Можно раскрыть данный вопрос и в таком содержании

В настоящее время можно выделить пять типов системных представлений: микроскопическое, функциональное, макроскопическое, иерархическое и процессуальное. Микроскопическое представление системы основано на интуитивном понимании ее как множества наблюдаемых и неделимых величин (элементов). Часто система интерпретируется как множество наблюдаемых и измеряемых величин. Такая интерпретация основана на том, что система как предмет исследования выделяется из объекта. Затем из объекта выделяются интересующие исследователя величины, которые и представляют систему. Центральным для микроскопического представления системы является понятие элемента, которое используется в науке как символ неделимости. Конечно, в общем виде элемент лишь относительно неделим, однако для данной системы он является абсолютно неделимым. В принципе абсолютно неделимых элементов нет, однако в каждом конкретном случае проектирования системы элемент принимается неделимым. Структура системы фиксирует выбранных элементов и их связи. Под функциональным представлением системы понимается совокупность действий (функций), которые необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы. Это представление также основано на понятии элемента. Элементы имеют свойства, которые могут быть разделены на свойства первого порядка и свойства второго порядка. Свойства первого порядка -это те свойства, ради которых данный элемент включается в систему для выполнения общей цели, стоящей перед всеми ее элементами. Свойства второго порядка - это те нежелательные свойства, которые привносит с собой элемент в систему (например, свойством второго порядка для усилителя являются нелинейные искажения усиливаемого сигнала, для транзистора - низкая надежность, для электронных ламп - чувствительность к перегрузкам и т.д.). Макроскопическое представление системы - это понимание системы как целого. Здесь центральным является понятие системного окружения. У.Р.Эшби и И. Клир берут содержание этого понятия из биологических представлений отношения: «организм - среда». Так, у У.Р.Эшби окружающая среда системы – это те переменные, которые изменяются в результате поведения организма. Понятие «системное окружение» имеет принципиальное значение для определения системы, так как реальная система не может существовать вне системного окружения (среды), а окружающаяся среда представляет собой ту систему, в рамках которой выбраны интересующие нас объекты. Следовательно, система может быть представлена множеством внешних связей со средой. Иерархическое представление системы: в этом плане система понимается как иерархическая упорядоченность. Иерархическое представление системы основано на понятии подсистемы, или единицы, которое следует отличать от понятия «элемент». Следовательно, система может быть представлена в виде совокупности единиц, составляющих системную иерархию. Система, если она не предельная единица, не может быть разложена на элементы. Единица обладает функциональной спецификой целого (системы). Таким образом, система может быть представлена в виде совокупности единиц, составляющих системную иерархию. Процессуальное представление системы предполагает ее понимание как последовательности состояний во времени. Основным понятием здесь является понятие периода жизни - временного интервала, в течение которого данная система существует.

11.Понятие «черный ящик». Модель «черного ящика». Каждую систему в иерархии систем можно исследовать в двух аспектах, с двух точек зрения: как элемент суперсистемы и как обособленную систему. Первый аспект концентрируется на связях системы с суперсистемой. Здесь сама система предстает в виде «черного ящика», а суперсистема – в качестве его среды. Второй аспект концентрируется на преобразованиях внутри системы, на связях между ее элементами. Здесь «черный ящик» должен быть раскрыт, превращен в «белый ящик». Поскольку мы предполагаем, что система и в этом случае не является абсолютно замкнутой, а связана входами и выходами со средой, постольку второй аспект интерпретируется как анализ относительно обособленной системы. Под «черным ящиком» понимается объект исследования, внутреннее устройство и принципы работы которого неизвестны.

Понятие «черного ящика» предложено У.Р. Эшби. В кибернетике оно позволяет изучать поведение систем, т.е. реакции на разнообразные внешние воздействия, и в то же время абстрагироваться от их внутреннего устройства. Манипулируя входами и выходами, можно проводить определенные исследования. На практике возникает вопрос, насколько полно в модели отражаются основные свойства оригинала. Для науки «черный ящик» имеет большое значение. С его помощью в науке были сделаны многие выдающиеся открытия. Например, ученый Гарвей в ХVIII веке предугадал строение сердца. Он моделировал работу сердца насосом, позаимствовав идеи из совершенно другой области современных ему знаний – гидравлики.

Практическая ценность метода «черный ящик» заключается, во-первых, в возможности исследования очень сложных динамических систем; во-вторых, в возможности замены одного ящика другим. Окружающая действительность и биология дают массу примеров выявления строения систем методом «черного ящика».

12.Понятие «управление. Категория управления является фундаментальной научной категорией. Зародившись на стадии появления первых форм общественного труда, управление приобретает все большее значение по мере расширения и усложнения производства. Управление в широком смысле - есть всякое целенаправленное воздействие на объект - процесс, предмет труда, орудие труда, живой организм, коллектив людей. Управление как сознательная целенаправленная деятельность присуща только человеку и организационным системам. Организационная система - общественная система, в которой элементами являются люди и коллективы людей. Есть множество определений управления. К.Маркс рассматривал управление как органическую, исторически непреходящую черту общественной жизни. «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, - писал К. Маркс,- нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере». Многие понимают управление как процесс, ориентированный на достижение определенных целей. Другие считают управление целью обратной связи. Процесс целенаправленного воздействия на систему, обеспечивающий повышение ее организованности, достижение того или иного полезного эффекта и называется управлением.

13. Понятие «модель». Модель - это представление объекта (идей, процессов) в некой удобной, упрощенной форме для исследования некоторых свойств (характеристик) реальной действительности, отличной от формы самого объекта. Модель - не копия объекта, это своего рода абстракция, промежуточное звено между теоретическим абстрактным мышлением и объективной действительностью, это система элементов, воспроизводящая определенные важные стороны, связи, функции предмета исследования. Но так, чтобы объяснить вариации параметров явлений (процессов, деталей). Вся художественная литература представляет набор моделей, описывающий мир человека, взаимодействие в работе, личной жизни. Модель может быть выражена каким-то математическим уравнением – модель «затраты-выпуск». Модель воспроизводит описание с большими или меньшими упрощениями, зависящими от намерений исследователя и вычислительных средств, имеющихся в его распоряжении.

14. Тимы моделей. Модели изучаемых процессов и явлений можно разделить на вещественные и энергетические, информационные. Вещественные и энергетические модели часто называют просто физическими. Они получили широкое распространение в медицине (аппараты искусственного кровообращения, искусственного дыхания, модели сердца). Целью этих моделей является моделирование функции прототипа, и не требуют того, чтобы элементы были полностью подобны элементам прототипа. Наиболее простым видом такой модели можно считать копии некоторых механизмов (корабля, самолета), чертежи (строительства, предприятия, технологии). Информационные модели - это описания исследуемых систем, вся художественная литература представляет набор моделей, описывающих внутренний мир человека, взаимоотношения людей на работе, личной и общественной жизни. К информационным моделям относятся и математические модели. Они обладают высокой степенью абстрактности, оперируют символами, легко обозначающими параметры явлений и процессов.

15. Понятие «развитие». Два типа управления развитием производства. Развитие - это комплекс действий, направленных на приобретение новых качеств в условиях изменяющейся среды. Для обеспечения развития необходимо приведение изменений процессов в системе. Любая система испытывает две основные внутренние ее жизнедеятельности: функционирование; развитие. Различают два типа управления развитием производства: пассивное и активное. Пассивное управление характерно для консервативных и умеренно-агрессивных инвесторов. В качестве главных целей при пассивном управлении выступают: защита вложений от инфляции и получение гарантированного дохода при минимальном риске и низких затратах на управление. Этот тип управления предполагает создание хорошо диверсифицированных портфелей ценных бумаг, для которых можно с высокой точностью рассчитать доходность, риск, и ликвидность. Пассивный тип управления основан на том, что конфигурация портфеля в течение длительного периода времени не пересматривается. Это позволяет реализовать серьезное преимущество пассивного управления - низкий уровень управленческих расходов. Активное управление предполагает тщательный мониторинг рынка, оперативное приобретение финансовых инструментов, отвечающих целям инвестирования, а также быстрое изменение структуры портфеля. Главная особенность активного типа управления заключается в стремлении инвестора переиграть рынок и получить доходность, превышающую среднерыночную. Для того чтобы компаниям и смежным комплексам выстраивать свою стратегию поведения, целесообразно прогнозировать этот рынок с учетом изменений, происходящих в экономике России в целом.

15.Модели развития управления, сложившиеся в мировой практике. В мировой практике сложилось несколько моделей развития управления.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения обеспечивается приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Эта модель основана на достижении личного успеха и экономического благосостояния. Японская модель. Ей свойственны: четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников, финансистов и правительства) в интересах достижения национальных целей; дух группизма и патернализма на производстве; внушительный упор на человеческий фактор. Эта модель распространена в значительной части стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, особенно в практике экономического роста так называемых новых индустриальных стран. Латиноамериканская модель. Ее характеризуют: сильное и не всегда грамотное вмешательство государство в экономику; коррупция, даже криминализация общества, включая хозяйственные связи; ориентация производства на удовлетворение спроса ведущих капиталистических стран, использующих две предыдущие модели экономики на природные ресурсы и дешевую рабочую силу. Африканская модель. Базируется на многообразии форм собственности и рыночных отношениях. В странах Африки, использующих эту модель, наблюдается, прежде всего, малограмотность и даже беспомощность в регулировании и управлении хозяйственными процессами на уровне как предприятий и фирм, так и государства в целом. Без помощи развитых капиталистических стран африканцы вряд ли вообще могут создать современную экономику.

Африканской экономике присущи: нещадная эксплуатация неквалифицированного труда; широкое применение силовых методов прямого вмешательства в производство «сверху»; неразвитость трудовых отношений и демократии вообще; крайне низкая эффективность. Европейская модель. « Смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности (усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования; макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, но и охватывает другие сферы экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости); особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений в экономике, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса; высокая доля госбюджета в ВВП («государство благосостояния»); развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого по этой линии составляют значительную часть государственного бюджета; функционирование института производственной демократии. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Определенный интерес представляет шведская модель социализма. Успехи Швеции в 50—60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются, прежде всего, правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности страны, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения. Швеция входит в число стран, экономика которых наиболее интегрирована в мировую экономику.

16.И.Ансофф и его книга «Стратегическое управление». Аналитики считают эту книгу превосходной. По словам автора, технологическое прогнозирование должно рассматриваться компаниями. Особенно следует отметить развиваемую автором концепцию «синэргии», известную также как «эффект 2+2=5». В этой работе делается вывод, что исследование операций не полностью применимо к проблеме стратегий. В этой книге Ансофф предложил интересную комбинацию экономического анализа на основе теории решений в свете стратегических задач фирмы. Дело в том, что во второй половине XX века число новых задач, обусловленных изменениями обстановки, неуклонно возрастало. Многие из них были принципиально новы и не могли быть решены исходя из опыта, характерного для первой половине XX века. Разнообразие задач, наряду с расширением географических рамок рыночной экономики, приводило к дальнейшему усложнению управленческих проблем. Сложность и новизна создают возрастающую нагрузку на высшее звено управляющих, в то время как управленческие навыки, выработанные в первой половине века, все меньше соответствуют условиям решения проблемы. Новизна, сложность и темп проявления новых задач придали стратегическим неожиданностям повышенную вероятность. Книга привлекает внимание конкретностью изложения, подлинно объективным исследованием проблемы, ценной информацией. Где-то, может быть, и сформулированы универсальные положения, отражающие общие тенденции к анализу системы управления, которые выдвигаются уже многими учеными. Но не надо забывать, что книга была опублиована в 1965г.

17.Методология исследования систем управления. Методология исследования систем управления основывается на разумной организации деятельности руководителей и менеджеров предприятия по рационализации систем управления. Она предполагает определение целей, предмета исследований, границ исследования, выбор средств и методов исследования, средств (ресурсов) и этапов проведения исследовательских работ.

Исследование систем управления в целях рационального выбора в уникальных ситуациях - предмет самой давней заботы тех, кто занимается этой проблемой. Но крайне важное значение оно приобрело в современных условиях, в будущем еще более возрастет. Здесь выступает несколько серьезных факторов. Вспомним учение древнекитайского философа Сюнь-цзы. Его знаменитый трактат «Люнь юй», где он определяет, что зрелость и цивилизованность общества (государства) определяется не количеством производимых товаров, и не денежными доходами на душу населения, а наличием эффективной системы отбора, воспитания и расстановки руководящих кадров на всех уровнях и во всех сферах жизнедеятельности общества, обеспечивающей его динамичное, поступательное эволюционное развитие. В Сюнь-цзы еще сказано: «…заниматься делом - это то, что ненавидят люди; заслуги и власть – это, что они любят…». Великий философ говорил это к тому, когда должности и дела среди людей не разделены, возникает несчастье: люди стремятся делать лишь то, что им выгодно, и бороться за заслуги. И еще он говорил о том, что никогда не бывает так, чтобы в стране не хватало чиновников, которые могут справиться с возложенными на них обязанностями, только правителю не достает мудрости, чтобы узнать о них.

Мы еще сюда добавим, что не следует забывать и о предприимчивости, стимулах, конкуренции разных форм хозяйствования – все это важные факторы. Но мы помним о нравственно-политических учениях древних философов.

18.Понятие цели в исследовании систем управления. Методология исследования систем управления начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Цель исследования - это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных по результатам опыта на основе поиска наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития. Процесс управления всегда связан с достижением определенных целей. Поэтому очень важно правильно определить цели. Если нет ясных и четко поставленных целей, то не может быть и эффективного управления. Необходимо также выделит главные и общие цели и им подчинять цели второстепенные и частные, а целям, которые ставятся на перспективу, подчинять цели, устанавливаемые на менее продолжительные отрезки времени. Достижение всякой цели составляет цикл управления, который включает: планирование, состоящее в определении целей и методов их достижения; регулирование - устранение препятствий, возникающих в процессе реализации планов; анализ и оценку достигнутых результатов. Но это общее представление о цели. Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и дальними, постоянными и эпизодическими.

19. Понятие «проблема». Проблема есть разница между существующей и желаемой системой. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр. Необходимы исследования для решения этих проблем, некоторые из которых являются «вечными», другие преходящими или созревающими. Как видим, существуют различные типы проблем.

20.Классификация проблем. Наиболее подходящей для наших целей является классификация проблем, предложенной известным американским ученым Г. Саймоном, согласно которой все проблемы подразделяются на три класса:

1. хорошо структурированные (well - structured) или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах или символах, получающих в конце концов численные оценки;

2.неструктурировнные (unstructured), качественно выраженные проблемы, содержащие лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны;

3.слабо структурированные (ill - structured ), или смешанные проблемы, которые содержат как качественные, так и количественные элементы, причем качественные малоизвестные и неопределенные стороны проблем имеют тенденцию доминировать.

Критерием разделения различных проблем на классы является, как правило, степень возможной глубины их познания.

Слова «хорошо структурированные проблемы» совсем не означает, что эти проблемы легки. Построение математической модели, отражающей основные черты проблемы часто представляет значительные трудности, не говоря уже о математических методах решения задач исследований систем управления. Большинство неструктурированных проблем решается эвристическими методами, в которых отсутствует какая-либо упорядоченная логическая процедура отыскания решения, а сам метод целиком зависит от личности исследователя, решающего проблему. Чаще всего это методы интуитивных догадок, основанных на прошлом опыте, методы, о которых сам человек честно говорит? «Не знаю, как, но я могу это сделать».

Между классами хорошо структурированных и неструктурированных находится класс слабо структурированных проблем. Согласно принятым определениям, к типичным слабоструктурированным проблемам относятся проблемы, обладающие следующими особенностями:

-принимаемые решения относятся к будущему;

-имеется широкий диапазон альтернатив;

-решения зависят от текущей неполноты технологических достижений;

-применяемые решения требуют больших вложений ресурсов и содержат элементы риска;

-неполностью определены требования, относящиеся к стоимости и времени решения проблемы;

-проблема внутренне сложна вследствие того, что для ее решения необходимо комбинирование различных ресурсов.

Если сравнить эти особенности с особенностями проблем выбора в уникальных ситуациях, станет ясной их идентичность. Следовательно, проблемы выбора в уникальных ситуациях являются слабо структурированными.

Важнейшая особенность слабо структурированных проблем заключается в том, что их модель может быть построена только на основании дополнительной информации, получаемой от человека, участвующего в решении проблемы. При этом исчезает почва для построения беспристрастных, объективных моделей. Непонимание этого обстоятельства явилось причиной неудач в применении многих математических моделей.

21.Понятие «системный принцип». Системный принцип - это подход к исследованию сложных явлений и процессов, обладающих системными свойствами в целом и их функционирование во внешнем мире, а затем членение его на составляющие, выделение характерных подсистем, рассмотрение связей между ними. Исследование явлений и процессов в каждом конкретном случае преследует определенную цель и бывает связано с комплексом ограничений, который органически соответствует преследуемой цели. Это ведет к тому, что постановка вопроса должна осуществляться в строгом соответствии с целью исследования и именно она, то есть цель, должна определять какое членение систем на подсистемы или какое вычленение автономных систем имеет значение.

22.Становление системного принципа. Системный принцип является одним из характерных особенностей современного научного мышления. Становление системного принципа, или точнее будет сказать системной ориентации, представляет сложный процесс, который не может быть сведен к сумме преобразований, пришедших в понятийном аппарате науки. На выработку системной ориентации существенное влияние оказали процессы, имеющие место в современном инженерном мышлении. Факторами, оказавшими существенное влияние на становление системной ориентации, можно считать некоторые процессы, происходившие и происходящие в современной технике, в сфере социальных отношений и хозяйственной жизни. Становление системной ориентации необходимо представлять как закономерный итог преобразований, происходящих в самых различных областях человеческой деятельности, а, именно, таких преобразований, в результате которых усиливаются взаимосвязи, взаимовлияние этих областей друг на друга. Однако отдельные аспекты системной ориентации можно обнаружить в исследованиях, проводившихся в достаточно далеком прошлом. Поэтому, рассматривая эти аспекты сами по себе, мы не имеем в виду нечто совершенно новое. В то же время сегодня эти аспекты выступают в форме довольно упорядоченной совокупности и сама эта совокупность не есть достояние того или иного исследования, а представляется нормой, видением реальности, которая, вследствие своей общепринятости, не всегда осознается.

23.Основные черты, характризующие системную ориентацию в исследовании систем управления. Первая особенность современного научного мышления, которая может быть представлена как один из аспектов системной ориентации, связана с рассмотрением отдельных сторон исследуемого явления, процесса в их соотнесенности с некоторым объектом как целым. Здесь речь не идет о том, что изучаемые стороны, части подсистемы должны выводиться из некоего всеобъемлющего целого, рассмотрение их идет только в своей детерминированности этим целям. Абсолютизация зависимости части от целого приводит к ряду несообразностей. И при этом часто упускается из виду относительная независимость, автономия частей, составляющих целое. Такая тенденция заставляет зачастую игнорировать специфику исследуемой части, те ее аспекты функционирования, которые не могут быть выведены из целого. Вторая черта, характеризующая системную ориентацию - это представление об исследуемом объекте как о сложной системе, где акцент все в большей мере переносится на исследование взаимосвязей, взаимовли-яний внутри исследуемого объекта. Третья черта связана с конкретизацией представлений внутренней упорядоченности отношений и связей между частями, на которые расчленяется объект. Объект, таким образом, выступает не только как сложная, но и как организованная система. Очевидно то, что характер процессов, протекающих в системе, детерминируется ее структурой. Напомним, структура определяется как совокупность устойчивых отношений и связей между элементами систем. Отсюда, зная во всех деталях структуру исследуемой системы, можно было бы легко определить характер и направление происходящих процессов. Дело в том, что в реальной познавательной ситуации, мы все же бываем весьма далеки от такого идеала. Отсюда возникает вопрос, в каком же отношении к структуре системы находятся наличные структурные представления. По-видимому, существенным моментом структурных представлений является характер расчленения исследуемой системы. Основываясь на том или ином расчленении, в ходе исследования выявляются взаимосвязи между выделенными элементами структуры. Именно эти взаимосвязи и являются исследуемой переменной.

24.Системный анализ. Под системным анализом мы понимаем методологию (здесь термин «методология» используется не в общефилософском смысле, а в более узком значении – как инструмент решения научных и практических проблем) решения комплексных проблем развития экономики. Существует ряд определений системного анализа. Так, по определению А. Энтховена: «Системный анализ является разумным подходом к принятию решений, точно определяемым как количественный здравый смысл». Э.Квейд, один из творцов анализа систем, дает такое определение: «В широком смысле любое упорядоченное аналитическое исследование, направленное на то, чтобы помочь руководителю, ответственному за принятие решений, в выборе предпочтительного курса действий, могло бы быть названо системным анализом». Это определение также является широким, но по-иному. Определение подчеркивает роль общей схемы системного подхода и для решения слабоструктурированных проблем, в которых преобладают качественные, малоизвестные и неопределенные стороны. Системный анализ есть часть «системного движения», представляющий собой изучение и преобразование различных фрагментов «мира людей» на основе «системных представлений».

25.Основные принципы системного анализа. Основные принципы системного анализа могут быть представлены следующим образом. Система определяется заданием системных объектов, их свойств и связей между ними. Системные объекты - это вход, процесс, выход, а также обратная связь и ограничение. Входом называется то, что предшествует протеканию процесса. Можно сказать так: вход есть все то, что изменяется при протекании процесса. Участие в процессе устанавливается по наличию изменения. Вход состоит из элементов входа. В некоторых случаях элементами входа являются «рабочий вход» (то, что «обрабатывается») и процессор (то, что обрабатывает). Выходом называется результат или конечное состояние процесса. Процесс переводит вход в выход. Способность переводить данный вход в определенный выход называется свойством данного входа. Связь определяет следование процессов, т. е., что выход некоторого процесса является входом некоторого другого определенного процесса. Всякий вход системы является выходом этой или другой системы, а всякий выход – входом. Выделить систему в реальном мире значит указать ее вход, процесс и выход. Всякая система состоит из подсистем. Всякая система является подсистемой некоторой системы. Постулируется, что любой реальный объект может быть описан в терминах системных объектов, свойств и связей между ними. Если взять искусственные системы (это такие системы, элементы которых сделаны людьми), то во всякой из них существуют три различных по своей роли подпроцесса: основной процесс (преобразует вход и выход); обратная связь (обеспечивает соответствие между фактическим и желаемым выходом путем изменения входа); процесс ограничения обеспечивает соответствие между выходом системы и требованиями к нему как входу в последующую систему, являющуюся потребителем этого входа.

26.Применение индексов к изучению взаимосвязанных показателей. Индекс - относительный показатель сравнения таких явлений, которые состоят из элементов, непосредственно не поддающихся суммированию. Большинство компаний изготавливает разнородную продукцию, которую невозможно суммировать: ткань - в метрах, нефть - в тоннах, машины - в мощностях, штуках и т.д. Однако общим для всех их является то, что они есть продукты труда, имеют стоимость. Для преодоления этих затруднений в расчеты индексов вводятся соизмерители - цены, затраты труда. Их называют весами. Значит количество автобусов, качалок, ткани можно складывать, используя трудовые измерители или денежные единицы измерения. Но как трудовые измерители, так и цены не постоянны. Если сравнить, например, продукцию за три года, то разница в показателе будет результатом, как изменения объема продуктов, так и изменения цен на эти продукты. С помощью индексов можно рассчитать изменение отдельно количества продуктов и отдельно цен на продукцию. Например, различные виды продукции можно соизмерить в денежном выражении – по себестоимости фактической, плановой или в оптовых ценах и т. д. Но выбор того или иного соизмерителя должен производиться в связи с поставленной задачей исследования и на основе экономического анализа изучаемых явлений.

27.Понятие «параметр». Понятие «параметр» происходит от греч. parametron - отмеривающий. Понятие широко распространено и в математической статистике как величина, входящая в математическую формулу и сохраняющая постоянное значение в пределах одного явления или для данной частной задачи, но при переходе к другому явлению, к другой задаче меняющая свое значение. Понятие «параметр» широко применяется в физике и технике. В технике согласно общепринятому определению, параметр - величина, характеризующая какое-либо свойство процесса, явления, системы, технического устройства. Например, в механических системах такими величинами являются масса, коэффициент трения, момент инерции, натяжение и т.п.; для тепловых процессов параметрами служат теплоёмкость, тепловой поток, температурный напор и т.д.; из электрических параметров наиболее характерны сопротивление, индуктивность, ёмкость. Физические процессы, протекающие в системе, описываются уравнениями, связывающими переменные величины этих процессов. Параметры обычно входят в коэффициенты уравнений, они могут быть постоянными или переменными (зависящими от времени или координат системы). Параметры системы (устройства) могут быть сосредоточенными или распределёнными в пространстве (по одной, двум, либо трём координатам). Характерный пример системы с распределёнными параметрами - линия электропередачи, у которой индуктивность, ёмкость, сопротивление (проводимость) распределены по всей длине линии; примером сосредоточенного параметра может служить нагрузка на балку, приложенная на малом по сравнению с длиной балки участке. Понятие «параметры» в физике применяется как величина, характеризующая то или иное свойство какого-нибудь явления, например, теплопроводность, электропроводность тела, коэффициент его расширения или преломления и т. п. Параметр модели - относительно постоянный показатель, характеризующий моделируемую систему (элемент системы) или процесс. Параметры указывают, чем данная система (процесс) отлична от других. Поэтому, строго говоря, они могут быть не только количественными (т. е. показателями), но и качественными (например, некоторыми свойствами объекта, его названием и т. п.).

В научной литературе распространено следующее определение: основные параметры системы - это такие ее характеристики, которые изменяются лишь тогда, когда меняется сама система, т. е. для данной системы - это константа (лат. constans {constantis} постоянный; мат.- постоянная величина). Однако оно не вполне точно. На самом деле параметры модели все же могут быть переменными величинами, изменяющимися относительно медленно; для упрощения расчетов они принимаются на какой-то не очень длительный период за постоянные. Иногда приходится включать в модель коэффициенты изменения параметров за изучаемый срок. Это усложняет расчеты по модели, зато дает более точные результаты. Термин «экономические параметры» употребляется и в более конкретном смысле как обозначение измеримых величин, которые характеризуют структуру народного хозяйства, его состояние, уровень экономического развития и сам процесс развития. В этом смысле экономическими параметрами можно назвать, например, уровень и темп роста национального дохода, соотношение темпов роста промышленности и сельского хозяйства, численность населения и т. д.

Параметры составляют каркас каждой экономико-математической модели. Их выявляют путем статистического изучения экономической действительности. Например, если изучается расход различных видов материалов в процессе производства, то параметрами будут нормы расхода, устанавливаемые на основе расчетов (технически обоснованные нормы) или же на основе изучения прошлого опыта (опытно-статистические нормы). Соответствующие величины (параметры) можно включить в модель для прогноза или плана производства на будущее.

Параметры экономико-математических моделей подразделяются на два вида: а) описывающие поведение системы и б) управляющие, среди которых особенно важны инструментальные. Распространено и такое распределение параметров моделей: 1) параметры среды, 2) параметры управляющих воздействий, 3) параметры внутреннего состояния системы.

С точки зрения экономической природы модели, особое значение имеют технологические параметры (например, параметры производственной функции) и поведенческие параметры (характеризующие, например, реакцию работника на стимулирующее воздействие).

28.Понятие «параметрический метод». Параметрические методы - методы, использующие параметрические зависимости объекта и субъекта управления. Сущность этих методов заключается в установлении связей параметров управляющей системы с производственно-техническими факторами, в определении направленности действия и тесноты этих связей. Достоинство параметрического метода состоит в исследовании количественных характеристик для описания системы управления, и её структуры; выявление и устранение физических противоречий, присущих исходной системе.

Физические противоречия - это взаимоисключающие требования, предъявляемые к элементу системы, состоящие в том, что один из характеризующих его параметров должен иметь два различных значения. При этом параметр элемента называется узловым параметром, а характеризуемый им элемент – узловым элементом.

В принципе для одновременного улучшения каких-либо двух противоречивых показателей системы необходимо заменить соответствующий им узловой элемент объектом, удовлетворяющим требованиям, зафиксированным в физическом противоречии. В общем случае базу параметрического метода образуют системы, выполняющие ту или иную функцию и удовлетворяющие требованиям какого-либо физического противоречия.

29.Две формы связи экономических показателей. Различают две формы связи экономических показателей: функциональную и корреляционную. Функциональная зависимость наблюдается в каждом отдельном случае, в каждом наблюдении. Корреляционная зависимость в области экономики проявляется лишь в общем и среднем и только в массе наблюдений. Функциональная зависимость встречается, как правило, в мире неживой природы. Поэтому для изучения динамики экономических показателей наиболее подходят корреляционный и регрессионный анализы.

При исследовании систем управления многие параметры следует считать случайными, что исключает проявление однозначного соответствия значений. Воздействие общих факторов, наличие объективных закономерностей в поведении объектов приводят лишь к проявлению статистической зависимости. Статистической называют зависимость, при которой изменение одной из величин влечет изменение распределения других (другой), и эти другие величины принимают некоторые значения с определенными вероятностями. Например, можно рассмотреть вопрос, существует ли у людей связь между длиной руки и длиной ноги; при такой постановке это есть задача о взаимозависимости. Но если мы хотим, используя измерения длин ног, получить информацию о длине рук, то мы приходим к зависимости длины руки от длины ноги. Это пример ситуации, в которой может представлять интерес, как взаимозависимость, так и зависимость. С другой стороны, имеются ситуации, в которых интересна только зависимость. Связь между величиной урожая и количеством выпавших осадков представляет собой пример существенной ассиметрии. Здесь из внестатических соображений понятно, что дожди влияют на урожай и, совершенно определенно, урожай не воздействует на дожди. Таким образом, мы должны изучать зависимость урожая от дождей. Функциональную зависимость в таком случае следует считать частным случаем статистической: значению одного фактора соответствуют значения других факторов с вероятностью, равной единице. Однако на практике такое рассмотрение функциональной связи применения не нашло.

30 Многогранность применения факторного анализа. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Он применяется в анализе многих видов деятельности. В решении проблемы повышения качества продукции, эффективности производства или снижения затрат на производство, в решении проблемы увеличения продолжительности здоровой и продуктивной жизни человека. Последняя становится и экономической проблемой. При современном высокотехнологичном производстве уход из активной деятельности опытного специалиста несет в себе ущерб обществу - недоиспользование потенциальных ресурсов выбывшего, расходов на его лечение и пенсионное обеспечение. Поэтому человека как «комплексную систему», как естественный комплексный феномен ныне в разных планах и со стороны разных свойств и характеристик изучает около 800 научных дисциплин, причем из них около 500 естественнонаучного цикла, остальные - гуманитарные, общественные. В последнее время к ним добавились еще и технические науки…

Наши рекомендации