Основные показатели подсистемы высшего профессионального образования в период 2002 – 2006 гг
№ пп | Наименование показателя | Годы | ||||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | ||
1. | Число вузов | |||||
в том числе | ||||||
- государственные и муни-ципальные | ||||||
- негосударственные | ||||||
2. | Численность студентов в вузах (тыс. человек) | |||||
в том числе | ||||||
- государственных и муни-ципальных | ||||||
- негосударственных | ||||||
3. | Всего студентов на 10 000 человек населения |
Наличие значительного числа вузов в стране и их обширной филиальной сети является крайне ценным обстоятельством с позиций создания условий для нормального развития российской молодежи. Ведь развитая инфрастуктура обеспечивает доступность для молодых людей получения высшего профессионального образования, а значит повышает их жизненные шансы на достижение успеха в обществе.
За это время общее число вузов в стране вопреки наличию и усилению демографической проблемы, усиливающейся конкуренции в этом секторе оказания образовательных услуг возросло еще на 51, в том числе было создано еще пять государственных или муниципальных учреждений и 46 негосударственных. За прошедшие пять лет резко возросла численность студентов: 2002 г. – 5948 тыс. человек, 2006 г. – 7310 млн. человек (рост на 22,9%), увеличилась численность контингента обучающихся в государственных и муниципальных вузах (рост на 17,3%). Особенно резко он возрос в негосударственных учебных заведениях (63,7%). Существенно повысилась численность обучающихся, приведенная к 10 000 человек населения. Если в 2002 г. значение этого показателя составляло 361, то в 2006 г. – 431.
Важно отметить, что увеличению основных показателей подсистемы высшего профессионального образования способствовала общая экономическая стабилизация, достигнутая в стране в этот период, и связанный с этим рост доходов граждан и их семей. Это позволило существенно увеличить не только число студентов негосударственных вузов, обучающихся в них исключительно на платной основе, но и резко повысить долю студентов государственных вузов, которые обучаются с полным возмещением затрат (табл. 8). Если в 1995 г. таких студентов насчитывалось 2287,6 тыс. человек, то в 2000 г. – 1468,8, в 2002 г. – 2309,0, а в 2006 г. – 3143,7 тыс. человек.
Таблица 8
Распределение студентов в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования по источникам финансирования обучения
(тыс. человек)
Годы | Численность студентов | Прием студентов | ||||
Всего обучается | С полным возмеще-нием затрат | За счет бюджета | Всего обучается | С полным возмеще-нием затрат | За счет бюджета | |
2642,0 | 228,6 | 2413,4 | 625,4 | 93,5 | 531,9 | |
4270,8 | 1468,8 | 2802,0 | 1140,3 | 553,5 | 586,8 | |
5228,7 | 2309,0 | 2919,7 | 1299,9 | 692,0 | 607,9 | |
5596,2 | 2622,3 | 2973,9 | 1411,7 | 789,1 | 622,6 | |
5860,1 | 2857,8 | 3002,3 | 1384,5 | 755,9 | 628,6 | |
5985,3 | 2982,6 | 3002,7 | 1372,5 | 758,8 | 613,7 | |
6133,1 | 3143,7 | 2989,4 | 1376,7 | 791,4 | 585,2 |
За период 2002 – 2006 гг. эта цифра возросла на 36,0%. Одновременно возрастал прием студентов в государственные вузы для обучения на договорной основе (2002 г. – 692 тыс. человек, 2006 г. – 791,4 тыс. человек). Начиная с 2005 г. Минобрнауки России, учитывая негативные демографические изменения, переживаемые отечественным социумом, начало последовательное, но постепенное сокращение числа бюджетных мест в государственных вузах. Подобное снижение осуществляется не механически, а выборочно по отдельным группам специальностей, где наблюдается излишний выпуск специалистов, не всегда востребованных рынком труда. Речь идет о таких группах специальностей, как «Экономика и управление», «Гуманитарные науки» и др. С учетом снижения в 2006 г. относительно 2005 г. на 28,5 тыс. бюджетных мест и наличия непростой демографической ситуации в целом по стране для поступления в государственные вузы было подано в 2006 г. 2834082 заявления, а в 2005 г. – 2783443. Хотя этот рост можно также объяснить освоением абитуриентами, обладающими сертификатами Единого государственного экзамена, технологии подачи своих документов для участия в конкурсе для поступления одновременно в несколько вузов.
Незначительно, но все же возрос конкурс на вступительных экзаменах в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В 2005 г. на 100 мест было подано 203 заявления о приеме, в 2006 г. – 206.
Рассматривая ситуацию с выпуском специалистов учреждениями высшего профессионального образования, можно увидеть следующие тенденции (см. табл. 9, 10, 11).
Таблица 9