Элементы и подсистемы инновационной инфраструктуры.
Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой, которая является базовой составляющей инновационной экономики, инновационного потенциала общества. Инновационная инфраструктура является основным инструментарием и механизмом инновационной экономики, она, как "архимедовы рычаг и точка опоры", способна поднять экономику страны на очень высокий уровень. Инновационная инфраструктура – совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций.
Инновационная инфраструктура предопределяет темпы (скорость) развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности.
Инновационной инфраструктурой является совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и оказывающих услуги участникам инновационной деятельности для благоприятного ее развития от идеи до внедрение в производство.
Выделяются следующие подсистемы инновационной инфраструктуры:
‑ производственно-технологическая: технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий;
‑ финансовая: различные типы фондов ‑ бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные, а также такие финансовые институты, как фондовый рынок с участием высокотехнологичных компаний;
‑ информационная: собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные центры;
‑ кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга;
‑ экспертно-консалтинговая: оказание услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, центры консалтинга как общего аудита, так и специализирующегося в сферах финансов, инвестиций, маркетинга, управления.
Во всех случаях субъектам инновационной деятельности предоставляется доступ к некоторым видам необходимых им ресурсов и услуг: к зданиям, сооружениям, оборудованию, приборам; к финансовым ресурсам напрямую и через получение доли в рыночной стоимости субъектов; к необходимой информации; к кадровым ресурсам требуемой квалификации и к системам, обеспечивающим повышение их квалификации; к специальным услугам, которые могут быть оказаны участникам инновационной деятельности. Устройство инновационной инфраструктуры, в том числе ее финансовой составляющей, существенно зависит от основополагающих характеристик самой инновационной системы
В Республике Беларусь сформирована определенная инновационная инфраструктура (рис 3.1), но она недостаточна для решения поставленных руководством страны задач по переводу экономики на инновационный путь развития.
В настоящее время функционируют 3 технологических парка ‑ в Минске при Белорусском государственном университете (БГУ), поддерживающем 22 малые инновационные фирмы, при Белорусском национальном техническом университете БНТУ) и в г. Могилеве. К настоящему времени завершены все организационные вопросы по созданию технопарка в г. Гомеле. Назрела необходимость создания технопарков в каждом областном центре Беларуси.
С целью поддержки и оказания помощи в создании малых инновационных предприятий, банка предложений и системы передачи инноваций для использования в промышленности, развития предпринимательства в научно-технической сфере в республике создана инновационная ассоциация "Академтехнопарк" ‑ некоммерческое учреждение открытого типа с модульным принципом построения, позволяющим осуществлять расширение ассоциации за счет новых участников, в состав которого вошли научные учреждения НАНБ, а также малые инновационные, предпринимательские и внедренческие предприятия, созданные с ее участием.
К настоящему времени в Беларуси создано более 40 различных инновационных структур поддержки инновационной деятельности ‑ центров трансфера технологий (ЦТТ), бизнес-инкубаторов, научно-технических центров и т.д.
В последнее время особое внимание в Беларуси уделяется ЦТТ, основными задачами и направлениями деятельности которых являются:
- передача и освоение разработок, новых и высоких технологий, включая высокотехнологическое оборудование и механизмы в производстве;
- реализация или участие в реализации одной или нескольких стадий инновационного процесса;
- осуществление информационного трансфера.
- сбор, хранение, оперативный поиск и обмен информацией о научных разработках, информационная и консультационная поддержка и обеспечение инновационной и научно-технической деятельности и трансфера технологий, создание, поддержание и размещение информации в международных информационных базах данных технологического трансфера, обеспечение доступа клиентов к сетям и международным базам информации;
- мониторинг рынка научных разработок, анализ научно-технического уровня и конкурентоспособности научных разработок, анализ отраслей промышленности и изучение потребностей предприятий в новых технологиях, прогнозирование рынка научной продукции и тенденций развития научных направлений;
- маркетинг научных разработок, построенный на основе предварительного изучения потребностей рынка и направленный на решение проблемы реализации продукции путем целенаправленного формирования спроса на нее, выработка рекомендаций по реализации продукции;
- поиск и подбор деловых партнеров и инвесторов в республике и за рубежом, оказание помощи в создании совместных предприятий;
- оказание помощи субъектам инновационной деятельности в разработке и продвижении инновационных и инвестиционных проектов, разработка бизнес-планов, подготовка технико-экономического и финансового обоснования инвестиционных проектов;
- участие в подготовке кадров в сфере научно-инновационного предпринимательства, организация и проведение курсов и семинаров по повышению квалификации в области управления интеллектуальной собственностью, инновациями и продвижением их на рынок, информационного обеспечения трансфера технологий, инновационного менеджмента;
- оказание услуг инженерного, производственного, научно-технического, исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера и в области организации производства и управления.
Министерством образования Республики Беларусь сформирована инновационная инфраструктура высшей школы, основу которой составляют 17 центров трансфера технологий и региональных маркетинговых центров, деятельность которых координируется Межвузовским центром маркетинга научно-исследовательских разработок.
Сеть маркетинговых центров создана с целью углубленного анализа рынка научно-технической продукции по отраслям и регионам и направлена на формирование эффективного механизма трансфера разработок в производство. Для хранения и анализа информации разработана и ведется специализированная база данных, насчитывающая свыше 4 тыс. научных разработок.
В республикецелесообразно использовать методологию инновационного маркетинга как комплекса специальных мероприятий, направленных на обеспечение коммерческого успеха разрабатываемой продукции
Инновационный маркетинг широко распространен в индустриально развитых странах, прежде всего, в крупных производственных фирмах, которые выделяют значительные финансовые средства преимущественно на те исследования и разработки, которые способны в короткий срок воплотиться в конкретные новшества. Важнейшие функции инновационного маркетинга: оценка и отбор перспективных инновационных идей и разработка концепций новой продукции. Концепция новой продукции представляет собой систему взглядов и представлений, формируемых на основе ряда критериев, таких как рынки сбыта продукции; параметры качества продукции, отвечающие требованиям рынка; варианты конструктивных и технологических решений продукции; преимущества продукции перед конкурентными аналогами; сроки выхода продукции на рынок; предпочтительные места производстваи первоначальные рынки сбыта продукции; общие затраты на разработку, производство и сбыт продукции, ее ориентировочная цена, предполагаемая прибыль и т.п.
При этом инновационный маркетинг мог бы играть роль эффективного механизма оптимизации структуры формируемых инновационных программ. Система инновационного маркетинга может стать органичной частью Парка высоких технологий, который создан в Беларуси в целях повышения эффективности инновационной деятельности (Декрет Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 г. № 12 "О парке высоких технологий").
Центральное место в системе трансфера технологий в Беларуси должен занять Национальный центр трансфера технологий (НЦТТ) как качественно новый элемент инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, созданный в рамках проекта "Совершенствование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Республике Беларусь. Кроме того, на региональном уровне трансфером технологий занимаются 5 региональных центров научно-технической и деловой информации в гг. Бресте, Гродно, Гомеле, Витебске, Могилеве, относящихся к системе НАНБ.
В течение 1999-2002 гг. совместная программа ПРООН и Правительства Беларуси поддерживала деятельность 9 бизнес-инкубаторов в Минске, Молодечно, Гомеле, Мозыре, Лиде. В инкубаторы принимаются только стартующие малые инновационные предприятия (МИП) и на срок не более 2-3 лет, с целью поддержки на первом, самом рискованном этапе их деятельности по разработке и реализации научно-технического продукта.Финансирование проектов из средств Белорусского инновационного фонда имеет ряд преимуществ и льгот: отсутствие залога, страхование кредита, возврат денежных средств исполнителем проекта может производиться как в полном объеме, так и частями в оговоренные условиями договора сроки, сумма, подлежащая возврату, определяется только средневзвешенной ставкой рефинансирования за период пользования и др.
Следует отметить также активную работу в последние годы отраслевых инновационных фондов в части поддержки инновационной деятельности на промышленных предприятиях. Однако во многих министерствах эти фонды небольшие по объему и их не хватает на проведение инновационной политики в отрасли.
Кредитованием малого предпринимательства в Беларуси занимаются банки, другие финансовые институты, а также Белорусский фонд поддержки предпринимательства.