Расценки фирм по прокату автомобилей
Фирма | Цена, ам. долл. |
Аламо Авис Баджет Доллар Хертц Нэшнл | 215,99 210,76 217,00 219,00 210,59 217,99 |
Отказавшись от ценовых войн, олигополисты используют в, основном методы неценовой конкуренции. Фирмы по прокату автомобилей проводят широкомасштабные рекламные кампании, повышают качество обслуживания клиентов, используют специальные схемы работы с деловыми туристами или прибегают к полулегальной практике торговли, в частности выплачивают премиальные вознаграждения лучшим агентам.
Олигополистические фирмы исходят из того, что прибыли будут выше, если проводится согласованная политика. Они стремятся к созданию системы связей, позволяющей координировать поведение в общих интересах. Такая координация может осуществляться посредством сговора о разделе рынка. Одной из его разновидностей является картель — форма экономического объединения, участники которого заключают официальное соглашение о разделе рынков и установлении фиксированных цен, обеспечивающих им получение максимальной прибыли. Хотя явные сговоры в большинстве стран объявлены вне закона, в туризме они встречаются еще достаточно часто.
Одним из самых известных и преуспевающих картелей в туризме можно считать Международную ассоциацию воздушного транспорта (ИАТА) в первоначальном ее виде. Она была основана в 1945 г. в целях содействия развитию безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта в мире; повышения его экономической эффективности; укрепления сотрудничества между авиапредприятиями—организаторами международных воздушных перевозок, а также сотрудничества с Международной организацией гражданской авиации и другими организациями. Сегодня членами ИАТА являются около 130 авиакомпаний более чем 100 стран мира, выполняющих регулярные перевозки.
До 1978 г. ИАТА, по существу, действовала как картель. Она занималась главным образом коммерческими вопросами работы авиакомпаний. Важнейшими среди них были установление уровня и правил применения тарифов на воздушные перевозки и регламентация порядка пользования льготами и скидками с тарифов. Ежегодно в рамках ИАТА проводились конференции по перевозкам, на которых принимались решения о размере тарифов, уточнялись расписания движения воздушного транспорта и условия сотрудничества.
Первоначально ИАТА назначала фиксированные тарифы для упрощения международных путешествий (вводилась новая форма взаимозаменяемых билетов), а также расчетов между авиакомпаниями. Однако в скором времени слабые, недостаточно конкурентоспособные перевозчики, входившие в картель, воспользовались ситуацией и перешли к прямому давлению на остальных членов Ассоциации, требуя поднять и удерживать тарифы на высоком уровне, чтобы тем самым защитить свои интересы. Подобные действия подрывали основы картеля. В результате многие авиакомпании вышли из него, поскольку установление завышенных тарифов на ряде маршрутов привело к сокращению спроса на перевозки и, следовательно, доходов, которых стало недостаточно для покрытия постоянных издержек.
Хотя ИАТА продолжает играть важную роль в развитии воздушного транспорта, как картель она прекратила свое Существование. Главными причинами краха ценовых соглашений ИАТА были следующие:
• распространение идеи свободного рынка, успехи политики дерегулирования авиаперевозок в США, а затем в других странах мира;
• появление новых мощных игроков на авиарынке, которые не захотели присоединяться к соглашению ИАТА о тарифах; в Европе это в первую очередь касается чартерных авиакомпаний, в США после либерализации воздушного транспорта — регулярных перевозчиков;
• изменение методов работы авиакомпаний: заключение двух-трехсторонних соглашений о кооперации.
Сходные причины привели к уменьшению числа и ослаблению позиций картелей в других секторах индустрии туризма — от сектора размещения в Греции, где действовала поддерживаемая государством система фиксированных расценок на проживание, до сбытового аппарата в Великобритании. Здесь членам Британской ассоциации туристских агентств выплачивалось комиссионное вознаграждение установленного размера.
Соглашения (в основном ограничительного характера) о регулировании сбыта могут сохраниться и в будущем, однако явные сговоры о цене исчезают.