Государственный бюджет. Государственный долг и проблемы его обслуживания

Государственный бюджет – это финансовый план государства или перечень доходов и расходов государства для нормального выполнения своих функций.

Включает в себя с одной стороны перечень всех расходов государства, с другой перечень всех доходов => состоит из доходной и расходной части.

1)Доходная часть состоит из следующих источников:

– налоги (80-85%);

– внутренние и внешние займы;

– денежная эмиссия.

2)В расходной части фиксируются все направления расходов государства, в том числе на:

– государственную оборону;

– содержание государственного аппарата;

– обслуживание государственного долга;

– содержание непроизводственной сферы (наука, образование, культура);

– финансирование отраслей народного хозяйства (только в России).

Государственный бюджет формируется с соблюдением следующих принципов:

1. принципгласности заключается в том, что все статьи государственного бюджета доводятся до общественности;

2. принцип единства заключается в том, что в бюджете учитываются все доходы и расходы, причем все денежные потоки учитываются с использованием единой финансовой документации;

3. принцип реальности – в государственном бюджете должны быть использованы реальные доходы и расходы;

4. принцип полноты – в государственном бюджете стараются наиболее полно отразить доходы и расходы государства.

Государственный бюджет в национальной экономике выполняет несколько функций:

1. Фискальная - основной источник пополнения бюджета – налоги, т.к. собственных средств пополнения бюджета у государства нет.

2. Регулирующая - с помощью налогов с одной стороны осуществляется влияние на х.с., а с помощью расходной части оказывается воздействие на все функциональные элементы экономики, тем самым регулируются макроэкономические пропорции.

3. Социальная - через финансирование соц.программ осуществляется социальная политика государства.

Реализация функций Гос.бюджета осуществляется с помощью:

1. Ассигнования – средства Гос.бюджета, используемые на содержание гос.учреждений.

2. Субсидии – денежное пособие, которое представляется гос.учреждениям.

3. Субвенции – денежное пособие из гос.бюджета местным органам власти для реализации программ развития

4. Дотации – гос.пособия на покрытие убытков и поддержки рентабельности предприятий.

В хозяйственной практике доходные и расходные части в идеале должны совпадать, однако, если доходы превышают расходы – формируется профицит, а если расходы больше доходов – дефицит.

Существует норматив, что бюджетный дефицит безопасен до, если он не превышает 3% от ВВП, а если превышает с ним начинают бороться, либо стимулируя рост доходной части, либо сокращая гос. расходы.

Причинами бюджетного дефицита могут быть:

1. падение доходов хозяйствующих субъектов в условиях кризиса и уменьшение ВВП;

2. уменьшение акцизных налогов, поступающих в бюджет;

3. увеличение бюджетных расходов;

4. непоследовательная бюджетно-налоговая политика государства.

Соответственно, меры по ликвидации бюджетного дефицита заключаются в устранении причин, создавших его.

Накопленный государством бюджетный дефицит за все годы образует государственный долг страны, его уровень не должен превышать 60% от ВВП.

Гос.долг делится на 2 части:

Внутренний – долг государства своим гражданам;

Внешний – долг нерезидентам.

Регулирование гос.долга и его погашение называется управлением государственным долгом.

Оно может осуществляться по 2 направлениям:

1. Изменение условий займа, которые касаются доходности – конверсия гос.долга (изменение кол-ва возвращаемого кредита);

2. Изменение условий займа, которые касаются его сроков – консолидация гос.долга. (отсрочка);

3. Оба вместе – реструктуризация гос.долга.

4. Кроме этого гос.долг может гаситься за счет бюджетных средств и новых займов.

26.Налог: понятие, основные элементы, классификация

Налог – это платеж, который взимается - в пользу государства с дохода или имущества хозяйствующих субъектов.

При этом он заранее определен и установлен в законодательном порядке. Налог – обязательный платеж в пользу государства. Налоги — один из основных способов формирования доходов бюд­жетов Существуют определенные принципы построения налогов и налоговой системы или принципы налогообложения, которые сформулировал А.Смит:

1. Принцип всеобщности – налоги должны платить все.

2. Принцип обязательности.

3. Принцип стабильности – налоговые ставки стабильны.

4. Принцип равнонапряженности – принцип уплаты одинаковых налогов с одних доходов.

5. Принцип социальной справедливости.

Выделяют следующие десять основных элементов в системе налогооблажения:

1. Налоговая норма

2. Субъекты налогообложения (Налогоплательщиками, Налоговыми агентами)

3. Объектами налогообложения

4. Налоговая база

5. Налоговая ставка (Твердые ставки, процентные ставки).

6. Налоговый период (календарный год, квартал, месяц, декада, иной период времени)

7. Налоговые льготы

8. Налоговый оклад — это подлежащая взиманию сумма налога.

9. Срок и порядок уплаты на­лог.

10. Источники налога

В зависимости от различных критериев, различают следующие виды налогов:

1. По способу взимания все налоги делятся на:

· Прямые – взимаются прямо и непосредственно с дохода или имущества:

ü подоходный налог;

ü налог на имущество;

ü налог на прибыль корпораций;

ü на доход от ценных бумаг;

ü налог на землю.

· Косвенные – взимаются косвенным путем, т.е. опосредованно через механизм ценообразования. Реализуется принцип добровольности.

ü акцизы;

ü НДС;

ü таможенные пошлины;

ü фискальные монопольные налоги;

ü налог на наследство.

2. В соответствии с региональным аспектом:

· федеральные;

· региональные;

· местные.

3. По соотношению между динамикой ставок налога и доходами:

· прогрессивные – ставка налога увеличивается с ростом дохода;

· пропорциональные – ставка налога остается неизменной с изменением дохода;

· регрессивные – ставка налога уменьшается с ростом дохода.

Функции налоговой системы:

1. фискальная, т.е. финансирование государственных расходов.

2. социальная, т.е. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

3 регулирующая – т.е. гос регулирование экономики, прежде всего циклических колебаний, структурных изменений, цен, внешнеэкономических связей.

Кривая Лаффера – кривая, отражающая взаимосвязь между величиной ставки налогов и поступлением за их счет средств в государственный бюджет. Основная идея заключается в том, что по мере увеличения налоговой ставки налоговые поступления будут увеличиваться до определенного максимального уровня, а затем будут понижаться, ибо высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, в результате чего сокращается объем производства и дохода. Сокращение налоговых вызовет сокращение объема государственных доходов в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости, в результате чего увеличится производство и доходы, подлежащие налогообложению. Рост производства и доходов увеличит налоговые поступления в государственный бюджет.

При разных налоговых ставках (высоких ta и низких tb) объем государственных доходов через налоговые поступления может быть одинаковым. Поэтому целесообразно использовать более низкую ставку налога.

Государственный бюджет. Государственный долг и проблемы его обслуживания - student2.ru

27. Инфляция: понятие, механизм возникновения, классификация. Виды инфляции.

Инфляция - это обесценивание денег, снижение их покупательной способности. Но она означает не только снижение покупательной способности денег и рост цен, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. Причины вызывающие дисбаланс между совокупным спросом и предложением:

1. Превышением совокупного спроса над совокупным предложением, вследствие чего развивается инфляция спроса: экономика не может отреагировать ростом предложения на рост спроса по причине ограниченности ресурсов. Поэтому результатом роста спроса является рост цен.

2. Отставанием совокупного предложения от совокупного спроса, вследствие роста издержек пр-ва. называется инфляцией предложения.( Совокупный спрос на рынке не стал избыточным, но предложение товаров уменьшается в силу роста издержек пр-ва. В свою очередь это ведет к повышению цен, затем - к новому витку инфляции. В данном случае не спрос, а издержки служат толчком к инфляции.)

Известны следующие причины инфляции.

1) Бюджетный дефицит

2) Сокращение объёмов пр-ва, что сопровождается застоем в производстве с одновременным ростом безработицы.

3) Спрос превышает предложение. Это возникает при ненасыщенности рынка товарами и избытке денежных средств.

4) Рост издержек пр-ва на сырьё, материалы, топливо.

Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние. К внешним причинам относятся. в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов.

Типы инфляции:

1.инфляция спроса-превышение совокупного спроса над совокупным предложени­ем, вследствие чего развивается.

2. инфляцией предложения-отставание совокупного предложения от совокупного спроса. вследствие роста издержек пр-ва

3.стагфляция - ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением пр-ва, т.е. цена и объем пр-ва изменяются в разных направлениях.

Виды инфляции

1 .Открытая инфляция - характерна для стран рыночной экономи­ки, где взаимодействие спроса и предложение способствуют i открытому неограниченному росту цен.

2.Подавленная инфляция - скрытая инфляция, присущая эконо­мике с командно-административным контролем над ценами и доходами.

3.Сбалансированная и несбалансированная инфляция При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг от друга остаются неизменными, а при несба­лансированной инфляции - цены различных товаров постоянно изменяются по отношении друг к другу, причем в различных пропорциях.

В зависимости от темпа роста цен выделяют:

умеренную, когда цены растут менее, чем на 10% в год.

галопирующая инфляция — рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год. деньги быстро материализуются. Она опасна для народного хозяйства;

гиперинфляция — цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и з/п становится катастрофическим, разрушает­ся благосостояние обеспеченных слоев общества.

1. Уровень инфляцииизмеряется с помощью индексов цен, которые показывают изменение различных видов цен во времени: Государственный бюджет. Государственный долг и проблемы его обслуживания - student2.ru

(по любой товарной группе)

P1 – уровень цен в текущем году, P2 – уровень цен в базовом году

Уровень инфляции зависит от:

· платежеспособного спроса

· прибыли (доходов) торговых посредников

· уровня издержек производства

2. Темп инфляции Государственный бюджет. Государственный долг и проблемы его обслуживания - student2.ru

J1 – индекс цен текущего года, J0 – индекс цен предыдущего года

Правило 70- сяти

Показывает, через сколько лет цены в экономике удвоятся при данном уровне инфляции. (используется во время высокой инфляции) Государственный бюджет. Государственный долг и проблемы его обслуживания - student2.ru

Наши рекомендации