Цели применительно к организациям
Организацию (предприятие, фирму) можно рассматривать каксредство достижения для целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, что они не могли бы выполнить индивидуально. Какова глобальная (генеральная) цель организации. Одни такой целью называют прибыль другие – удовлетворение потребностей потребителя, третьи – служение обществу. Остановимся на цели организации (фирмы) и попытаемся разобраться (рис. 5.5.1).
Рис. 5.5.1.
Прибыль –не цель, это условие для достижения цели, индикатор успешности деятельности. Прибыль сегодня в большей мере зависит не столько от умения продать созданный товар, сколько от способности произвести то, что нужно в данный момент людям, пользуется спросом, удовлетворяет общественные потребности. Кто справляется с такой задачей лучше других, может рассчитывать и на большую прибыль. Поэтому прибыль в качестве непосредственной цели коммерческой организации фигурирует сегодня всё реже.
«Тот, кто наилучшим образом служит обществу, выгадывает больше всех». Эти слова крупнейшего японского предпринимателя и теоретика бизнеса К. Татеиси являются основополагающей идеей, на которой в современных условиях основывается формулировка цели коммерческой организации.
Приведённый тезис Татеиси по-восточному образно обосновывает следующими словами: «Взаимосвязь предприятия, прибыли и служения обществу имеет своё подобие в живой природе: пчёлы, мёд и опыление. Перелетая с цветка на цветок, пчела стремится собрать нектар ради производства мёда. Цветы же представляют пчёлам свой нектар, чтобы добиться опыления. Подобным же образом предприятия используют общество для получения прибыли. Общество обеспечивает предприятию получение такой прибыли и, в свою очередь, толкает предприятие на путь служения своим интересам.
Предприятие, стремясь к получению прибыли, служит интересам общества. Такое утверждение лишь констатирует реальность: предприятие само по себе олицетворяет служение обществу». В противном случае, как считает К. Татеиси, предприятие не имеет будущего – его ждёт гибель.
Кто формирует цели?На первый взгляд может показаться, что цели определяются, владельцами или руководителями организаций произвольно, но на самом деле они представляют собойсубъективное отражение реальностей, характеризующих данную организацию, таких как её роль в обществе, характер производственного и кадрового потенциала.
В то же время на формулировку целей существенное влияние оказывают интересы многочисленных субъектов, связанных с её деятельностью. К ним относятся:
· владельцы или руководители организации;
· сотрудники организации, которым последняя даёт средства к существованию, положение, статус и т.п.;
· деловые партнёры, чьё благополучие также в немалой степени зависит от организации;
· местные власти, которым организация помогает решать многие проблемы;
· наконец, общество в целом.
Так, если крупная организация не сумеет реализовать своих целей и разорится, работу могут одновременно потерять десятки тысяч людей, что неминуемо создаст огромнейшие трудности даже для самых крупных государств.
Типы целей в организациях. В производственных организациях одновременно проявляются три основных типа целей:
1. цели-задания, исходящие от вышестоящих органов и отражающие внешнюю функцию организации (госзаказ, поручения и т. д.);
2. цели-ориентации, выражающие потребности работников (получение вознаграждения, престижа и т. д.);
3. цели системы, т. е. объективная необходимость поддержания целостности организации, её стабильности и равновесия (относительное постоянство связей, требований, личного состава).
Перечисленные цели организаций являются базовыми, исходными, их достижение связано с определением множества вторичных целей:
· повышение качества продукции;
· улучшение условий труда;
· укрепление дисциплины труда и др.