История возникновения и основные этапы развития экономической науки
Экономическая мысль зародилась в глубокой древности. Первые знания древних мыслителей об экономике носили разрозненный характер, не имели самостоятельного значения и являлись неотъемлемой частью философских, исторических, политических сочинений. В древнеегипетских папирусах, в каменной клинописи законов царя Хаммурапи, в древнеиндийских «Ведах» находим мы первые размышления и умозаключения об экономике, зачатки хозяйственного права. Немало экономических наблюдений имеется в Библии. Она содержит описание экономической жизни древних евреев и других народов, населявших Палестину и окрестные земли во II и I тысячелетиях до нашей эры. Древнегреческое общество в стадии далеко зашедшего распада первобытнообщинного строя и формирования рабовладения, получило замечательное художественное отражение в поэмах Гомера. Разнообразные экономические наблюдения искусно вплетены в ткань увлекательного рассказа об осаде Трои и странствиях Одиссея.
Вышеназванные источники необходимо рассматривать, прежде всего, как источники сведений о хозяйственном быте древних народов. Лишь во вторую очередь можно говорить о них как о памятниках экономической мысли.
В сочинениях древнегреческих мыслителей Ксенофонта, Платона и особенно Аристотеля, были сделаны первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство греческого общества.
Слово «экономия» (ойкономиа, от слов «ойкос» – дом, хозяйство, и «номос» – правило, закон) является заглавием особого сочинения Ксенофонта, где в форме диалога рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Такой смысл (наука о хозяйстве, домоводство) это слово сохраняло в течение веков. Оно не обладало у греков таким ограниченным содержанием, как наше домоводство. Ведь дом богатого грека являлся целым рабовладельческим хозяйством – государством в миниатюре.
Аристотель употреблял термин «экономия» и производный от него «экономика» в этом же смысле. Он впервые подверг анализу основные экономические явления и закономерности развития древнегреческого государства. Заслуга Аристотеля-экономиста состоит в том, что он первым выявил некоторые категории политической экономии и в известной мере показал их взаимосвязь.
Аристотель установил две стороны товара: потребительную и меновую стоимость и анализировал процесс обмена. Он поставил вопрос, на который пытались ответить ученые-экономисты в течение многих веков: чем определяются соотношения обмена? Он видел в обмене уравнение товарных стоимостей и упорно искал какую-то общую основу уравнения. В «Никомаховой этике» Аристотель пишет: «Действительно, не из двух врачей образуется общество, но из врача и земледельца, и вообще из людей неодинаковых и неравных. Но таких-то людей и должно приравнять. Поэтому все, что подвергается обмену, должно быть как-то сравнимо... Итак, нужно, чтобы все измерялось чем-то одним... Расплата будет иметь место, когда будет найдено уравнение, чтобы продукт сапожника относился к продукту земледельца, как земледелец относится к сапожнику».
Аристотель ввел понятие «хрематистика» (от слова «хрема» – имущество, владение) – это искусство наживать состояние.
Для Аристотеля экономика – это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов. Пределы этой деятельности тоже естественны – это разумное личное потребление человека. Хрематистику Аристотель считал противоестественной потому, что «... в искусстве наживать состояние, поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами... Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности».
Необычайную трансформацию претерпела идея Аристотеля о естественности экономики и противоестественности хрематистики. В средние века ученые-схоласты осуждали ростовщичество, а отчасти и торговлю как «противоестественный» способ обогащения. Но с развитием капитализма все формы обогащения стали казаться естественными, допускаемыми «естественным правом». На этой основе в XVII-XVIІІ вв. в социально-экономической мысли возникла фигура homo oeconomicus – экономического человека, мотивы всех действий которого могут быть сведены к стремлению обогащаться.
Понимание термина «экономика» как домоводства просуществовало до XVII в. Человека, который впервые ввел в социально-экономическую литературу термин «политическая экономия» звали Антуан Монкретьен сьер де Ваттевиль. Небогатый французский дворянин написал одно из первых во Франции и в Европе сочинений, посвященное экономическим проблемам – «Трактат политической экономии», который был опубликован в 1615 г. в Руане. Монкретьен написал сугубо практическое сочинение, в котором пытался убедить правительство в необходимости всестороннего покровительства французским промышленникам и купцам. Он прославлял труд и воздавал необычайную для своего времени хвалу классу ремесленников. Все помыслы Монкретьена были направлены именно на процветание хозяйства как государственной, национальной общности. Добрых 150 лет после Монкретьена политическая экономия рассматривалась преимущественно как наука о государственном хозяйстве, об экономике национальных государств, управляемых, как правило, абсолютными монархами. Только при Адаме Смите, с созданием классической школы политической экономии, ее характер изменился, и она стала превращаться в науку о законах хозяйства вообще, и в частности, об экономических отношениях классов.
В последние десятилетия XIX века термин «политическая экономия» на западе стал заменяться термином «экономика». При этом, само понятие «экономика» – в смысле науки о законах развития хозяйства, стало раздваиваться: приобретать, с одной стороны, все более выраженную теоретическую направленность экономических исследований («Экономикс»), с другой стороны, стал все более явно проступать практический характер экономических исследований. Экономические науки стали охватывать все многообразные отрасли знания об экономических процессах: организацию производства, труда, сбыта продукции, финансирования на предприятиях и т. д., и выделились в отдельные отрасли экономических исследований. Такое разделение дало возможность, экономической теории сместить акценты с социального содержания «политической экономии» на поиск общих принципов экономических систем. Предметом изучения стала проблема эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения потребностей человека. Социальная нейтральность политической экономии открыла новые возможности и направления развития экономической теории. В трудах экономистов: Джевонса в Англии, Менгера и Визера в Австрии, Вальраса в Швейцарии, Дж. Б. Кларка в США – «старая» политическая экономия обогатилась субъективистскими подходами к рассмотрению экономических явлений и мощным математическим аппаратом.
Современный американский историк экономической мысли Б. Селигмен писал, что Джевонс «успешно освободил политическую экономию от слова «политическая» и превратил экономику в науку, изучающую поведение атомистических индивидуумов, а не поведение общества в целом». В своей важнейшей работе «Теория политической экономии», опубликованной в 1871 году, Джевонс писал: «Моя теория по своему характеру является чисто математической... Теория заключается в применении дифференциального исчисления к исследованию знакомых понятий богатства, полезности, стоимости, спроса, предложения, капитала, процента, труда и всех количественно определенных понятий, относящихся к повседневной работе промышленности». Новые подходы значительно обогатили науку и повысили значимость теоретического уровня экономических исследований.
Начиная с XIX века, термин «политическая экономия» закрепился за марксистской экономической теорией, которая все больший упор делала на социальном аспекте экономических закономерностей развития общества. Исследуя в первую очередь различия экономических систем, экономисты-марксисты сосредоточили внимание на идее неизбежности гибели капитализма и победы коммунизма, на преимуществах социализма. Узость политизированного подхода составляла главный недостаток на этом направлении развития экономической теории.
Изменения в названии науки отражают эволюцию ее содержания. Ученые, занимавшиеся исследованиями в области экономической теории, всегда пытались ответить не вопросы, поставленные эпохой. Эволюция экономических теорий, школ отражает развитие самого человечества.
Первой школой в истории экономической мысли считается меркантилизм (от итальянского «мерканте» – купец). Идеи меркантилизма главенствовали в XV-XVII веках (в значительной мере и в XVIII веке). Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только во внешней торговле (деньги, золото).
Ранний меркантилизм не шел дальше разработки административных мероприятий для удержания денег в стране. Иностранных купцов принуждали на месте расходовать всю выручку от продажи их товаров в пределах данной страны и даже назначали для этого особых «надзирателей», иногда тайных. Вывоз золота и серебра за границу просто запрещался.
Позже – в XVII-XVIII веках государства Европы перешли к более гибкой и конструктивной политике. Правители поняли, что самый надежный способ привлечь в страну деньги – развивать производство экспортных товаров и добиваться превышения вывоза над ввозом. Государственная власть стала насаждать промышленное производство, покровительствовать мануфактурам. Представители позднего меркантилизма искали источник богатства нации в развитии внешней торговли и активном торговом балансе (превышение экспорта над импортом). Меркантилисты выступали за активное вмешательство государства в экономику. Политика протекционизма (защиты отечественного производителя) активно используется многими правительствами и в наше время.
Второй крупной школой в истории экономической теории являются физиократы. Основателем и главой физиократической школы, которая стала французским вариантом классической политической экономии, был Франсуа Кенэ (1694-1774) – крупнейший французский политэконом XVIII века. Физиократия означает власть природы (от греческих слов «физис» – природа, «кратос» – власть). Физиократы перенесли исследование о природе богатства общества из сферы обращения в сферу производства. Они считали, что богатство нации создается в сельском хозяйстве, а сельское хозяйство – первооснова экономики.
Избыток сельскохозяйственного продукта, который образуется после покрытия всех издержек его производства, Кенэ, называл чистым продуктом и анализировал в своей «Экономической таблице» его производство, распределение и оборот. Почему физиократы обнаружили чистый продукт только в земледелии? Потому, что там процесс его производства и присвоения наиболее нагляден. Строя свою модель, Кенэ брал в нее не бедного крестьянина-испольщика, а фермера-арендатора, который имеет рабочий скот и простейшее оборудование, а также нанимает батраков. С этим классом он связывал свои надежды на прогресс сельского хозяйства, который считал основой здорового экономического и политического развития общества в целом.
Кенэ создал основу для анализа оборота и воспроизводства капитала, что имеет огромное значение для рационального ведения хозяйства. Сам термин «воспроизводство» был впервые использован Кенэ.
Кенэ дал описание классовой структуры общества: «Нация состоит из трех классов граждан: класса производительного (крестьянство), класса собственников и класса бесплодного (все остальные)».
Какие практические выводы вытекали из учения физиократов? Первой рекомендацией Кенэ было поощрение земледелия в форме крупного фермерского хозяйства. Налогом, считал он, надо облагать только чистый продукт как единственный подлинный экономический «излишек». Любые другие налоги обременяют хозяйство. Поскольку промышленность и торговля находятся «на содержании» у земледелия, надо, чтобы они обходились возможно дешевле. Это получится, если хотя бы ослабить все ограничения и стеснения для производства и торговли. Физиократы выступали сторонниками laissez faire (невмешательства в естественные экономические процессы), что роднило их с классической политической экономией. Это было цельное экономическое и социальное мировоззрение.
Говоря, о третьей школе в истории экономической теории – классической политической экономии, мы должны назвать в первую очередь три имени: Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.
Петти (1623-1687) был хорошо известен уже при жизни. Он выступил зачинателем направления, из которого вышла английская классическая политическая экономия. Петти публиковал памфлеты, преследующие конкретные, порой корыстные, цели. Самое большое, что он приписывал себе – это изобретение политической арифметики (статистики). Он первым поставил вопрос о необходимости создания государственной статистической службы. Он сделал удивительные для своего времени расчеты «баланса рабочей силы»: сколько надо стране врачей и адвокатов и сколько студентов надо принимать каждый год в университеты, впервые выполнил подсчеты национального богатства Англии.
Петти фактически изложил основы трудовой теории стоимости, определяя стоимость товара сравнительным количеством содержащегося в нем труда, а также называл некоторые ценообразующие факторы, с которыми приходится считаться современным экономистам: влияние товаров-заменителей, товаров-новинок, моды, подражания, традиций потребления. Петти поднял вопрос об объективности экономических законов, их независимости от воли и сознания людей, что является важной вехой на пути становления науки.
Главой классической школы политической экономии по праву считается Адам Смит (1723-1790). Фундаментальный труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» вышел в свет в Лондоне в 1776 году. Смит попытался построить свою систему, вложив в основу такие категории, как разделение труда, обмен, меновая стоимость. Вклад А. Смита в экономический анализ состоял в раскрытии им роли рынков в организации экономической жизни и обеспечении быстрого экономического роста. Он доказал, что система цен и рынков способна координировать деятельность людей и фирм, без какой бы то ни было директивы сверху.
Ярким представителем классической школы является Давид Рикардо (1772-1823). Рикардо стремился исследовать экономику как сложную систему и определить основные условия равновесия. Это было связано с его уверенностью в том, что в экономике действуют объективные законы и существуют механизмы, обеспечивающие действие этих законов как преобладающих тенденций.
Большую роль сыграли труды Рикардо в развитии таких отраслей, как денежное обращение и кредит, международные экономические отношения, налоги.
По теории земельной ренты и международного разделения труда Д.Рикардо высказал идеи, вошедшие в золотой фонд экономической мысли. В области денежного обращения идеи Д. Рикардо сводились к следующему:
1. Устойчивое денежное обращение – важнейшее условие роста экономики.
2. Такая устойчивость возможна лишь при денежной системе, основанной на золоте.
3. Золото в обращении может быть в значительной мере или даже полностью заменено бумажными деньгами, что дает нации большую экономию.
Д. Рикардо разработал также теорию факторов, определяющих потоки международной торговли, – «теорию сравнительных преимуществ».
Итак, классическая школа политической экономии объединяла экономистов, выступавших с идеями экономической свободы. Принцип laissez faire (естественной свободы) должен быть основополагающим с их точки зрения. Если экономическая деятельность каждого человека ведет, в конечном счете, к благу общества, то ясно, что эту деятельность не надо ничем стеснять. «Классики» требовали свободы торговли, свободы перемещения рабочей силы, свободы перемещения капитала. Молодой, энергичный капитал, не нуждавшийся в опеке государства, нашел в их лице сторонников и теоретиков, обосновавших взгляды экономического либерализма. Представители этой школы преодолели узость взглядов меркантилизма и физиократии: они рассматривали общество как единую экономическую систему, в которой различные виды труда равноправно участвуют в процессе создания стоимости. И последнее – представители этой школы не акцентировали внимание на классовых различиях в обществе. А. Смит указывал на то, что труд, капитал и земля являются равноправными участниками создания стоимости, и противоречие между этими факторами производства при дележе «общего пирога» является естественным, разрешимым в самом процессе производства.
Резкую политизацию взглядов в экономическую теорию принес К. Маркс (1818-1885). Маркс указывал на то, что с обострением классовой борьбы для буржуазных экономистов речь не идет о том, правильна или неправильна та или иная теория, а о том, угодна она или неугодна она правящему классу. Основной труд К. Маркса «Капитал» имеет подзаголовок «К критике политической экономии». Использовав идею А. Смита о том, что стоимость товара определяется трудом, затраченным на его производство, К. Маркс блестяще развил эту идею и довел ее до логического завершения. Начав рассмотрение капиталистического производства с товара – клеточки богатства капиталистического общества, К. Маркс исследовал все нюансы формирования стоимости товара в процессе производства. Сосредоточившись на теории прибавочной стоимости, которая создается в процессе производства наемным трудом, и присваивается капиталистом, К. Маркс во втором томе «Капитала» рассмотрел процесс дележа прибавочной стоимости между капиталистами-промышленниками, торговцами, земельными собственниками. Изучив процесс первоначального накопления капитала, процесс эксплуатации наемного труда при капитализме, К. Маркс сделал вывод о том, что все капиталы, находящиеся в руках собственников, представляют собой неоплаченный труд рабочих, и рабочий класс имеет полное право экспроприировать экспроприаторов. Если добавить к этому то, что К. Маркс доказал совпадение интересов всех групп капиталистов по совместной эксплуатации наемных работников и необходимость объединения в борьбе против эксплуатации рабочего класса различных стран, то, не удивительно то, что эта экономическая теория была взята на вооружение партиями практически всех стран мира, объявивших себя защитниками интересов угнетенных.
В 70-х годах XIX века возникло движение, направленное против объективизма, свойственного классической школе. Стало проявляться стремление положить в основу экономической теории субъективные понятия. Появилась маржиналистская доктрина, в которой предпочтение было отдано психологической трактовке издержек. Такая трактовка предполагала определенную систему понятий, характеризующую поведение человека. Первым экономистом, поднявшим успешный бунт против господствовавших в то время теорий, явился Уильям Стэнли Джевонс (1835-1882).
Основной постулат Джевонса гласит, что стоимость товара определяется предельной полезностью. Другими словами, главным фактором, определяющим меновую стоимость, является спрос, а не издержки производства, как утверждали представители классической школы.
Субъективистские и объективистские подходы получили дальнейшее развитие в экономической теории XX века.
Идеи экономической свободы преобладали в экономической теории XIX в. и казались незыблемыми в начале XX в. однако явился человек, совершивший переворот в экономической мысли – Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). Основная работа Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) показала, что капитализм не является саморегулирующейся системой, он может войти в кризис и как угодно долго не выходить из него. Дж. Кейнс предложил систему мер по регулированию капитализма и выступил за активное вмешательство государства в экономику.
Сторонникам Кейнса в настоящее время активно противостоят сторонники либерализма в экономике, защищающие достоинства чистой конкуренции. Одним из наиболее откровенных выразителей идеи невмешательства «экономической теории в экономическую действительность...» является Милтон Фридман (род. в 1912 г.), который в своих практических рекомендациях призывает к созданию так называемых «автоматических» механизмов, которые навсегда бы исключили государственное вмешательство.
Современная экономическая теория вобрала в себя все многообразие экономических взглядов, существовавших ранее и развивается в основном в рамках трех крупных течений, сложившихся в ХIХ – ХХ столетиях. Первое из них называется «неоклассическим», второе – «неокейнсианство», третье – «институционализм». Надо иметь в виду, что это деление в значительной степени условно. Нередко бывает, что представители одного течения при анализе тех или иных аспектов экономической жизни, с успехом используют идеи других течений. Важной чертой современной экономической теории является также ее углубляющаяся специализация.