Приложение к главе 7. Теория производства и издержек — математическое
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................... 15
ЧАСТЬ I.
Введение: микроэкономика и рынки............................................................................... 21
Глава 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ................................................................ 22
1.1. Сфера применения и границы микроэкономической теории................................... 23
1.2. Позитивный и нормативный анализ............................................................................ 25
1.3. Зачем изучать микроэкономику?.................................................................................. 27
Принятие решения на уровне корпорации:
«Форд» представляет «Таурус»............................................................................................ 27
Разработка государственной политики: нормативы выброса
для автомобилей.................................................................................................................... 29
1.4. Что такое рынок?............................................................................................................ 30
Конкурентные и неконкурентные рынки.......................................................................... 31
Рыночная цена....................................................................................................................... 31
Размер рынка.......................................................................................................................... 32
1.5. Реальные и номинальные цены.................................................................................... 33
Глава 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.......................................... 37
2.1. Рыночный механизм...................................................................................................... 38
2.2. Сдвиги кривых предложения и спроса........................................................................ 40
2.3. Эластичность предложения и спроса........................................................................... 49
2.4. Коэффициенты эластичности в краткосрочном и долгосрочном периодах............ 53
Спрос...................................................................................................................................... 53
Предложение.......................................................................................................................... 59
2.5. Оценка и прогнозирование последствий изменения рыночных условий............... 63
2.6. Воздействие правительственного вмешательства: контроль над ценами............... 71
ЧАСТЬ II.
Производители, потребители и конкурентные рынки................................................. 77
Глава 3. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ............................................................................ 78
3.1. Потребительские предпочтения................................................................................... 79
Некоторые основные предположения................................................................................ 80
Кривые безразличия.............................................................................................................. 81
Порядковое и числовое ранжирование............................................................................... 85
Предельная норма замещения.............................................................................................. 86
Абсолютно взаимозаменяемые и абсолютно взаимодополняющие товары................... 88
3.2. Бюджетные ограничения............................................................................................... 91
Бюджетная линия.................................................................................................................. 91
Влияние изменений дохода и цен....................................................................................... 94
3.3. Выбор потребителя........................................................................................................ 96
«Угловое» решение............................................................................................................. 103
3.4. Выявленные предпочтения......................................................................................... 105
3.5. Понятие полезности..................................................................................................... 110
Полезность и удовлетворение............................................................................................ 110
Предельная полезность....................................................................................................... 112
Глава 4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И РЫНОЧНЫЙ СПРОС............................................ 118
4.1. Индивидуальный спрос............................................................................................... 119
Изменения цен..................................................................................................................... 119
Кривая спроса...................................................................................................................... 121
Изменения дохода............................................................................................................... 122
Кривые Энгеля.................................................................................................................... 125
Взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары126
4.2. Эффект дохода и эффект замещения.......................................................................... 127
Эффект замещения.............................................................................................................. 129
Эффект дохода..................................................................................................................... 129
Особый случай — товар Гиффена..................................................................................... 131
4.3. Рыночный спрос........................................................................................................... 134
От индивидуального крыночному спросу....................................................................... 134
Точечная и дуговая эластичность спроса.......................................................................... 136
4.4. Излишек потребителя.................................................................................................. 140
4.5. Групповые экстерналии.............................................................................................. 144
Эффект соседа...................................................................................................................... 145
Эффект сноба....................................................................................................................... 147
4.6. Эмпирические оценки спроса..................................................................................... 150
Интервью и экспериментальные методы определения спроса...................................... 150
Статистический подход к оценке спроса......................................................................... 151
Вид функций спроса........................................................................................................... 153
Приложение к главе 4. Теория спроса — математическое изложение.................... 157
Максимизация полезности................................................................................................. 157
Оптимум потребителя......................................................................................................... 158
Предельная норма замещения............................................................................................ 159
Пример.................................................................................................................................. 160
Предельная полезность дохода.......................................................................................... 161
Двойственность в теории потребления............................................................................ 162
Эффект дохода и эффект замещения................................................................................. 163
ГЛАВА 5. ВЫБОР В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ...................................... 167
5.1. Описание риска............................................................................................................ 168
Вероятность.......................................................................................................................... 168
Математическое ожидание................................................................................................. 169
Вариабельность.................................................................................................................... 169
Принятие решений.............................................................................................................. 173
5.2. Предпочтения в области риска................................................................................... 174
Различные предпочтения в области риска....................................................................... 176
5.3. Снижение степени риска............................................................................................. 181
Диверсификация.................................................................................................................. 181
Страхование......................................................................................................................... 182
Ценность информации........................................................................................................ 185
5.4. Спрос на рисковые активы......................................................................................... 187
Активы................................................................................................................................. 187
Доходность актива.............................................................................................................. 189
Компромисс между рисками доходом.............................................................................. 190
Проблема выбора для инвестора....................................................................................... 192
Глава 6. ПРОИЗВОДСТВО................................................................................................ 199
6.1. Технология производства............................................................................................ 200
6.2. Изокванты..................................................................................................................... 201
Краткосрочный и долгосрочный периоды....................................................................... 204
6.3. Производство с одним переменным фактором (трудом)......................................... 204
Средний и предельный продукты..................................................................................... 205
Закон убывающей производительности........................................................................... 209
Производительность труда................................................................................................. 212
6.4. Производство с двумя переменными факторами..................................................... 215
Убывающая производительность...................................................................................... 216
Замещение производственных факторов.......................................................................... 216
Производственные функции—два особых случая.......................................................... 218
6.5. Отдача от масштаба...................................................................................................... 222
Глава 7. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА......................................................................... 229
7.1. Измерение издержек: какие издержки важны?......................................................... 230
Экономические и бухгалтерские издержки..................................................................... 230
Безвозвратные издержки.................................................................................................... 231
7.2. Издержки в краткосрочном периоде.......................................................................... 234
Факторы, определяющие величину издержек в краткосрочном периоде..................... 236
Форма кривых издержек производства............................................................................ 238
7.3. Издержки в долгосрочном периоде............................................................................ 241
Выбор сочетания факторов, минимизирующего издержки............................................ 241
Изокоста............................................................................................................................... 242
Выбор факторов производства.......................................................................................... 243
Минимизация издержек при изменении объемов производства................................... 247
7.4. Кривые издержек в долгосрочном и краткосрочном периодах.............................. 248
Негибкость производства в краткосрочном периоде...................................................... 249
Средние издержки в долгосрочном периоде.................................................................... 250
Экономия и потери от масштаба....................................................................................... 251
Связь между издержками в краткосрочном и долгосрочном периодах........................ 252
7.5. Производство двух товаров — экономия от совмещения производств................. 255
* 7.6. Динамические изменения издержек — кривая обучения..................................... 259
* 7.7. Оценка и прогноз издержек..................................................................................... 264
Функции издержек и измерение эффекта масштаба....................................................... 267
Приложение к главе 7. Теория производства и издержек — математическое
изложение............................................................................................................................ 274
Минимизация издержек...................................................................................................... 274
Предельная норма технологического замещения............................................................ 276
Двойственность в теории производства и издержек....................................................... 276
Производственная функция и функция издержек Кобба—Дугласа.............................. 277
ГЛАВА 8.МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ И
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ........................................................................... 280
8.1. Максимизация прибыли.............................................................................................. 281
Максимизируют ли фирмы прибыль?............................................................................... 281
8.2. Предельный доход, предельные издержки и максимизация прибыли................... 282
Спрос и предельный доход конкурентной фирмы 284
Максимизация прибыли конкурентной фирмой 286
8.3. Выбор объема производства в краткосрочном периоде.......................................... 287
Максимизация прибыли конкурентной фирмой е краткосрочном периоде 287
Рентабельность конкурентной фирмы в краткосрочном периоде 288
8.4. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде................ 292
Реакция фирмы на изменение цен факторов производства........................................... 292
8.5. Кривая рыночного предложения в краткосрочном периоде................................... 296
Эластичность рыночного предложения............................................................................ 297
Излишек производителя в краткосрочном периоде........................................................ 300
8.6. Выбор объема производства в долгосрочном периоде............................................ 302
Нулевая прибыль................................................................................................................. 304
Конкурентное равновесие в долгосрочном периода....................................................... 304
Экономическая рента.......................................................................................................... 307
Излишек производителя в долгосрочном периоде.......................................................... 308
8.7. Кривая совокупного предложения отрасли в долгосрочном периоде................... 310
Отрасль с постоянными издержками производства........................................................ 310
Отрасль с возрастающими издержками производства.................................................... 312
Отрасль с убывающими издержками производства........................................................ 314
Последствия налога в краткосрочном и долгосрочном периодах................................. 315
Эластичность предложения в долгосрочном периоде.................................................... 318
8.8. Когда рынок является рынком совершенной конкуренции?.................................. 319
Состязательные рынки........................................................................................................ 320
ГЛАВА 9. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ....................................................... 325
9.1. Оценка выигрыша и потерь от государственного регулирования:
понятия излишков потребителя и производителя........................................................... 326
Анализ излишков потребителя и производителя............................................................ 326
Применение понятий излишков потребителя и производителя.................................... 328
9.2. Эффективность конкурентного рынка...................................................................... 333
9.3. Минимальные цены..................................................................................................... 338
9.4. Ценовая поддержка и квоты на производство.......................................................... 343
Система ценовой поддержки............................................................................................. 343
Квоты на производство...................................................................................................... 345
9.5. Импортные квоты и тарифы....................................................................................... 351
9.6. Влияние налогов и субсидий...................................................................................... 358
ЧАСТЬ III.
Структура рынка и стратегия конкуренции............................................................... 371
ГЛАВА 10 . РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ: МОНОПОЛИЯ И МОНОПСОНИЯ.................. 373
10.1. Монополия.................................................................................................................. 375
Средний доход и предельный доход................................................................................. 375
Решение монополиста относительно объема производства 377
Численный пример 379
Правило "большого пальца" в ценообразовании 381
Смещения кривой спроса 383
Последствия введения налога 384
Фирма, имеющая несколько предприятий 386
10.2. Монопольная власть................................................................................................... 389
Измерение монопольной власти........................................................................................ 391
Правило "большого пальца" в ценообразовании............................................................. 393
10.3. Источники монопольной власти.............................................................................. 395
Эластичность рыночного спроса....................................................................................... 396
Число фирм на рынке.......................................................................................................... 396
Взаимодействие фирм......................................................................................................... 397
10.4. Общественные издержки монопольной власти...................................................... 398
Регулирование цен.............................................................................................................. 400
Регулирование цен на практике........................................................................................ 402
10.5.Монопсония................................................................................................................. 404
Аналогия между монотонней и монополией................................................................... 408
10.6. Монопсоническая власть........................................................................................... 409
Источники монопсонической власти............................................................................... 409
Общественные издержки монопсонической власти....................................................... 411
Двусторонняя монополия................................................................................................... 412
10.7. Ограничение рыночной власти: антитрестовское законодательство................... 414
Реализация антитрестовского законодательства............................................................. 416
Глава 11. ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЫНОЧНОЙ
ВЛАСТИ............................................................................................................................... 423
11.1. Присвоение излишка потребителя........................................................................... 424
11.2. Ценовая дискриминация........................................................................................... 426
Ценовая дискриминация первого рода............................................................................. 427
Ценовая дискриминация второго рода............................................................................. 430
Ценовая дискриминация третьего рода............................................................................ 432
11.3. Многопериодная ценовая дискриминация и ценообразование
с учетом пиковой загрузки................................................................................................. 439
11.4. Двухэтапная оплата.................................................................................................... 444
11.5. Комплектование......................................................................................................... 450
Смешанное комплектование.............................................................................................. 455
Продажа с нагрузкой........................................................................................................... 458
11.6. Реклама........................................................................................................................ 460
Правило "большого пальца" для рекламы........................................................................ 462