Мирное соглашение по Дарфуру

Вопрос № 33

Деятельность миссии ООН в Судане 2005-2011гг. Независимость Южного Судана

После нескольких кровопролитных гражданских войн в Судане – между мусульманским, арабским Северным Суданом и Южным Суданом ,где преимущественно, большинство населения принадлежит к негроидной расе и являются представителями нилотских народов, и исповедуют христианство, в 2005 году в Кении было подписано Найвашское соглашение.
Оно предоставило региону автономию, а лидер Юга Джон Гаранг стал вице-президентом Судана.
Южный Судан получил право после 6 лет автономии провести референдум о своей независимости.
Доходы от добычи нефти в этот период должны были, по соглашению, делиться поровну между центральным правительством и руководством южной автономии. Это несколько разрядило напряжённую обстановку.
Однако 30 июля 2005 Гаранг погиб в результате крушения вертолёта, и обстановка вновь стала накаляться.
Международное сообщество ввело в зону конфликта миротворческие и гуманитарные силы.

Совет Безопасности в своей резолюции 1590 (2005) от 24 марта 2005 года постановил учредить Миссию ООН в Судане (МООНВС).

Совет постановил, что задачи МООНВС будут включать:
a) содействие осуществлению Всеобъемлющего мирного соглашения;
b) содействие — в рамках имеющихся возможностей и в своих районах развертывания — добровольному возвращению беженцев и внутренне перемещенных лиц и оказанию гуманитарной помощи;
c) оказание сторонам содействия в деятельности, связанной с разминированием;
d) содействие международным усилиям по защите и поощрению прав человека в Судане


Совет Безопасности далее постановил, что в состав МООНВС будет входить до 10 тыс. военнослужащих и соответствующий гражданский компонент, включающий до 715 сотрудников гражданской полиции.
Развертывание МООНВС
Началось развертывание военных элементов МООНВС, что позволило штабу сил в Хартуме и Объединенному отделу мониторинга и координации в Джубе выйти на этап начальной боевой готовности, но ряд факторов привел к замедлению темпов развертывания некоторых военных и полицейских элементов. В последующие месяцы МООНВС продолжала развертывание устойчивыми темпами, хотя и отставая от графика, и содействовала выполнению ВМР и урегулированию продолжающихся конфликтов.
В то же время ускорилось развертывание контингента наблюдателей Организации Объединенных Наций за положением в области прав человека в Дарфуре.

Параллельно, 28 апреля 2005 года Совет по вопросам мира и безопасности Африканского союза увеличил силы МАСС в Дарфуре до общей утвержденной численности в составе 6171 военнослужащего и 1560 гражданских полицейских.

К сентябрю 2006 года численность военного и полицейского компонентов МООНВС приблизилась к полному численному составу — 8727 военнослужащих, 695 военных обозревателей, 186 штабных офицеров и 666 полицейских.

Мирное соглашение по Дарфуру

Усилия Африканского союза в поисках урегулирования кризиса в Дарфуре завершились подписанием Мирного соглашения по Дарфуру (МСД) 5 мая 2006 года. Генеральный секретарь заявил, что МСД, подписанное более чем три года спустя после начала конфликта, дало надежду на то, что стороны будут готовы сложить оружие. В то же время он отметил, что Соглашение по-прежнему сталкивалось с серьезными трудностями. После подписания Соглашения усилились столкновения между его защитниками и противниками.

С учетом всего этого Генеральный секретарь высказал в своем докладе S/2006/591 от 28 июля 2006 года предложение Совету Безопасности, что силы Организации Объединенных Наций по поддержанию мира численностью 18 600 человек могут потребоваться в Дарфуре для обеспечения соблюдения всеми сторонами мирного соглашения.
Деятельность миссии в основном сосредоточивалась бы на защите гражданского населения, прежде всего огромного числа внутренне перемещенных лиц, которые живут в лагерях в трех штатах Дарфура.
Генеральный секретарь настоятельно призвал правительство Судана принять миротворческую миссию Организации Объединенных Наций в Дарфуре, утверждая, что мир в южном Судане может оказаться под угрозой.

Расширение МООНВС

31 августа 2006 года Совет Безопасности в своей резолюции 1706 (2006) постановил расширить мандат миссии и развернуть ее в Дарфуре, без ущерба для ее текущего мандата и операций.
Совет обратился к Суданскому правительству национального единства за получением согласия, призвал государства-члены обеспечить оперативное развертывание и попросил Генерального секретаря предоставить дополнительные силы и средства, для того чтобы МООНВС могла развернуть свои силы в Дарфуре.

ЮНАМИД учреждена

Однако в последующие месяцы МООНВС не сумела развернуть свои силы в Дарфуре в связи с упорным противодействием правительства Судана миротворческой операции.
После продолжительных и напряженных переговоров с правительством Судана и в результате значительного международного давления правительство согласилось на развертывание миротворческой операции в

31 июля Совет Безопасности в своей резолюции 1769 (2006) санкционировал учреждение Смешанной операции Африканского союза — Организации Объединенных Наций в Дарфуре (ЮНАМИД).

Со своей стороны МООНВС продолжала поддерживать осуществление Всеобъемлющего мирного соглашения 2005 года, предоставляя добрые услуги и политическую поддержку сторонам, контролируя и проверяя выполнение договоренностей в сфере безопасности и оказывая помощь в ряде областей, включая государственное управление, восстановление и развитие.
Миссия сконцентрировала свое внимание на невыполненных обязательствах сторон, включая передислокацию сил, урегулирование спора в отношении богатого нефтью района Абьея и подготовку к общенациональным выборам 2010 года и референдуму 2011 года, который должен решить судьбу Южного Судана.

Стоить отметить,что в течение 6-летнего периода(период автономии) власти юга организовали достаточно полный и эффективный контроль своей территории действующим Правительством Южного Судана со всеми министерствами, включая вооружённые силы и органы правопорядка.
По всем оценкам, способность и желание неарабского региона жить самостоятельно не вызывали сомнения. В июне 2010 года США объявили, что будут приветствовать появление нового государства в случае положительного исхода референдума.
Накануне референдума, 4 января2011 года президент Судана Омар аль-Башир пообещал признать любые итоги плебисцита, и даже выразил готовность принять участие в официальных празднованиях по случаю образования нового государства, если на референдуме южане проголосуют за независимость.
Референдум для определения статуса Южного Судана был проведен согласно графику
С 9 по 15 января2011 года, причем подавляющее большинство участников (98,83 процента) проголосовали за независимость.
Генеральный секретарь приветствовал объявление окончательных результатов, заявив, что они отражают волю народа южного Судана.
За проведение референдума отвечали власти Судана. Под руководством Генерального секретаря Организация Объединенных Наций предоставила материально-техническое содействие сторонам ВМС(Всеобъемлющего мирного соглашения) в подготовке референдума, оказывая поддержку силами своих миротворческих миссий, размещенных на территории Судана, а также благодаря выполнению группой специалистов Генерального секретаря функций добрых услуг, направленных на обеспечение беспристрастности, независимости и эффективности процедуры выборов, и с помощью Объединенного подразделения Организации Объединенных наций по вопросам проведения референдума и выборов (ЮНИРЕД).

9 июля действие мандата Миссии Организации Объединенных Наций в Судане (МООНВС) закончилось после завершения переходного периода продолжительностью шесть с половиной лет, установленного Правительством Судана и НОДС при подписании Всеобъемлющего мирного соглашения 9 января 2005 года.

9 июля 2011 года Республика Южный Судан (РЮС) официально объявила о своей независимости. До этого 9–15 января 2011 года в новоиспеченной стране был проведен референдум, на котором 99% населения южной части тогда еще единого государства проголосовали за отделение от Хартума – столицы теперь уже Северного Судана, или просто Судан

По истечении месяца с момента признания независимости Южного Судана стало понятно: трудности в отношениях между севером и югом не закончились. Похоже, они только начинаются. Все дело в нефти. Власти Хартума всерьез обеспокоены потерей месторождений, которые расположены на территории десяти штатов Южного Судана. У них есть весомый козырь: добываемая на юге нефть по нефтепроводам, проходящим через северную часть Судана, доставляется в Порт-Судан, расположенный на Красном море. Поэтому северосуданские власти претендуют на значительную долю в нефтяных прибылях юга. Кроме того, северяне не хотят терять расположенный на стыке юга и севера район Абьей, где добывается более четверти суданской нефти. «Переговоры по этому вопросу продолжаются, но если представители племени динка в одностороннем порядке объявят, что Абьей принадлежит югу, может начаться война», – переходит к угрозам президент Судана Омар аль-Башир. Вопрос о принадлежности района Абьей и его месторождений должен был решиться на отдельном референдуме, но его проведение отложено.

Юг либо продолжит делиться добываемой нефтью с севером, или будет платить налоги и пошлины за использование нефтяной трубы, проходящей по территории севера, – только так, по мнению президента Судана, может быть решен вопрос о распределении доходов от нефтедобычи после разделения страны на два государства. В случае неуплаты пошлин югом, официальный Хартум готов перекрыть нефтяную трубу. В то же время, после отделения юга в июле этого года, Южный Судан наотрез отказывается от предложения властей севера делить доходы от нефтедобычи в течение нескольких лет.

Тем временем в этом районе постоянно происходят перестрелки между отрядами севера и юга. Напомним, что вооруженный конфликт из-за района Абьей длится с конца мая 2011 года. Армия Северного Судана с боем захватила этот спорный район и находится там до сих пор. В развязывании конфликта северяне и южане обвиняют друг друга.

Накануне провозглашения Южным Суданом независимости произошло очень важное событие, которое практически никак не было освещено в СМИ. Армия Северного Судана захватила нефтеносный район Куфра на юге Ливии, а также взяла под контроль город Джауф и шоссейную дорогу к центру нефтяных полей Сарир и Мисла.

Суданские военные взяли под свой контроль самое южное месторождение Ливии и теперь контролируют юго-восток этой североафриканской страны. Как пишут английские журналисты, «понятно, что суданцы получат теперь долю во вновь возрождающемся рынке ливийской нефти». Вызывает неподдельное удивление, почему ООН никак не отреагировала на эту ситуацию. Ведь совершенно очевидно, что имело место нарушение государственной границы с последующей военной оккупацией части независимого государства.

Начиная с 1999 года, только по официальным данным, Китай инвестировал в экономику Судана 15 млрд. долл. Китайская национальная нефтяная корпорация на сегодняшний день является самым крупным суданским иностранным инвестором, вложив 5 млрд. долл. в разработку нескольких нефтяных месторождений на юге Судана.

Появление независимой Республики Южный Судан на практике означает, что Поднебесной по поводу своих нефтепроектов теперь придется договариваться с администрацией Джубы, а не Хартума. А если вспомнить, что только западные демократии оказывали активную поддержку южанам в их стремлении к отделению от Хартума, тогда как Китай был заинтересован в единстве Судана ввиду налаженных контактов с администрацией Омара аль-Башира, то Пекину теперь придется непросто.

Показательно, что первыми из мировых держав новое государство признали Соединенные Штаты Америки и следом за ними Китай. Другой любопытный факт: наиболее тесные и дружеские отношения у правительства Южного Судана сложились с Угандой, которая является основным стратегическим партнером РЮС в совместной борьбе против угандийской националистической парахристианской повстанческой группировки «Армия сопротивления Господа». Между тем на сегодняшний день Уганда – главный проводник западных интересов на Африканском континенте. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» – эта древняя мудрость вполне применима и к Южному Судану. Можно не сомневаться, что в скором времени проамериканская ориентация Южного Судана проявится. Учитывая стремление США выдавить из Африки обосновавшийся там Китай, можно понять, в каком направлении будут развиваться процессы на северо-востоке Африки.

Причин конфликтовать здесь предостаточно, ведь любые различия, по сути, могут являться поводами для развязывания конфликта. Различий здесь много. Начать, пожалуй, лучше всего с вопроса географического положения и земель. Северо-восточная Африка. «Северный» Судан имеет выход к мировому океану через Красное море, но в то же время ландшафт страны куда пустыннее — значительную часть территории занимает типичный пустынный «египетский» пейзаж. Южный Судан выхода к морю не имеет — на данный момент ему приходится использовать нефтепроводы, проходящие по территории северного соседа и идущие в направлении портов на берегу Красного моря. Что касается территории, иностранные корпорации занимаются скупкой африканских земель. По состоянию на 2012 год, только в Судане почти 2 миллиона гектаров земли принадлежат иностранцам из Саудовской Аравии, Южной Кореи, ОАЭ и Техаса. Конфликт резко снижает стоимость аренды. Можно сказать, что им конфликт выгоден.

Немалую роль тут играет и водный вопрос. Это вопрос не только стабильности, но и жизни. По египетско-суданскому соглашению 1959 Судан имеет право использовать 18,5 млрд куб. м. вод Нила. Но вот появилось новое государство, а никаких договоров в этом отношении с ним заключено не было. В свою очередь Египет пытается диктовать странам расход воды Нила, оправдывая это историческими правами страны на водную артерию. Нельзя не учитывать и большую скорость роста населения в Африке. В ближайшем времени странам вокруг Нила придется орошать все больше земель, чтобы прокормить растущее население. От вопроса географии плавно переходим к одному из важнейших аспектов — полезным ископаемым. До разделения Судан являлся крупнейшей африканской страной — более 2 млн. квадратных километров. И большая часть этой территории перспективна в вопросе добычи золота. Тут находятся два крупных золотых рудника — Гебейт и Хассай. А на севере Южного Судана геологически находится троговый прогиб мелового периода — тут-то и залегают месторождения нефти. Уже эти особенности делают страну желанной (стоит только вспомнить историю ОАЭ), а если учесть еще и богатые месторождения гипса, мрамора, меди и железа.

Отдельного рассмотрения достоин вопрос нефти. Это один из двух ключевых вопросов в регионе. Южный Кордофан — один из регионов Судана. Здесь расположены главные нефтяные месторождения. Как пишет заместитель директора Института Африки РАН Леонид Фитуни, в четырех странах Африки расположены 90 процентов всей нефти континента — и одна из них Судан. Нехитрые расчеты показывают, что Судан — хранилище почти четверти африканской нефти. Не учитывая даже ценность и приблизительный объем нефти, ключом к вопросу о конфликтах становится тот факт, что после разделения страны 80 процентов месторождений отошли к Южному Судану.

Отсутствие доходов сильно ударило по экономике севера, спасло только наличие золота. Была выпущена новая валюта, однако в том же 2012м году она обесценилась. Половина населения живет за чертой бедности.

Экономическая ситуация в обеих странах отнюдь не способствует мирному взаимодействию. Например, Южный Судан заявил о том, что «север» завышает цены на транзит и запросил в этом вопросе международный арбитраж. В любом конфликте первый вопрос, который должен быть задан — кому это выгодно? Возможно, тем странам, куда эта нефть и направляется. Куда идет южносуданское «чёрное золото»? 40 процентов потребляет Китай, 30 процентов Малайзия, 25 процентов идут в Индию и оставшиеся 5 процентов потребляет Судан. Как видно, богатый ресурсами Судан привлекал (а Южный Судан привлекает и до сих пор) иностранных агентов и толкает столь разные группы и территории к конфликту. Разные этнически и конфессионально.

Этносы и религии — второй ключевой фактор конфликта. Своими корнями он уходит в историю. С начала и до середины XX века эти земли были британской колонией. «Британский лев» заметил конфессиональные и этнические различия Севера и Юга и проводил политику раздельного правления частями страны. В 1956 году Судан получил независимость. Разумная политика правления Великобритании была перечеркнута ошибкой в распределении влияния между частями страны — север получил преимущество, здесь были расположены госучреждения. Обещания арабского Хартума обеспечить в стране федеративную форму правления выполнены не были. Юг восстал — началась Первая гражданская война в Судане. Конфликт длился 17 лет, погибли, по некоторым данным, полмиллиона человек. В 1972 году югу была предоставлена автономия. Спустя 11 лет конфликт возобновился. Причиной послужила политика исламизации страны, которую начал новый президент Джафар Нимейри. В данном вопросе следует отметить, почему мы считаем конфликт межэтническим и межконфессиональным? На юге проживают преимущественно негроиды-нилоты; на севере арабы. Юг, в большинстве своем, христианский с примесью язычества и анимизма; север исламский .

Исламский север начал давить на христианский юг. Началась Вторая гражданская война. Несколько лет спустя были попытки заключить перемирие, отменить исламизацию и обязанность соблюдать шариат. Военный переворот Омара аль-Башира в 1989 году «смел все карты со стола». В 2008 году Международный суд выдал ордер на его арест по обвинению в геноциде, однако по сей день полковник аль-Башир находится у власти в Судане. Чистки, убийства за несоблюдение шариата, замена судей юга на оных с севера — все это юг пережил. В 2005 году всё же был заключен мир. Многие признают, что это, в значительной мере, было результатом работы лидера НАОС Джона Гаранга. Некогда лидер повстанцев, он сумел стать одной из центральных фигур в политике страны тех лет. Он заставил повстанческие силы юга войти в новое переходное правительство, получив при этом пост вице-премьера. Он стал опорой нового шаткого перемирия. Но вскоре погиб при странных обстоятельствах. Его вертолет разбился в горах в условиях «плохой видимости» . Но, как и было обусловлено мирным договором и спустя шесть лет после его принятия, референдум состоялся. Страны разделились.

Наши рекомендации