Тема № 8. Теория спроса и предложения.
В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, а также сбалансированности спроса и предложения. Закон стоимости служит одним из регуляторов общественного производства, а также способствует переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов.
Ценообразование бывает плановым и рыночным.
Главная черта рыночного ценообразования – это формирование цен на продукцию не в сфере производства, т.е. на предприятии, а в сфере реализации про дукции, т.е. на рынке. Цена устанавливается под воздействием спроса, предложения и товарно-денежных отношений. Одним словом, цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются только на рынке. Только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, и их стоимость получает общественное признание через механизм установления цен.
Плановое ценообразование – это когда цены на товары устанавливаются в процессе производства товара их собственниками, т.е. субъектами хозяйствования.
Государственные органы, в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации, могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров.
Государство имеет право:
1) определять только общие правила и принципы ценообразования;
2) устанавливать предельные уровни рентабельности или предельную цену на отдельные виды товаров, таким путем осуществляя свои управленческие функции.
Механизм ценообразования проявляется через цены и их динамику.
Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов:
1) Стратегический фактор ценообразования выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости.
Но, тем не менее, стратегический фактор ценообразования является фактором долговременного перспективного действия. Стратегический фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия, которые имеют современную технику и технологию, а также пользуются передовыми методами организации труда.
2) Тактический фактор ценообразования выражается в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.
Данный фактор способствует очень частому изменению цен. Парой цена может меняться по нескольку раз в день, в зависимости от конъюнктуры изменений на рынке. В итоге, тактический фактор помогает тем предприятиям, которые оперативно умеют пользоваться рыночной конъюнктурой.
Цены претерпевают любые изменения на рынке под воздействием спроса и предложения.
Спрос это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Следует различать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом. Только то желание превращается в спрос, которое подкреплено финансовыми возможностями покупателя. Другими словами, рынок не реагирует на потребности населения, которые не обеспеченны платежеспособностью покупателя.
Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены при данной цене. Это говорит о том, что при прочих равных условиях, по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.
Рассматривая закономерности, связанные с изменением спроса, необходимо различать такие понятия, как изменение объема спроса и изменение функции спроса.
Объем спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара.
Функция спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные.
Изменения объема и функции спроса происходят под воздействием неценовых факторов спроса. К ним относятся:
1. Изменение доходов – увеличение означает в целом рост совокупной платежеспособности, а это значит, что покупатель может приобрести большее, чем ранее, количество товара.
2. Изменение вкусов и предпочтений покупателей, которое может произойти в случае ведения какой-либо агитационной компании, а колебание цен на товары, вызовет изменение спроса на товар заменитель.
3. Изменения в качестве продукции. Более высокое качество продукции – означает дополнительные потребительские свойства этого товара. Напротив, ухудшение качества будет означать уменьшение способности данного товара удовлетворять потребности покупателя.
4. Изменение цен на другие товары – т.е. товары взаимодополняющие.
Товары являются взаимодополняющими, если в случае покупки одного неизбежно следует покупка другого. Например, фотоаппарат и пленки, автомобиль и моторное масло и т.д. Повышение цены на один из товаров незамедлительно приводит к снижению спроса на другой.
5. Ожидания потребителей. Они могут быть связаны:
а) с возможным ростом цен или наоборот – их падением;
б) со степенью доступности того или иного блага;
в) с возможной положительной или отрицательной динамикой семейного дохода;
г) с перспективой личной занятости;
д) с сокращением или увеличением импорта.
Предложение – это то количество товаров или услуг, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретное время, в конкретном месте и по конкретной цене.
Закон предложения состоит в том, что при равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот – чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.
Если объем спроса падает при росте цен, а объем предложения при этом возрастает, то в этом наглядно проявляется противоречивость интересов производителя и покупателя. Ведь фирма-производитель через цену товара получает информацию о том, в какой степени общество нуждается в ее продукции. И если уровень цены, сложившийся на рынке, возмещает затраты предприятия и обеспечивает получение желаемой прибыли, то это служит самым верным признаком целесообразности производства товаров и соответствие его спросу.
На величину предложения товаров влияет ряд факторов, главным из которых являются издержки производства. Если затраты при производстве продукта снижаются, это позволяет выпускать больше товаров по приемлемым ценам. Рост себестоимости продукции приводит к противоположному результату, т.е. снижается предложение, т.к. увеличивается цена.
На предложение оказывают воздействие и неценовые факторы, среди которых можно выделить основные:
1. изменение издержек фирмы. Снижение издержек в результате, технических нововведений или снижения цен на сырье и материалы, приводит к росту предложения. А рост предложения – это увеличение товарооборота и получение дополнительных доходов;
2. изменение количества фирм в отрасли. Увеличение приводит к росту предложения, а уменьшение – к сокращению;
3. природные катастрофы, войны.
Спрос и предложение – это две неотъемлемые составляющие рыночного механизма. В результате их взаимодействия только в условиях свободной конкуренции – формируется рыночное равновесие, равновесная цена и равновесный объем производства.
Рыночное равновесие – это такое состояние спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести по данной цене и в данный момент, соответствует тому объему предложения данного экономического блага, которое производители готовы продать по данной цене и в данный момент времени.
Значительная часть сегодняшних проблем России во многом объясняется пассивностью предприятий-производителей и ожиданием привычной помощи «сверху». Поэтому динамика спроса и предложения обусловлена воздействием большого количества факторов. Для количественного измерения чувствительности спроса и предложения к изменению этих факторов, используют понятие эластичности.
Таким образом, степень реакции одной экономической величины на изменение другой называется эластичностью.Эластичность показывает, на сколько процентов изменяется одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%. Примером может служить ценовая эластичность спроса, которая показывает, насколько изменилась в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.
Степень зависимости величины спроса от цены товара именуют эластичностью спроса. Если величина спроса сильно реагирует на изменение цены, то говорят о высокой эластичности спроса, если же величина спроса мало меняется при изменении цены, то говорят о низкой эластичности. Проиллюстрируем высказанные положения графически. На рисунке приведены кривые спроса (для упрощения они изображены в виде прямолинейных отрезков, отражающих случай линейной зависимости величины спроса от цены), обладающие разной эластичностью.
Рисунок – Кривые спроса с разной эластичностью
Кривая 1 характеризует неэластичный спрос, при котором величина спроса остается постоянной, равной (2, при практически любой цене Р. Такая реакция свойственна спросу на товары самой первой необходимости, скажем, хлеб, сахар, соль, спички. Объем спроса на них сохраняется практически неизменным вне зависимости от цен.
Кривая 4 соответствует предельно эластичному спросу, при котором покупатель готов приобретать товар в определенном количестве по цене, равной (или меньшей) Р4, но полностью отказывается от покупки по цене, превосходящей Р4. Такой случай соответствует спросу на товары не первой необходимости при четко заданных ограничениях на величину денежных расходов, связанных с покупкой данного товара.
Кривая 2 иллюстрирует низкоэластичный спрос, величина которого слабо изменяется с ценой, а кривая 3 – высокоэластичный спрос, величина которого весьма чувствительна к цене.
Математически эластичность есть не что иное, как производная от величины спроса по цене.
Таким образом, эластичность спроса – это степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Коэффициент эластичности спроса определяется как отношение процента изменения спроса к проценту изменения цены.
Показатели коэффициента эластичности:
1. Спрос эластичен, если при изменении цены на 1%, спрос увеличивается больше чем на 1%, т.е. цена растет меньше, чем спрос.
2. Спрос имеет единичную эластичность, если при изменении цены на 1% спрос меняется на 1%, т.е. спрос и цена изменяются в равной степени.
3. Спрос неэластичен или имеет низкую эластичность, если при изменении цены на 1% спрос меняется меньше, чем на 1%. Цена растет быстрее, чем спрос.
4. Спрос совершенно неэластичен, если потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от цены. Цена растет, а спрос остается постоянным.
5. Спрос совершенно эластичен только при усилении совершенной конкуренции.
Абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности, т.е. спрос растет, а цена остается постоянной.
Факторы, влияющие на эластичность спроса:
1) наличие товаров-заменителей.Чем больше на рынке продуктов-субститутов, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей у покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар;
2) значимость товара. Спрос на предметы первой необходимости всегда неэластичен, а спрос на товары не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно всегда эластичен;
3) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичней спрос на него;
4) качество товара. Чем выше качество, тем менее эластичен спрос.