Тема 2. Экономическое учение А. Смита
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей дневного отделения экономического факультета
Издание третье, исправленное и дополненное
Новокузнецк 2009
БК 65.01
И 89
Составитель Михайлова Н.К.
И 89 История экономических учений [ Текст]:метод. указ. к семинарским занятиям / составитель. Н.К. Михайлова; НФИ Кем ГУ. – ИЗД.3-е, испр. и доп. - Новокузнецк, 2009. – 21 с.
В работе изложены методические рекомендации к семинарским занятиям по дисциплине «История экономических учений», тематика занятий, вопросы семинарских занятий, темы рефератов, списки первоисточников и литературы к семинарским занятиям, задания для самоконтроля, вопросы к экзамену (зачету).
Методические указания предназначены для студентов 2 курса специальностей 080105 – «Финансы и кредит», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080102 – «Мировая экономика», 080507 – «Менеджмент организации», 080111 – «Маркетинг», 080504 – «Государственное муниципальное управление», 080502 – «Экономика и управление на предприятии (промышленность) и (городское хозяйство дневного отделения экономического факультета.
Рекомендовано | Утверждено |
методической комиссией | На заседании кафедры |
экономического факультета сентября 2009 года | экономической теории 31 августа 2009 года |
Председатель методкомиссии А. Кречетова | Заведующий кафедрой ___________ С.Н. Часовников |
ББК 65.01
@ Новокузнецкий филиал-институт
государственного образовательного
учреждения высшего профессионального
образования «Кемеровский
государственный университет», 2009
@Михайлова Н.К., составление, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________________4
Вводный семинар__________________________________________________6
Тема 1. Меркантилизм _____________________________________________ 6
Тема 2. Экономическое учение А.Смита______________________________ 7
Тема 3. Экономическое учение последователей А.Смита_________________8
Тема 4. Марксизм _______________________________________________ 9
Тема 5. Кембриджская и американская школы_________________________10
Тема 6. Теории монополии и конкуренции ____________________________11
Тема 7. Сравнительный анализ кейнсианской
И монетарной концепций государственного
регулирования ____________________________________________12
Тема 8. Развитие экономической мысли в России______________________ 14
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ) ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ_____________________________________15
СПИСОК ПЕРВОИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ___________________18
ВВЕДЕНИЕ
История экономических учений – это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика». Данная учебная дисциплина является составной частью курса «Экономическая теория». Предметом изучения этой дисциплины является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений, которые по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и социальной сферы находит свое отражение в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях.
Следует иметь в виду, что история экономических учений – это только часть истории экономической мысли. Экономическая мысль понятие очень широкое. Оно включает в себя все представления о хозяйственной деятельности, практические решения экономических проблем, хозяйственное законодательство, экономические программы партий и т. д. Экономические учения – это теоретические концепции, отражающие основные закономерности хозяйственной деятельности, выявляющие причины и факторы тех или иных процессов, прогнозирующие тенденции развития экономики.
История экономических учений по существу начинается с 16 века, и ее структура отражает процесс становления и развитие рыночного хозяйства. Осваивая богатейшее экономическое наследие, не следует ни восхвалять, ни умалять значимость тех или иных теорий, надо следовать деидеологизированному подходу к процессу развития экономической науки.
Современное состояние экономической науки – это продукт длительного развития понятий, концепций, экономического языка. Необходимо осваивать материал последовательно, тогда легче будут усваиваться усложняющиеся понятия и теории.
Целью изучения настоящего курса является усвоение студентами теоретических основ и закономерностей мировой экономической мысли.
Задачи курса – изучение основных этапов экономической науки; понимание эволюции экономической мысли в период зарождения рыночной экономики; знание истоков и основных направлений современных экономических учений; формирование практических навыков анализа экономических теорий с позиций истории их возникновения и развития.
История экономических учений – весьма своеобразная и специфическая научная дисциплина, ведь только сейчас появилась возможность познакомиться с огромным историческим наследием экономической науки и ее современным состоянием.
Лекционный материал направлен главным образом на изучение общих закономерностей развития экономической науки. Семинарские занятия ориентированы на работу с первоисточниками, знакомство с методами классово-формационного, субъективистского, маржинального, социально-исторического и социально-институционального анализа экономической ситуации, приобретение навыков для самостоятельных и нетенденциозных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли.
К семинарскому занятию студент должен законспектировать рекомендованные первоисточники. Кроме того, следует изучить тему по конспекту лекций и учебнику или учебным пособиям из списка литературы. Выступление студента на семинаре рассчитано на 8 – 10 минут. Студент должен раскрыть тему (вопрос), ознакомить слушателей с научными источниками по ней, четко и ясно осветить основные идеи и положения, сформулировать главные выводы по теме (вопросу). При этом студент, должен быть готов отвечать на вопросы аудитории и преподавателя, свободно излагать материал. Помимо устных ответов, на семинарах с учетом темы будут выполняться проблемные задания, проводиться аналитические работы и текущее тестирование, заслушиваться доклады. Всего планируется проведение 9 семинаров, что составляет 18 часов, включая вводное занятие.
По завершении курса студенты должны уметь:
- дать определение сущности основных категорий и понятий;
- сравнить отличительные признаки методологических подходов и теоретических позиций ведущих представителей различных школ, течений и направлений экономической мысли;
- проанализировать достижения меркантилизма, классиков и неоклассиков и институционализма, кейнсианства и неолиберализма;
- составить различные варианты классификации экономических теорий и периодизации их развития.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Вводный семинар
Ознакомление студентов с планом семинарских занятий, с необходимым кругом научных источников, правилами конспектирования. Распределение тем рефератов, сообщение требований к рефератам. Ознакомление с требованиями, предъявляемыми к подготовке и выступлениям студентов на семинаре, критериями оценки знаний. Тестирование с целью оценки исходного уровня знаний.
Тема 1. Меркантилизм
1.Особенности экономики, политики и культуры эпохи ПНК и
их влияние на формирование концепции меркантилизма.
2. Предмет и метод изучения меркантилистов. Создание учения о богатстве и его приумножении.
3. Два этапа в развитии меркантилизма: монетаризм и теория торгового баланса.
4. Проблемы позднего меркантилизма в трудах Т. Мэна,
А. де Монкретьена. Кольберизм.
5. Особенности русского меркантилизма. Экономические программы А. Л. Ордин-Нащокина и И. Т. Посошкова.
Темы рефератов (докладов)
1. Меркантилизм как первая школа политэкономии эпохи разложения феодализма.
2. Общая характеристика русского меркантилизма.
3. Экономическое учение И. Посошкова.
4. Экономические реформы Петра I.
5. Историческое значение меркантилизма.
Задания
1. Сравните трактовки денег и их функций в периоды раннего и позднего меркантилизма.
2. В чем сущность порчи национальной монеты и к каким последствиям она может привести экономику страны?
3. Основываясь на положениях “Книги о скудости и богатстве” И. Т. Посошкова, покажите, как, на Ваш взгляд, может выглядеть программа развития меркантилизма в России.
4. Объясните причины более позднего развития меркантилизма в России по сравнению с Западной Европой.
Список первоисточников и рекомендуемой литературы: [2], [5], [9], [11], [17], [31], [37], [51], [53], [55], [57], [60].
Тема 2. Экономическое учение А. Смита
1. Экономическое положение Англии в XVIII веке. А. Смит – экономист мануфактурного периода.
2. Концепция А. Смита об «экономическом человеке» и «невидимой руке».
3. Теоретические положения А. Смита о разделении труда, классах, производительном и непроизводительном труде.
4. Взгляды А. Смита на стоимость, деньги, доходы.
5. Учение о капитале и его воспроизводстве, и об экономической политике государства.
Темы рефератов (докладов)
1. «Исследование о природе и причинах богатства народов» – главный труд А. Смита.
2. Экономический либерализм А. Смита.
3. Интеллектуальная биография А. Смита.
4. Российские экономисты-последователи учения А. Смита (Н.С. Мордвинов, А.К. Шторх, М.М. Сперанский).
Задания
1. В чем сущность концепции А. Смита об «экономическом человеке» и «невидимой руке»?
2. Прокомментируйте высказывание А. Смита о том, что «деньги – это великое колесо обращения».
3. Сравните теории воспроизводства Ф. Кенэ и А. Смита и раскройте суть « баснословной догмы Смита».
Список первоисточников и рекомендуемой литературы: [5], [6], [10], [11], [17],[18], [24], [31],[ 37], [44], [47], [53], [55], [56], [57], [60].
Тема 3. Экономические учения последователей А. Смита
1. Экономическое учение Д. Рикардо.
2. Теория народонаселения Т. Р. Мальтуса.
3. Теория рынков Ж.Б. Сэя.
4. Экономическое учение Дж. С. Милля.
Темы рефератов (докладов)
1. Эпоха промышленного переворота и ее отражение в трудах Д. Риккардо
2. Работа Ж. Б. Сэя «Трактат политической экономии».
3. «Опыт о законе народонаселения» Т. Р. Мальтуса.
4. Дальнейшая разработка отдельных теоретических проблем в трудах Н. Сениора, Ф. Бастиа, Г. Кэри.
Задания
1. Приведите суждения Д. Рикардо по поводу категорий «стоимость», доходов основных классов общества и денег.
2. Раскройте общие положения в теории трех факторов Ж. Б. Сэя и теории издержек производства Т. Мальтуса.
3. В чем отличие теории стоимости Ж. Б. Сэя от трудовой теории стоимости.
4. В чем особенности предмета и метода изучения Дж. С. Милля?
5. Рассмотрите бедственное положение народов Африки в современных условиях на основе закона народонаселения Т. Р. Мальтуса.
Список первоисточников и рекомендуемой литературы: [5], [6], [10], [11], [17], [18], [24], [31], [33], [41], [47], [51], [53], [55], [56], [57], [60].
Тема 4. Марксизм
1. Особенности предмета и метода К. Маркса. Учение К. Маркса об общественно-экономических формациях.
2. Развитие трудовой теории стоимости в «Капитале» К. Маркса.
3.Теория прибавочной стоимости. Трактовка капитала. Постоянный и переменный капитал.
4. Органическое строение капитала. Теория снижения средней нормы прибыли. Закон капиталистического накопления.
5. Концепция двух фаз коммунистического способа производства.
Темы рефератов (докладов)
1.Структура и основные идеи 1-го тома «Капитала» К. Маркса.
2. Структура и основные идеи 2-го тома «Капитала» К. Маркса.
3. Учение о прибавочной стоимости – центральный пункт марксизма.
4. Учение К. Маркса о средней прибыли.
5. Учение К. Маркса об абсолютной ренте.
Задания
1. Что принял К. Маркс в качестве научных источников для своих социально-экономических исследований?
2. Почему К. Маркс не принимал количественную теорию денег?
3. Как трактует К. Маркс категории «стоимость», «цена производства», «прибавочная стоимость», «производительный труд»?
4. Проанализируйте марксистские понятия «органическая структура капитала», «норма эксплуатации», «всеобщий закон капиталистического накопления».
5.Сформулируйте свои доводы в пользу утверждения, что К. Маркс является последователем Д. Рикардо.
Список первоисточников и литературы: [2], [5], [6], [11], [13], [14], [24], [31], [34], [37], [55],[56], [57], [60].