растениях и животных степей, — готовитьсообщения; — совершатьвиртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, — обсуждатьэкологические проекты учёных в этих заповедниках; — характеризоватьзону степей по плану; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке. |
| Природные зоны: основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы) | Пустыни Местоположение зон полупустынь и пустынь, их природные особенности. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. Освоение полупустынь и пустынь человеком. Экологические проблемы этих зон и пути их решения. Заповедники Практическая работа:с картой природных зон | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — сравниватьобщий вид степи и пустыни, описыватьпустыню по фотографиям; — находитьи показыватьна карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказыватьо них по карте; — устанавливатьзависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги; — работать в паре: знакомитьсяпо материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказыватьпо рисунку об экологических связях в пустыне, моделироватьхарактерные цепи питания; — сравниватьприроду зоны пустынь с природой степей; — обсуждатьэкологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения; — изображать участок пустыни; — характеризоватьзону пустынь по плану; — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке. |
| Природные зоны: основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы) | У Чёрного моря Местоположение зоны субтропиков, её природные особенности. Правила безопасности во время отдыха у моря. Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа и Южного берега Крыма, животные и растения, внесённые в Красную книгу. Курорты Черноморского побережья. Дендрарий города Сочи. Национальный парк «Сочинский». Никитский ботанический сад в Ялте Практическая работа:с картой природных зон | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — находитьи показыватьна карте зону субтропиков, рассказыватьо ней по карте; — устанавливатьпричины своеобразия природы субтропической зоны; — работать в паре: знакомитьсяпо материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа и Южного берега Крыма, рассказыватьпо рисунку об экологических связях, моделироватьхарактерные цепи питания; — обсуждатьправила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья; — совершатьс помощью Интернета виртуальные экскурсии в Дендрарий города Сочи, национальный парк «Сочинский», Никитский ботанический сад; — обсуждатьрассказ «В пещере» ; — работатьс терминологическим словариком; — характеризоватьзону субтропиков по плану; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
| РАЗДЕЛ «РОДНОЙ КРАЙ — ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ» (12 ч) |
| Родной край — частица страны | Наш край Политико-административная карта. Наш край на карте. Карта родного края. Общая характеристика родного края | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре: знакомитьсяс политико-административной картой; находитьна политико-административной карте свой регион; знакомитьсяс картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае; — характеризоватьродной край по предложенному в учебнике плану; — оцениватьсвои достижения на уроке |
| Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений) | Поверхность нашего края Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — описыватьпо своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находитьна карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; искатьв краеведческой литературе необходимую информацию о форме земной поверхности края. |
| | | — обсуждатьмеры по охране поверхности своего края; — изготавливатьмакет знакомого участка поверхности родного края; — работать со взрослыми: интервьюироватьвзрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
| Водоёмы родного края (название, краткая характеристика на основе наблюдений) | Водные богатства нашего краяВодные объекты своего региона, их значение для жизни края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде Экскурсияк водоёму, определение источников загрязнения водоёма | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в группе: составлятьсписок водных объектов своего региона; описыватьодну из рек по приведённому в учебнике плану; составлятьплан описания другого водного объекта (например, озера, пруда); — моделироватьзначение водных богатств в жизни людей; — выявлятьисточники загрязнения близлежащих водоёмов; — обсуждатьрассказ «Бутылочная почта»; — участвоватьв водоохранных мероприятиях в городе (селе); — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке. |
| Полезные ископаемые родного края | Наши подземные богатстваВажнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств Наблюдения Наблюдения изучаемых объектов природы, залежей полезных ископаемых, способов их добычи и использования (согласно местным условиям) Практическая работаНанесение условных знаков полезных ископаемых на контурную карту | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — находитьна физической карте условные обозначения полезных ископаемых; — практическая работа в группе: определятьполезное ископаемое, изучатьего свойства, находитьинформацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описыватьизученное полезное ископаемое по плану; — готовитьсообщение и представлятьего классу; — сравниватьизученные полезные ископаемые; — работать со взрослыми: выяснятькакие полезные ископаемые имеются в регионе; — искатьв краеведческой литературе сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых; — обсуждатьрассказ «И камень достоин уважения»; — — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
| Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека | Земля-кормилица Разнообразие почв, наиболее распространённые типы почв. Почвы родного края. Охрана почв | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — различатьтипы почв на иллюстрациях учебника и образцах; — работать в паре: искатьв краеведческой литературе информацию о типах почв своего региона, об охране почв в регионе; — изготавливатьмакет разреза почвы; — доказыватьогромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку; — выполнятьзадания из электронного приложения к учебнику; — обсуждатьрассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами»; — — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке. |
| Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества | Жизнь леса Лес — сложное единство живой и неживой природы. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре: распознаватьрастения смешанного леса в гербарии; по иллюстрациям в учебнике; — устанавливатьэкологические связи в лесу; — рассказыватьпо своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края; — моделироватьцепи питания, характерные для лесного сообщества региона; — обсуждатьнарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, — предлагатьпути решения экологических проблем; — характеризоватьлесное сообщество региона по данному в учебнике плану; — обсуждатьматериалы рассказов о лесах; — работать со взрослыми: наблюдатьза жизнью леса, распознаватьобитателей леса; — делать выводы, отвечатьна итоговые вопросы; оцениватьдостижения на уроке. |
| Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества | Жизнь луга Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов Моделироватьцепи питания на лугу | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре: описыватьлуг по фотографии, — распознаватьрастения луга в гербарии; — знакомитьсяс животными луга по иллюстрации учебника; выявлятьэкологические связи на лугу; — рассказыватьпо своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона; — моделироватьцепи питания на лугу, — осуществлятьвзаимопроверку и коррекцию знаний; — характеризоватьлуговое сообщество по данному в учебнике плану; — сравниватьприродные особенности леса и луга; — приводитьпримеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлятьнарушения экологических связей по вине человека, — предлагатьпути решения экологических проблем; — обсуждатьрассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне»; — составлятьпамятку «Как вести себя на лугу»; — работать со взрослыми: наблюдатьза жизнью луга, распознаватьобитателей луга; — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке. |
| Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества | Жизнь в пресных водах Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоёма. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана Моделироватьцепи питания на лугу | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; работать в паре: описыватьводоём по фотографии; определятьрастения пресного водоёма; — узнаватьпо иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; — выявлятьэкологические связи в пресном водоёме; — рассказыватьпо своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края; — моделироватьцепи питания в пресноводном сообществе своего региона; — характеризоватьпресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану; — узнать оспособах приспособления растений и животных к жизни в воде; — искатьв учебнике и дополнительных источниках информацию о пресноводных обитателях, обсуждатьеё; — наблюдатьза жизнью пресного водоёма, распознаватьего обитателей; — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке. |
| Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений) | Экскурсии в природные сообщества родного края Природные сообщества, характерные для края, где живут учащиеся | — Наблюдатьобъекты и явления природы; — распознаватьприродные объекты; — фиксироватьрезультаты наблюдений; — сравнивать, анализировать и обобщатьрезультаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах. |
| Дикорастущие и культурные растения. Значение труда в жизни человека и общества | Растениеводство в нашем краеРастениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — выявлятьзависимость растениеводства в регионе от природных условий; — работать в группе: знакомитьсяпо мате- риалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовитьсообщения, представлятьих классу; — практическая работа: определятьс помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различатьзёрна зерновых культур; — различатьсорта культурных растений (на примерах, характерных для региона); — работать со взрослыми: наблюдатьза весенними работами в поле, огороде, саду, участвоватьв посильной работе по выращиванию растений; — — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
| Дикие и домашние животные. Значение труда в жизни человека и общества | Животноводство в нашем краеЖивотноводство как отрасль сельского хозяйства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитие их в регионе | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — выявлятьзависимость животноводства в регионе от природных условий; — работать в группе: знакомитьсяпо материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовитьсообщения, представлятьих классу; — различатьпороды домашних животных (на примерах, характерных для региона); — работать со взрослыми: наблюдатьза трудом животноводов, участвоватьв посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
| Человек и природа | Презентация проектов (по выбору)Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов | В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения: — искатьинформацию в дополнительных источниках и в Интернете; — посещатьмузеи, обрабатыватьматериалы экскурсий; — интервьюироватьстарших членов семьи, других взрослых; — готовить иллюстрациидля презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); — готовить текстысообщений; — выступать с сообщениемв классе; — оцениватьсвои достижения и достижения товарищей по выполнению проекта. |
| РАЗДЕЛ «СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ» (5 ч) |
| Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена | Начало истории человечества История первобытного мира. Первобытное искусство Экскурсияв краеведческий музей. Составление рассказа о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона | — Знакомитьсяс разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбиратьпроекты для выполнения; — пониматьучебные задачи урока и стремитьсяих выполнить; — определятьпо «ленте времени» длительность периода первобытной истории; — узнать ороли огня в приручении животных; — анализироватьиллюстрации учебника; — рассказыватьна основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; — пониматьроль археологии в изучении первобытного мира; — выполнятьзадания из электронного приложения к учебнику; — работатьс терминологическим словариком; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
| Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов | Мир древности: далёкий и близкийИстория Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки Творческая работа. Презентация сообщения о роли появления и развития письменности в древности для развития человечества, | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — определятьпо «ленте времени» длительность истории Древнего мира; — находитьна карте местоположение древних государств; — искать нужнуюинформацию в учебнике, дополнительной литературе, анализироватьтекст учебника и сопоставлять его с иллюстрациями; — готовитьсообщения и презентоватьих в классе; — обобщатьсведения о древних государствах, их культуре, религиях, — выявлятьсходство и различия; — пониматьроль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлятьалфавиты древности; — пониматьроль археологических находок для изучения истории древних государств; — работатьс терминологическим словариком; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
| Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов | Средние века: время рыцарей и замков Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий в древности и в Средние века. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания Практическая работа. Подготовка сообщения об изобретении книгопечатания | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — сопоставлятьдлительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определятьпо «ленте времени» длительность Средневековья; — находитьна карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; — описыватьпо фотографиям средневековые достопримечательности современных городов; сопоставлятьисторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; — развиватьвоображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; — сопоставлятьмировые религии, выявлятьих сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; — пониматьважность изобретения книгопечатания для человечества; — выполнятьзадания из электронного приложения к учебнику; — работатьс терминологическим словариком; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
| | | | | | | | | | | |