Енезис договора контрактации в российском праве
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Гражданское право
На тему: «Договор контрактации как разновидность договора купли-продажи»
Выполнил студент
1 курса
Очной формы обучения
Никифоряк Василий Лазаревич
Научный руководитель
к.ю.н., доц.
Бычкова Елена Юрьевна
Дата защиты__________
Оценка_____________
Ростов-на-Дону
2014
Содержание
Введение. 3
1. История и сущность договора контрактации в российском праве. 5
1.1 Генезис договора контрактации в российском праве. 5
1.2 Понятие и существенные условия договора контрактации. 12
2.Исполнение договора контрактации. 18
2.1 Обязанности сторон договора контрактации. 18
2.2 Ответственность сторон договора контрактации. 23
Заключение. 28
Список используемой литературы.. 30
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что сельское хозяйство — это одна из важнейших отраслей мировой экономики в целом и российской экономики в частности. Сельское хозяйство является поставщиком сырья не только для производства продуктов питания, но и для медицины, косметологии и парфюмерии, легкой промышленности (производство обуви и одежды из кожи животных и тканей из волокон природного происхождения: хлопка, льна, шелка, шерсти) и др. Таким образом, сельское хозяйство, бесспорно, является социально значимым видом предпринимательской деятельности, нуждающимся в государственной поддержке, в том числе и путем грамотного совершенствования законодательной базы в рассматриваемой сфере. Следует подчеркнуть, что вопросы поддержки и защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей стоят очень остро, особенно с учетом последствий прошедшего кризиса и вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Специфика сельскохозяйственного производства серьезно повлияла на юридическое регулирование отношений между участвующими в этом производстве субъектами. Основной моделью правоотношения, возникающего между этими субъектами, является договор контрактации.
Вопросы становления и развития отечественного законодательства о договоре контрактации были предметом исследований в 50-70 гг. прошлого столетия в работах ученых-правоведов Б.А. Лисковца и Г.Н. Полянской, С.М. Лурье и других авторов.
Однако современные политические и экономические реалии требуют значительного переосмысления существа данного договорного обязательства. В настоящее время договор контрактации является предметом исследования таких авторов, как Алексеев С.С., Астраханкин А.А., Васев А.А., Голованов Н.М., Иванов В.В., Калемина В.В., Коваленко С.П., Максименко А.В., Сергеев А.П., Скляева С.Р., Суханов Е.Ф. и ряда других.
Цель курсовой работы – рассмотреть договор контрактации как разновидность договора купли-продажи.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть генезис развития договора контрактации в российском праве.
2. Выявить понятие и сущность договора контрактации.
3. Определить особенности субъектов договора контрактации.
4. Определить ответственность сторон по договору контрактации.
Объект курсовой работы – договор контрактации.
Предмет курсовой работы – правовое регулирование договора контрактации в РФ.
Структура работы позволяет наиболее полно раскрыть тему курсовой работы, достичь её цель и решить поставленные задачи. Исследование включает введение, две главы с четырьмя параграфами, заключение и список используемой литературы.
стория и сущность договора контрактации в российском праве
енезис договора контрактации в российском праве
Процесс познания сущности договора контрактации, как и любого общественного явления, неразрывно связан с прослеживанием пути его исторического развития, изучением тех изменений, которые он претерпел в процессе своей эволюции.
Формирование договора контрактации в качестве самостоятельного института гражданского права имеет длительный и сложный путь исторического развития.
Упоминания о договорах по закупкам сельскохозяйственной продукции встречаются в средневековых новгородских берестяных грамотах, содержащих свидетельства совершения договоров купли-продажи овса, ржи[1].
Несмотря на широкое распространение в дореволюционном быту продажи будущего урожая (даже вперед за несколько лет) и продукции сельского хозяйства, имеющейся на момент реализации в наличии у сельхозпроизводителей, в гражданском законодательстве царской России отсутствовала правовая регламентация договорных отношений по закупкам сельскохозяйственной продукции.
Отличительной особенностью экономической политики, проводимой в первые годы советской власти, стал отказ от разработанного ранее механизма хозяйствования, поиск новых, рациональных организационных форм осуществления заготовок сельскохозяйственной продукции и сырья, выступавших в качестве основного источника формирования продовольственного и сырьевого фондов страны. Здесь были испробованы и продовольственная разверстка, и продовольственный налог.
С середины 1921 года государство проводит политику широкого привлечения кооперации к заготовкам сельскохозяйственной продукции с использованием экономических рычагов, характерных для контрактации. Так, в частности, Декретом СНК рсфср от 17 мая 1921 г. «О руководящих указаниях органам власти в отношении мелкой и кустарной промышленности и кустарной сельскохозяйственной кооперации» предусматривалось авансирование деньгами и сырьем кооперативов, которые брали на себя обязанность сдать государству произведенную сельскохозяйственную продукцию, оказание им помощи сложной сельхозтехникой, предоставление больших материальных преимуществ перед единоличными хозяйствами. Совместным Декретом вЦИК и сНК рсфср от 16 августа 1921 г. «О сельскохозяйственной кооперации» земледельческим кооперативам, артелям и сельскохозяйственным товариществам при выполнении заказов государства на сельскохозяйственную продукцию было предоставлено право на получение авансов в виде материальных средств в денежном и натуральном виде, снабжение их необходимыми сельскому хозяйству орудиями, семенами и удобрениями[2].
Начало широкому применению договора как формы, опосредствующей товарно-денежные отношения, возникающие при заготовках сельскохозяйственной продукции, было положено Декретом сНК рсфср от 5 декабря 1921 г..
В первом в истории советского права Гражданском кодексе рсфср 1922 г. отсутствовали специальные нормы, посвященные регламентации отношений по закупкам сельскохозяйственной продукции. Указанный вид договорных обязательств регламентировался общими положениями ГК рсфср 1922 г. о договоре купли-продажи.
Поставленная в конце 20-х годов прошлого столетия руководством страны задача проведения в зерновых районах сплошной коллективизации придала решительный импульс развитию института контрактации, которому отводилась важная роль в деле вовлечения сельхозпроизводителей в производственные объединения, колхозы.
Конец 1932 - начало 1933 гг. ознаменовал собой начало новой эпохи в истории развития государственных закупок сельскохозяйственной продукции. На смену сложившейся системе заготовок продовольственной продукции посредством договоров контрактации государство вводит обязательные поставки основных видов сельскохозяйственных культур по твердым ценам. Договор контрактации сохранил свое значение лишь в области регулирования закупок технических культур (льна, хлопка, конопли, сахарной свеклы, табака, махорки, клещевины и др.), представлявших собой сырье для промышленности. размеры поставок определялись, исходя из установленных законом твердых, постоянных норм сдачи[3].
Изменения в методах осуществления государственных заготовок сельскохозяйственной продукции предопределили потребность в новом правовом регулировании. Постановлением ЦИК и сНК ссср от 21 сентября 1935 года «О признании контрактационных договоров имеющими силу закона и об ответственности за нарушение этих договоров». Договора контрактации, заключаемые в соответствии с ежегодными постановлениями Правительства ссср и инструкциями Комитета по заготовкам сельскохозяйственных продуктов сНК ссср, приобрели силу закона, обязательного к точному и безусловному исполнению всеми колхозами, единоличными хозяйствами и заготовительными организациями. следует отметить, что невыполнение либо ненадлежащее выполнение обеими сторонами договора взятых на себя обязательств наряду с мерами имущественного воздействия влекло применение к нарушителям мер уголовной ответственности. в частности, при невыполнении договора контрактации колхозом председатель и члены правления, проявившие небрежное и недобросовестное отношение к своим служебным обязанностям, должны были привлекаться к уголовной ответственности; такой же ответственности подвергались и работники заготовительных организаций в случае неуплаты по их вине колхозу денег за сданную продукцию или невыдачи причитающихся товаров.
Сложившаяся к концу 50-х гг. XX века множественность форм заготовок сельскохозяйственных продуктов (обязательные поставки, натуральная оплата работ, произведенных Мтс, государственные закупки, контрактация, сдача сельскохозяйственной продукции совхозами) ослабляла, а порой даже тормозила планирование сельского хозяйства. В этой связи совет Министров ссср принял решение об отмене с 1 июля 1958 г. применявшейся на протяжении четверти века системы обязательных поставок сельскохозяйственной продукции, а также натуральной оплаты за работы, выполнявшиеся в колхозах машинно-тракторными, ремонтно-техническими и специализированными станциями и переходе к единой форме заготовок - государственным закупкам сельскохозяйственной продукции по экономически обоснованным ценам[4].
Вместе с тем существенным недостатком в первые годы применения государственных закупок был отказ от договорных отношений, что привело к ослаблению контроля над выполнением плановых заданий со стороны исполнителей обязательств.
Принятое 25 февраля 1961 г. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №175 «О перестройке и улучшении организации государственных закупок сельскохозяйственных продуктов» восстановило договор контрактации в качестве правовой формы регулирования отношений по государственным закупкам всех видов производимой в стране сельскохозяйственной продукции.
Важным этапом в законодательном регулировании договора контрактации стало утверждение 8 декабря 1961 г. седьмой сессией Верховного Совета СССр Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г., впервые закрепивших договор контрактации в качестве самостоятельного института гражданского права.
Глава 4 Основ «Государственная закупка сельскохозяйственной продукции у колхозов, совхозов и других хозяйств» устанавливала, что государственные закупки осуществляются по договорам контрактации, заключаемым на основе планов государственных закупок сельскохозяйственной продукции и планов развития сельскохозяйственного производства в колхозах и совхозах. в соответствии со ст. 52 договор контрактации должен был содержать условия о количестве и качестве сельскохозяйственной продукции; сроках, порядке и условиях доставки, а также месте сдачи продукции; обязанностях заготовительных организаций по оказанию колхозам, совхозам и другим хозяйствам помощи в организации производства сельскохозяйственной продукции, ее транспортировки на приемные пункты и предприятия; сроках и размерах выдачи контрактантами денежных авансов колхозам; обязанностях заготовительных организаций и предприятий своевременно принять продукцию и оплатить ее по установленным ценам; взаимной имущественной ответственности сторон в случае неисполнения ими обязанностей[5].
Несмотря на предложение ряда авторов более подробно и детально регламентировать в гражданских кодексах союзных республик права и обязанности сторон по договору контрактации, а также закрепить основные устоявшиеся элементы договора, в Гражданском кодексе РСФСР от 11 июня 1964 г. содержание статей о договоре контрактации (ст. 267-268) было полностью идентично положениям ст. 51-52 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года, оставив простор для ведомственного нормотворчества.
Закрепление в гражданском законодательстве лишь наиболее общих положений о договорах контрактации обусловило необходимость утверждения Государственным комитетом заготовок 6 января 1966 г. Приказом №1 на основании Постановления Совета Министров СССР от 4 января 1966 г. №3 «О договорах контрактации сельскохозяйственной продукции» Положения о порядке заключения и исполнения договоров контрактации, регламентировавшего общие для всех предприятий сельского хозяйства и заготовителей вопросы заключения и исполнения договоров контрактации любой сельскохозяйственной продукции[6].
Перестройка системы планирования государственных заготовок сельскохозяйственной продукции завершилась окончательной отменой с 1 января 1994 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» обязательных поставок и иных форм принудительного изъятия сельскохозяйственной продукции в государственные ресурсы.
Принятие Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г. стало началом нового периода в истории развития закупок сельскохозяйственной продукции. В соответствии с единственной ст. 83, отведенной законодателем на регулирование договора контрактации, происходят существенные изменения места и роли указанного договора в системе гражданско-правовых обязательств, потерявшего свою самостоятельность и плановый характер. По договору контрактации, производитель сельскохозяйственной продукции обязывался передать заготовителю (контрактанту) в собственность (полное хозяйственное ведение) произведенную им продукцию в сроки, количестве и ассортименте, предусмотренные договором. На контрактанта же возлагалась обязанность оказывать производителю содействие в производстве сельскохозяйственной продукции, принять ее, уплатить за нее определенную цену и вывезти продукцию, если иное не было предусмотрено условиями договора.
По действующему ГК РФ 1996 г. под договором контрактации понимается специализированный гражданско-правовой договор, являющийся отдельным видом договора купли-продажи (п. 5 ст. 454), по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.
Наличие в ГК РФ правовых норм (пусть и немногочисленных - ст. 535-538), относящихся исключительно к договору контрактации, свидетельствует о том, что отношение законодателя к этому договору как к типу гражданско-правовых договорных обязательств является не только данью цивилистической традиции, но и результатом понимания места договора контрактации в системе договорного регулирования гражданско-правовых отношений и стремлением регламентации указанных правоотношений с учетом всех присущих им особенностей[7].
В целом можно сделать вывод, что до 20-х годов XX столетия закрепления в отечественном законодательстве такого вида гражданско-правовых договоров, как контрактация, не наблюдалось. Зародившись первоначально в Древней Руси, договор контрактации сформировался в советский период, пройдя сложный этап перехода экономики страны к рыночным отношениям.