Приложение к главе 7. Теория производства и издержек — математическое

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................... 15

ЧАСТЬ I.

Введение: микроэкономика и рынки............................................................................... 21

Глава 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ................................................................ 22

1.1. Сфера применения и границы микроэкономической теории................................... 23

1.2. Позитивный и нормативный анализ............................................................................ 25

1.3. Зачем изучать микроэкономику?.................................................................................. 27

Принятие решения на уровне корпорации:

«Форд» представляет «Таурус»............................................................................................ 27

Разработка государственной политики: нормативы выброса

для автомобилей.................................................................................................................... 29

1.4. Что такое рынок?............................................................................................................ 30

Конкурентные и неконкурентные рынки.......................................................................... 31

Рыночная цена....................................................................................................................... 31

Размер рынка.......................................................................................................................... 32

1.5. Реальные и номинальные цены.................................................................................... 33

Глава 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.......................................... 37

2.1. Рыночный механизм...................................................................................................... 38

2.2. Сдвиги кривых предложения и спроса........................................................................ 40

2.3. Эластичность предложения и спроса........................................................................... 49

2.4. Коэффициенты эластичности в краткосрочном и долгосрочном периодах............ 53

Спрос...................................................................................................................................... 53

Предложение.......................................................................................................................... 59

2.5. Оценка и прогнозирование последствий изменения рыночных условий............... 63

2.6. Воздействие правительственного вмешательства: контроль над ценами............... 71

ЧАСТЬ II.

Производители, потребители и конкурентные рынки................................................. 77

Глава 3. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ............................................................................ 78

3.1. Потребительские предпочтения................................................................................... 79

Некоторые основные предположения................................................................................ 80

Кривые безразличия.............................................................................................................. 81

Порядковое и числовое ранжирование............................................................................... 85

Предельная норма замещения.............................................................................................. 86

Абсолютно взаимозаменяемые и абсолютно взаимодополняющие товары................... 88

3.2. Бюджетные ограничения............................................................................................... 91

Бюджетная линия.................................................................................................................. 91

Влияние изменений дохода и цен....................................................................................... 94

3.3. Выбор потребителя........................................................................................................ 96

«Угловое» решение............................................................................................................. 103

3.4. Выявленные предпочтения......................................................................................... 105

3.5. Понятие полезности..................................................................................................... 110

Полезность и удовлетворение............................................................................................ 110

Предельная полезность....................................................................................................... 112

Глава 4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И РЫНОЧНЫЙ СПРОС............................................ 118

4.1. Индивидуальный спрос............................................................................................... 119

Изменения цен..................................................................................................................... 119

Кривая спроса...................................................................................................................... 121

Изменения дохода............................................................................................................... 122

Кривые Энгеля.................................................................................................................... 125

Взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары126

4.2. Эффект дохода и эффект замещения.......................................................................... 127

Эффект замещения.............................................................................................................. 129

Эффект дохода..................................................................................................................... 129

Особый случай — товар Гиффена..................................................................................... 131

4.3. Рыночный спрос........................................................................................................... 134

От индивидуального крыночному спросу....................................................................... 134

Точечная и дуговая эластичность спроса.......................................................................... 136

4.4. Излишек потребителя.................................................................................................. 140

4.5. Групповые экстерналии.............................................................................................. 144

Эффект соседа...................................................................................................................... 145

Эффект сноба....................................................................................................................... 147

4.6. Эмпирические оценки спроса..................................................................................... 150

Интервью и экспериментальные методы определения спроса...................................... 150

Статистический подход к оценке спроса......................................................................... 151

Вид функций спроса........................................................................................................... 153

Приложение к главе 4. Теория спроса — математическое изложение.................... 157

Максимизация полезности................................................................................................. 157

Оптимум потребителя......................................................................................................... 158

Предельная норма замещения............................................................................................ 159

Пример.................................................................................................................................. 160

Предельная полезность дохода.......................................................................................... 161

Двойственность в теории потребления............................................................................ 162

Эффект дохода и эффект замещения................................................................................. 163

ГЛАВА 5. ВЫБОР В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ...................................... 167

5.1. Описание риска............................................................................................................ 168

Вероятность.......................................................................................................................... 168

Математическое ожидание................................................................................................. 169

Вариабельность.................................................................................................................... 169

Принятие решений.............................................................................................................. 173

5.2. Предпочтения в области риска................................................................................... 174

Различные предпочтения в области риска....................................................................... 176

5.3. Снижение степени риска............................................................................................. 181

Диверсификация.................................................................................................................. 181

Страхование......................................................................................................................... 182

Ценность информации........................................................................................................ 185

5.4. Спрос на рисковые активы......................................................................................... 187

Активы................................................................................................................................. 187

Доходность актива.............................................................................................................. 189

Компромисс между рисками доходом.............................................................................. 190

Проблема выбора для инвестора....................................................................................... 192

Глава 6. ПРОИЗВОДСТВО................................................................................................ 199

6.1. Технология производства............................................................................................ 200

6.2. Изокванты..................................................................................................................... 201

Краткосрочный и долгосрочный периоды....................................................................... 204

6.3. Производство с одним переменным фактором (трудом)......................................... 204

Средний и предельный продукты..................................................................................... 205

Закон убывающей производительности........................................................................... 209

Производительность труда................................................................................................. 212

6.4. Производство с двумя переменными факторами..................................................... 215

Убывающая производительность...................................................................................... 216

Замещение производственных факторов.......................................................................... 216

Производственные функции—два особых случая.......................................................... 218

6.5. Отдача от масштаба...................................................................................................... 222

Глава 7. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА......................................................................... 229

7.1. Измерение издержек: какие издержки важны?......................................................... 230

Экономические и бухгалтерские издержки..................................................................... 230

Безвозвратные издержки.................................................................................................... 231

7.2. Издержки в краткосрочном периоде.......................................................................... 234

Факторы, определяющие величину издержек в краткосрочном периоде..................... 236

Форма кривых издержек производства............................................................................ 238

7.3. Издержки в долгосрочном периоде............................................................................ 241

Выбор сочетания факторов, минимизирующего издержки............................................ 241

Изокоста............................................................................................................................... 242

Выбор факторов производства.......................................................................................... 243

Минимизация издержек при изменении объемов производства................................... 247

7.4. Кривые издержек в долгосрочном и краткосрочном периодах.............................. 248

Негибкость производства в краткосрочном периоде...................................................... 249

Средние издержки в долгосрочном периоде.................................................................... 250

Экономия и потери от масштаба....................................................................................... 251

Связь между издержками в краткосрочном и долгосрочном периодах........................ 252

7.5. Производство двух товаров — экономия от совмещения производств................. 255

* 7.6. Динамические изменения издержек — кривая обучения..................................... 259

* 7.7. Оценка и прогноз издержек..................................................................................... 264

Функции издержек и измерение эффекта масштаба....................................................... 267

Приложение к главе 7. Теория производства и издержек — математическое

изложение............................................................................................................................ 274

Минимизация издержек...................................................................................................... 274

Предельная норма технологического замещения............................................................ 276

Двойственность в теории производства и издержек....................................................... 276

Производственная функция и функция издержек Кобба—Дугласа.............................. 277

ГЛАВА 8.МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ И

КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ........................................................................... 280

8.1. Максимизация прибыли.............................................................................................. 281

Максимизируют ли фирмы прибыль?............................................................................... 281

8.2. Предельный доход, предельные издержки и максимизация прибыли................... 282

Спрос и предельный доход конкурентной фирмы 284

Максимизация прибыли конкурентной фирмой 286

8.3. Выбор объема производства в краткосрочном периоде.......................................... 287

Максимизация прибыли конкурентной фирмой е краткосрочном периоде 287

Рентабельность конкурентной фирмы в краткосрочном периоде 288

8.4. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде................ 292

Реакция фирмы на изменение цен факторов производства........................................... 292

8.5. Кривая рыночного предложения в краткосрочном периоде................................... 296

Эластичность рыночного предложения............................................................................ 297

Излишек производителя в краткосрочном периоде........................................................ 300

8.6. Выбор объема производства в долгосрочном периоде............................................ 302

Нулевая прибыль................................................................................................................. 304

Конкурентное равновесие в долгосрочном периода....................................................... 304

Экономическая рента.......................................................................................................... 307

Излишек производителя в долгосрочном периоде.......................................................... 308

8.7. Кривая совокупного предложения отрасли в долгосрочном периоде................... 310

Отрасль с постоянными издержками производства........................................................ 310

Отрасль с возрастающими издержками производства.................................................... 312

Отрасль с убывающими издержками производства........................................................ 314

Последствия налога в краткосрочном и долгосрочном периодах................................. 315

Эластичность предложения в долгосрочном периоде.................................................... 318

8.8. Когда рынок является рынком совершенной конкуренции?.................................. 319

Состязательные рынки........................................................................................................ 320

ГЛАВА 9. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ....................................................... 325

9.1. Оценка выигрыша и потерь от государственного регулирования:

понятия излишков потребителя и производителя........................................................... 326

Анализ излишков потребителя и производителя............................................................ 326

Применение понятий излишков потребителя и производителя.................................... 328

9.2. Эффективность конкурентного рынка...................................................................... 333

9.3. Минимальные цены..................................................................................................... 338

9.4. Ценовая поддержка и квоты на производство.......................................................... 343

Система ценовой поддержки............................................................................................. 343

Квоты на производство...................................................................................................... 345

9.5. Импортные квоты и тарифы....................................................................................... 351

9.6. Влияние налогов и субсидий...................................................................................... 358

ЧАСТЬ III.

Структура рынка и стратегия конкуренции............................................................... 371

ГЛАВА 10 . РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ: МОНОПОЛИЯ И МОНОПСОНИЯ.................. 373

10.1. Монополия.................................................................................................................. 375

Средний доход и предельный доход................................................................................. 375

Решение монополиста относительно объема производства 377

Численный пример 379

Правило "большого пальца" в ценообразовании 381

Смещения кривой спроса 383

Последствия введения налога 384

Фирма, имеющая несколько предприятий 386

10.2. Монопольная власть................................................................................................... 389

Измерение монопольной власти........................................................................................ 391

Правило "большого пальца" в ценообразовании............................................................. 393

10.3. Источники монопольной власти.............................................................................. 395

Эластичность рыночного спроса....................................................................................... 396

Число фирм на рынке.......................................................................................................... 396

Взаимодействие фирм......................................................................................................... 397

10.4. Общественные издержки монопольной власти...................................................... 398

Регулирование цен.............................................................................................................. 400

Регулирование цен на практике........................................................................................ 402

10.5.Монопсония................................................................................................................. 404

Аналогия между монотонней и монополией................................................................... 408

10.6. Монопсоническая власть........................................................................................... 409

Источники монопсонической власти............................................................................... 409

Общественные издержки монопсонической власти....................................................... 411

Двусторонняя монополия................................................................................................... 412

10.7. Ограничение рыночной власти: антитрестовское законодательство................... 414

Реализация антитрестовского законодательства............................................................. 416

Глава 11. ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЫНОЧНОЙ

ВЛАСТИ............................................................................................................................... 423

11.1. Присвоение излишка потребителя........................................................................... 424

11.2. Ценовая дискриминация........................................................................................... 426

Ценовая дискриминация первого рода............................................................................. 427

Ценовая дискриминация второго рода............................................................................. 430

Ценовая дискриминация третьего рода............................................................................ 432

11.3. Многопериодная ценовая дискриминация и ценообразование

с учетом пиковой загрузки................................................................................................. 439

11.4. Двухэтапная оплата.................................................................................................... 444

11.5. Комплектование......................................................................................................... 450

Смешанное комплектование.............................................................................................. 455

Продажа с нагрузкой........................................................................................................... 458

11.6. Реклама........................................................................................................................ 460

Правило "большого пальца" для рекламы........................................................................ 462

Наши рекомендации