III. Английская школа (Джевонс, Эджуорт).

Уильям Джевонс (1835-1882) «Теория политической экономии».

· Его теория заключается в применении дифференциального исчисления киследованию знакомых понятий богатства, полезности, стоимости, спроса, предложения, капитала, процента, труда и всех количественно определяемых понятий, относящихся к повседневной работе промышленности.

· «Теорема Джевонса»:

при наличии оптимального потребления степень полезности товара пропорциональна его цене.

· Рассматривал полезность, как получаемое наслаждение, и ввел понятия бесполезности (нулевой полезности) и антиполезности (отрицательной полезности).

Пример: «труд, выступая в начале источником положительных эмоций, есть «полезность», но потом он превращается в свою противоположность, в тягость, выступая уже источником страдании, и в этом качестве он есть не что иное, как «антиполезность»». Производство благ прекращается, когда «полезность» и «антиполезность» уравновешиваются.

· Затраты труда влияют на стоимостные пропорции товаров не прямо, а косвенно, так как увеличение труда дествительно увеличивает количество данного товара, но одновременно уменьшает его предельную полезность.

Френсис Эджуорт (1845-1926) «Математическая психология».

· Полезность любого товара можно рассматривать как функция не только этого товара, но и всех других потребляемых товаров.

· Также ввел понятия «кривые безразличия» и «бартерные кривые», что открыло возможность уточнить основания теории предельной полезности, разграничив понятия количественного и порядкового подходов.

Порядковая полезность – это полезность предпочтений рейтингового типа, т.е. предлагается выявить отличие полезности от других полезностей, через выбор, осуществляемый потребителем (похоже на рейтинговое голосование).

· Он показал, что предприниматели отныне могут опираться на вполне объективные критерии для определения тех запросов, в согласии с которыми потребитель осуществляет свой субъективный выбор. Такими объективными критериями выступают «предельные нормы замещения» одного блага другим.

«Предельная норма замещения» - это отношение предельной полезности одного блага к предельной полезности другого.

· Закон роста производства фирмы:

Фирме выгодно продолжать рост ровно до тех пор, пока предельная выручка не сравняется с предельными издержками.

12. Институционализм в эк науке

Инст-зм («обычай, наставление») - направление эк мысли, сформировалось в 20- 30-е годы XX века для исследования совок-ти социально-эк факторов во времени, а также для изучения социал контроля общества над эк. Инсты - это первичные элементы движущей силы общества, рассматриваемые в истор развитии. Среди инстов выделяют общественные инсты - семья, государство, правовые нормы, монополия, конкуренция и т. д. Инст-зм характер следующими положениями:1)основа анализа - метод описания эк явлений;2)объект анализа - эволюция социальной психологии; 3)движущей силой эк наряду с материальными факторами являются моральные, этические и правовые элементы в историческом развитии;4)трактовка социально-эк явлений с точки зрения общественной психологии;5)неудовлетворение применением абстракций, присущих неоклассицизму;6)стремление к интеграции эк-кой науки с обществ науками;7)необход детального количеств исслед явлений;8)защита проведения антимонопольной политики гос-ва.

Эк учение Т. Веблена

Т Веблен (1857 - 1929) – амер. эк. работу «Теория праздного класса» и через год стал младшим профессором Чикагского университета. В начале 20-х годов Т. Веблен переходит в Новую школу социальных исследований. Главными работами считаются «Теория делового предпринимательства, «Инстинкт мастерства и уровень развития технологии пр-ва»

Основой развития общества считал психологию коллектива. Он формулирует психологическую теорию эк развития - трактовать эк явления нужно с социологической и исторической позиций. Его с полным правом можно отнести к основателям науки «эк социология».он отождествлял закономерности развития общества с биологическими закономерностями и стоял на позициях эволюционного развития общества. Веблен ввел понятие престижного потребления, получившее название «эффект Веблена». Товары для этого класса ценятся по тому, насколько владение товарами отличает человека от окружающих. Это демонстративное потребление является подтверждением успеха и вынуждает средние слои имитировать поведение богатых. Отсюда он делает вывод о том, что рыночную эк характер расточительство, занижение производительности.

Основной труд Коммонса (1862 - 1945) - «Институциональная эк», в кот обсуждалось влияние на эк поведение «коллективных действий». Автор уделял большое внимание изучению роли корпораций и профсоюзов и их влиянию на поведение людей. Стоимость опред как рез-тат правового соглашения «коллективных институтов» (союзов, корпораций).Сделка представляет собой разрешение конфликта путем устан соглашения, устраивающего всех участников сделки. В сделках все чаще участвуют профсоюзы и союзы предпринимателей, а не отдельные рабочие и работодатели. Роль гос-ва при этом заключ не только в арбитраже, но и в механизме, кот заставляет исполнять принятые по договору обязательства. Он говорил о необходимости создания прав-ва из представителей «коллективных институтов», кот было бы подотчетно общественному мнению. Реформы такого правительства устранили бы конфликты в обществе. Коммонс заложил основы пенсионного обеспечения, которые были изложены в «Акте о социальной защищенности

Наши рекомендации