Европейская Социальная Хартия о праве на защиту от бедности

Европейская социальная хартия является одним из наиболее важных документов Совета Европы в сфере обеспечения прав человека, составляющих наряду с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ратифицирована Российской Федерацией в 1998 году) единый механизм защиты прав человека в Европе.

На международно-правовом уровне право на защиту от бедности и социального отторжения установлено в ст. 30 Европейской социальной хартии в редакции 1996 года, (принятой в развитие Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Указанная статья не относится к числу шести основных, по которым Россия должна принять обязательства в социальной сфере в связи с предстоящей ратификацией акта Совета Европы и после его подписания в 2000 г. Бедность является одной из характеристик уровня жизни населения. Социологи определяют бедность как «отсутствие достаточных материальных и культурных ресурсов для поддержания здорового существования». Традиционно различают абсолютную (первичную) и относительную (вторичную) бедность. Абсолютная бедность - это недостаток основных необходимых условий для обеспечения биологического, физиологического выживания человека. Относительная бедность - это сравнительная недостаточность средств к существованию индивида с учетом уровня жизни других индивидов, в соответствии с нормами и ожиданиями общества.

Несмотря на условность характеристики бедности, выработаны и

применяютсяразличные способы ее определения. Так, внутри государства к бедным могут быть отнесены те, чей доход составляет менее пятидесяти процентов среднего дохода граждан. Критерием бедности является и то, что расходы на питание превышают пятьдесят процентов доходов индивида.

В пересмотренной социальной Хартии учитывается этот факт, и принимаются меры в виде обязательств договаривающихся сторон разрабатывать и проводить глобальную скоординированную политику борьбы с социальным отторжением.

Для обеспечения эффективной реализации права на защиту от бедности исоциального остракизма Хартия (ст. 30) возлагает на государства обязательства:

а) принять меры в рамках всеобъемлющей и скоординированной программы кприобщению лиц, живущих в условиях бедности и социального остракизма, кзанятости, обеспечению их жильем, медицинской помощью, культурнымиценностями, организации для них обучения;

б) в случае необходимости адаптировать принимаемые меры к меняющимсяусловиям.

В правовом измерении бедными считаются те лица (независимо от трудоспособности), кто имеет доходы ниже прожиточного минимума. В этой связи Г. Б. Челнокова предлагает рассматривать бедность как самостоятельный социальный риск, обусловливающий необходимость предоставления гражданам социальной защиты в соответствии с нормами социального законодательства.

Однако круг бедных людей очень неоднороден, и принимаемые государством меры должны быть адекватными. Государство призвано дифференцировать меры социальной защиты бедного населения с учетом принятого в науке деления бедности в зависимости от сферы ее действия на социальную и экономическую. Социальная бедность распространяется на социально уязвимые категории населения (престарелых, инвалидов, многодетных и т. п.) и преодолевается, главным образом, средствами социального обеспечения. Гражданам, имеющим детей, и семьям адресная социальная помощь, как правило, предоставляется, если ниже прожиточного минимума их среднедушевой доход. Экономическая бедность охватывает трудоспособных граждан, которые не могут обеспечить социально приемлемый уровень благосостояния вследствие безработицы, низкой заработной платы, задержек с ее выдачами, и может быть сокращена мерами преимущественно экономического характера по содействию занятости, реформированию системы оплаты труда, налоговой системы. Подобные меры в основном упреждают процесс абсолютного и относительного обеднения населения, социального остракизма, нередко вызываемого застойной безработицей. Очевидно, что воизбежание экономической бедности минимал-ьную заработную плату следуетустанавливать на уровне минимального потре-бительского бюджета, илисоциального минимума.

Социальный Кодекс РФ - кодифицированный акт как возможный подход крешению проблем, связанных с социальными рисками на основе ЕвропейскойСоциальной Хартии и российской правовой базы о социальном обеспечении

Социальные отношения взаимосвязаны с трудовыми, экономическими отношениями и охватывают весь период жизни и деятельности человека, занимают особое место в федеральном и региональном законодательстве, регулируются гражданским, административным, трудовым, семейным, налоговым и уголовным правом, нормами практически всех действующих кодексов Российской Федерации.

Ряд целевых социальных законов посвящены защите безработных, детей, инвалидов, ветеранов, малочисленных народов Севера, минимальной заработной плате, порядку ее индексации, прожиточному минимуму и т.д.Помимо федеральных законов социальные отношения регулируются многочисленными подзаконными актами, счет которых ведется на тысячи. Многие из этих актов дублируют друг друга, между ними имеются определенные противоречия.

Массивная нормативно-правовая база затрудняет правильную работу сотрудников органов государственной власти, органов местного самоуправленияи организаций с нормами, регулирующими социальные отношения.Спец-иалисты не всегда имеют возможность оперативно ознакомиться с действующей редакцией пакета социальных законов, так как в них неоднократно вносились многочисленные изменения и дополнения; редакции значительного количества нормативных правовых актов постоянно претерпевают законодательное редактирование. Ознакомиться с текстами нормативных правовых актов, в которых отражены все изменения, можно только через специальные правовые базы на коммерческой основе.

Помимо собственно инвентаризации действующих норм в процессе кодификации вырабатываются новые - адекватные действительности - механизмы регулирования группы общественных отношений. В определенной степени уже сейчас эти механизмы облачены в форму законодательных актов. Так, например, одним из важнейших условий подготовки Социального кодекса РФ, по нашему мнению, должно стать введение положений федерального закона "О минимальных государственных социальных стандартов", проект которого принят Государственной Думой РФ в первом чтении 11.08.2003. Закон устанавливает правовые основы и общий порядок разработки, утверждения и применения стандартов, обеспечивающих реализацию социальных гарантий и прав граждан на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на получение квалифицированной юридической помощи.

Схема 1.

Социальные риски:

- бедность, - инвалидность, - старость, - необходимость получения меди-цинскойпомощи, - временная нетрудоспособность, - трудовое увечье и профессиональное заболевание

Предложенная схема (Схема 1) может служить той опорой, которая в общих чертах предлагает то самое решение, на основе которого будет строиться новый кодифицированный акт.

Исследование различных форм и видов кодификации позволило обосноватьцелесообразность единой отраслевой кодификации законодательства осоциальном обеспечении в форме федерального кодекса социальногообеспечения, позволяющая совместить оптимальную централизацию правовогорегулирования с правовой определенностью и прямым действием отраслевыхнорм. Кодификация в форме основ законодательства о социальном обеспечении менее желательна, главным образом, ввиду слишком высокого уровня нормативных обобщений, присущего этой форме, не позволяющего с достаточной полнотой урегулировать данную область общественных отношений.

В отличие от предлагаемой в науке поэтапной кодификации, обосновываютсяпреимущества единой отраслевой кодификации, в результате которойзначительно возрастает шанс принять логически целостный кодекс, избежатьнесогласованности между разновременно принятыми кодифицированнымиактами.

Заключение

Рассмотрение социально-правовых вопросов, возникающих в обществе из-за социальных рисков, необходимо и важно для обеспечения государством нормального функционирования социально-правовой базы и защиты малообеспеченных и незащищенных слоев населения.

Центр внимания моего исследования представляет рассмотрение системысоциального обеспечения в РФ применительно к концепции социальногогосударства, процессам распределения материальных благ в современнойрыночной экономике России. Анализ социальной защиты населения исоциальногообеспечения граждан в системе управления социально-экономическими процессами рыночной экономикой государственной публичнойвластью Российской Федерации. Также способы формализации происходящихпроцессов в этих явлениях через компетенцию.

Представляется сложным определение компетенции в регулировании правоотношений в социальной защите, социальном обеспечении.

Это связано с тем, что в науке до сих пор отсутствует единое общепринятое толкование этих понятий, их правового и социального смысла в сфере нематериального производства, социальной сфере, сфере услуг.

Поэтому, если во главу вопроса о социальном государстве ставить гарантии права человека на жизнь, качество жизни населения в частности, следует видеть в блоке социальной сферы отчетливей функции и структуру социального обеспечения, реализующего через ее элементы материальную поддержку государством человеческого потенциала общества.

Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов.

Библиографический список:

1. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г.

2. Европейская Социальная Хартия (пересмотренная), Перевод на русский язык. Страсбург. 1996г.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ.- 04.08.2014.- N 31.- Ст. 4398.

4. «О внесении изменений в Федеральный Конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» Федеральный Конституционный закон от 19.06.2004г. № 4-ФКЗ.// Российская газета www. rg.ru.

5. "Об основах обязательного социального страхования". Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ

6. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ

7. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

8. В. В. Ткаченко Учебно-методический комплекс по дисциплине «Технология разработки социальных программ» // «Социальная работа». – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2013. - 64с

9. Социальная политика: Учебник/ Под общ. ред. Н. А. Волгина. — М.: Издательство «Экзамен», 2012. — 736 с.

10. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 400 с. - (Серия «Высшее образование»)

Наши рекомендации