ТЕМА 3 Взаимодействие спроса и предложения

Взаимодействие спроса и предложения графически отображено на рис. 3.1.

ТЕМА 3 Взаимодействие спроса и предложения - student2.ru

Рис. 3.1

Равновесие - ситуация, при которой при данной цене величина объема спроса равна величине объема предложения, и ни покупатели, ни продавцы не стремятся нарушить это равновесие.

Цена равновесия - цена, при которой объем спроса равен объему предложения.

Рассмотрим ситуации, когда происходит одностороннее изменение предложения и спроса (рис. 3.2, а, б, в, г) или одновременное изменение спроса и предложения (рис, 3.3.а,б,в).

ТЕМА 3 Взаимодействие спроса и предложения - student2.ru

Стабильностью равновесия называют способность рынка вновь возвратиться к равновесию под влиянием лишь своих внутренних сил.

Анализ устойчивости рыночного равновесия исследуется с помощью паутинообразной модели (рис.З.4, а,б,в).

ТЕМА 3 Взаимодействие спроса и предложения - student2.ru

Рис. 3.4

Паутинообразная модель - теоретическое построение, объясняющее траекторию движения к состоянию равновесия при запаздывании реакции предложения или спроса в ответ на изменение цен.

В паутинообразной модели рассматривается такая рыночная ситуация, при которой объем спроса определяется исходя из цены текущего периода (t), а объем предложения - на основе цены предыдущего периода (t -1).

Задача.

Функция спроса на товар имеет вид: QDt = 200 - Pt.

Функция предложения имеет вид: QSt = -10 + 0.5 Pt-1.

1, Определите объем продаж и цены на товар в периоды 1.2.3. если Р0 = 200.

2, Определите равновесную цену и равновесный объем продаж.

Решение.

1. Ориентируясь на цену нулевого периода Р0 = 200. производитель произведет Qs = -10 + 0.5*200=90 ед. продукции. Но если все 90 ед. реализовать на рынке. то цена в первый период должна равняться:90 = 200 – Р1 ; Р1 = 200 - 90= 110.

В период 2 производитель будет ориентироваться на цену первого периода, то есть 110 ден. ед. и произведет Qs = - 10+0,5*110 = 45 ед. продукции, которые будут реализованы на рынке в полном объеме по цене 45 = 200 - Р1 ; Р1 = 155, и так далее.

Для периода 3 сделайте расчет самостоятельно.

2. В состоянии равновесия QD = QS.

Следовательно, 200 – Рx = -10 + 0,5 Рx.

Отсюда, P = 140, QD = QS = 60.

Если равновесие не обладает свойством стабильности, то требуется государственное регулирование рынка, основными средствами которого являются: налоги, субсидии, установление фиксированных цен или фиксированных объемов производства товаров (квот).

Ситуация, возникающая при введении потоварного налога (на единицу товара), представлена на рис. 3.5.

ТЕМА 3 Взаимодействие спроса и предложения - student2.ru

Рис. 3.5

Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от эластичности спроса и предложения (углов наклона линий спроса и предложения).

Распределение налогового бремени - размещение налога между конечными плательщиками.

ТЕМА 3 Взаимодействие спроса и предложения - student2.ru

Рис. 3.6

Ситуация, возникающая при введении субсидии (дотации) на единицу товара. представлена на рис. 3.7.

ТЕМА 3 Взаимодействие спроса и предложения - student2.ru

Рис. 3.7

Воздействие государства на рыночное равновесие путем введения фиксированных цен (на уровне выше или ниже равновесной) может привести к возникновению избыточного предложения (избытка) или избыточного спроса (дефицита).

ТЕМА 3 Взаимодействие спроса и предложения - student2.ru

Рис. 3.8

Наличие рыночного равновесия связано с существованием понятий «излишек потребителя» и «излишек производителя».

Излишек потребителя (покупателя) - разность между максимальной суммой денег, которую потребитель согласен заплатить за данное количество товара, и той суммой денег, которую он за него заплатил.

ТЕМА 3 Взаимодействие спроса и предложения - student2.ru

Рис. 3.9

Излишек производителя (продавца) - разность между суммой денег, полученной за проданную в определенном объеме продукцию, и минимальной суммой денег, за которую производитель был готов продать эту продукцию.

Введение налогов уменьшает величину излишков покупателей и продавцов, а введение субсидий - увеличивает.

Задача.

Функция спроса на данный товар имеет вид: QD = 12-Р.

Функция предложения данного товара: Qs = -3+4Р.

1. Определите равновесную цену и объем продаж, а также излишки продавца и покупателя .

2Предположим, введен налог, уплачиваемый производителем в размере 2 ден. ед. за единицу товара. Определите равновесный объем , цену покупателя и цену продавца и излишки. Какую величину налогового сбора получит государство и чему равны чистые общественные потери?

3. Предположим, продавцы получили субсидию в размере 3 ден. ед. за единицу товара. Рассчитайте новый равновесный объем. цену продавца и покупателя и излишки.

Решение.

1.В состоянии равновесия QD =Qs.

Отсюда: 12-Р = -3 + 4Р. Р = 3*Q =9

Излишки потребителя определяются как площадь треугольника, ограниченного отрезком линии спроса от ее пересечения с осью цен до точки равновесия и перпендикуляром, опущенным из точки равновесия до оси ординат.

Таким образом, излишки потребителя = (12 - 3) * 9/2 = 40,5

Излишки производителя определяются площадью треугольника, ограниченного отрезком линии предложения от ее пересечения с осью цен до точки равновесия и перпендикуляром, опущенным из точки равновесия до оси ординат.

Таким образом, излишки производителя = (3 - 0,75) * 9/2 = 10,125.

2. Поскольку налог уплачивает продавец, то цена для него составит:

Р = Р+ - 2, отсюда:

QD = 12 – Р+, Qs = -3 + 4(Р+ - 2). Следовательно. при условии, что QD =Qs,

12 – Р+ = -3 + 4Р+ -8.

Отсюда: Р+ = 4,6; Р = 2,6; Q = 7,4.

Излишки потребителя после введения налога (12 -4,6) 7,4/2=27,38.

Излишки производителя соответственно = ( 2,6 -0,75)* 7,4/2 = 6,845.

Налоговые поступления в бюджет составят: Т = t * Q = 2 *7,4 = 14,8.

Чистые общественные потери определяются площадью треугольника, ограниченного линией спроса от точки равновесия после введения налога до точки равновесия до введения налога, перпендикуляром, опущенным из точки равновесия после введения налога на базовую линию предложения, и соответствующим отрезком линии предложения.

Чистые общественные потери = 2 * 1,6/2 = 1,6.

3. Поскольку субсидию получает продавец, то цена для него составит:

Р+ = Р + 3, отсюда: QD = 12 - Р, Qs = -3 + 4(Р +3). Следовательно, при условии, что QD = Qs) 12 - Р = -3 + 4Р + 12.

Отсюда: Р+ = 3,6; Р =0,6; Q= 11,4.

Излишек потребителя определяется как площадь треугольника, ограниченного отрезком линии спроса от ее пересечения с осью цен до точки равновесия после введения субсидии и перпендикуляром, опущенным из этой точки на ось ординат.

Излишек потребителя = (12-0,6 )*11,4/2 = 65,00.

Излишек производителя определяется как площадь треугольника, ограниченного отрезком линии предложения от ее пересечения с осью цен до точки, определяемой точкой касания перпендикуляра, опущенного из точки равновесия после введения дотации на базовую линию предложения, и перпендикуляром , опущенным из этой точки на ось ординат.

Излишек производителя = (3,6 - 0, 75) *11,4/2 = 16,25.

ТЕМА 4 Структура рынка

Факторы, определяющие структуру рынка:

- Количество покупателей и продавцов;

- Характер продукции;

- Условия входа на рынок и выхода с него;

- Информация и мобильность.

От характера этих факторов зависит тип поведения фирмы на рынке, то есть то, какие решения будут ими приняты относительно уровня выпуска и цены.

Таблица 4.1

Структура рынка Количество покупателей и продавцов Характер продукции Условия выхода на рынок и выхода с него Информация и мобильность
Совершенная конкуренция Множество мелких покупателей и продавцов Однородная Никаких затруднений Равный доступ ко всем видам информации и совершенная мобильность
Монополия Одна фирма-продавец и множество покупателей Однородная Барьеры на входе Полная информация и мобильность
Монополистическая конкуренция Множество покупателей, ограниченно, большое число продавцов Дифференцированная Возможны отдельные препятствия на входе Полная информация и мобильность
Олигополия Несколько крупных продавцов и множество покупателей Однородная или дифференцированная Возможны барьеры на входе Некоторые ограничения

Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция - рыночная ситуация, при которой на рынке функционирует большое количество мелких покупателей и продавцов абсолютно однородного товара.

Фирма - совершенный конкурент не может повлиять на рыночную цену, так как доля каждого продавца в рыночном объеме продаж очень мала, и они воспринимают ее как заданную.

Наши рекомендации