Организационный, социальный, экологический и экономический
Анализ
Организационный анализ выполняется для оценки внутренних и внешних условий реализации нового инновационного проекта. К внутренним относятся условия, зависящие от деятельности самого предприятия, в частности, особенности управления, организационные структуры, планирование, комплектование и обучение персонала, координация деятельности, информационное обеспечение.
К внешним относятся политическая, правовая, общеэкономическая и научно-техническая (потенциал, потребность и т.п.) обстановка в обществе и регионе.
Основными задачами организационного анализа являются:
1. Определение задач и действий участников проекта относительно политической и правовой обстановки.
2. Оценка управления и организационных структур предприятия с позиции их соответствия задачам проекта.
3. Анализ обеспеченности проекта ресурсами и необходимости перестройки этого обеспечения, повышения квалификации персонала.
4. Выбор оптимальных управленческих решений при выявлении негативных организационных условий реализации инновационного проекта.
Организационный анализ в условиях рыночной экономики существенно отличается от анализа организации внедрения нового изделия в условиях директивной экономики.
Эти отличия обусловлены изменившимися политическими, правовыми и экономическими условиями. Предприятие самостоятельно может формировать систему управления, организационные структуры, планы и т.п.
Целью социального анализа является определение пригодности проекта для его потребителей. С помощью социального анализа должна быть обеспечена возможность взаимодействия между производителем и пользователем данной продукции в целях продвижения данного товара и расширения объема его производства в перспективе.
Социальный анализ сосредотачивает свое внимание на четырех основных аспектах:
1. Социокультурные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом.
2. Организация населения в районе действия инновационного проекта, наличие рабочей силы.
3. Приемлемость проекта для местной культуры (научного потенциала).
4. Стратегия обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся данным проектом (его результатами).
Социальный анализ проводится с использованием качественного подхода.
Экологический анализ в настоящее время занимает особое положение ввиду резкого ухудшения общей экологической обстановки.
Его задачей является выявление потенциального ущерба окружающей среде, наносимого инвестиционным проектом на всех его стадиях, а также мер, необходимых для предотвращения этого ущерба.
Экономический анализ является важнейшей составной частью и системы управления качеством, и проектного анализа. И в том и в другом случае обосновывается целесообразность и эффективность разработки, внедрения в производство продукции, качество которой должно отвечать определенным стандартам и удовлетворять потребителя.
В процессе экономического анализа определяются источники финансирования нового проекта, затраты на его внедрение и эффективность его реализации.
Одним из косвенных показателей эффективности можно считать стоимость единицы качества продукции.
VI. Планы семинарских и практических занятий
Методические указания
Семинарские (практические) занятия — одна из важных форм аудиторных занятий со студентами, обеспечивающая наиболее активное участие их в учебном процессе и требующая от них углублённой самостоятельной работы. В планах для подготовки студентов к занятию сформулированы вопросы, определены номера задач или упражнения, которые необходимо решить при домашней подготовке или обсудить в ходе аудиторных групповых занятий, указаны контрольные вопросы или тесты для самопроверки.
При домашней подготовке к занятиям по каждой теме студенты должны проработать конспекты лекций, литературные источники, выбрать дополнительную литературу по своему усмотрению, подготовить ответы на вопросы, решить задачи и т.д.
Сформулированные вопросы и задачи в планах занятий по теме коллективно обсуждаются. По мере необходимости в ходе занятия преподаватель может задавать другие вопросы и задачи.
Семинар 1. Предмет и задачи курса “Управление качеством ”
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое качество товара?
2.Что такое качество услуги (на примере)?