Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины

Основные понятия теории графов

Графом называется совокупность двух множеств, одним из которых является множество элементов, называемых вершинами, а другим - множество отношений между вершинами, называемых ребрами.

Пара Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru называется простым графом, если Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru – непустое конечное множество, элементы которого называются вершинами графа, а Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru – конечное множество неупорядоченных пар различных элементов из V, называемых ребрами графа. Простой граф не содержит кратных ребер и петель.

Граф Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru называется подграфом графа Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru , если Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru , Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru Граф Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru получается стиранием некоторых ребер и вершин.

Объект, который содержит кратные ребра и петли, называется общим графом или мультиграфом.

Ографом или ориентированным графом Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru называется пара множеств: V – конечное множество вершин и Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru - множество упорядоченных пар элементов из V, т.е. граф, на рёбрах которого указывается направление.

Две вершины графа Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru называются смежными, если существует ребро Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru их соединяющее. При этом вершины u и v называются инцидентными этому ребру, а ребро называется инцидентным этим вершинам.

Два ребра называются смежными, если они имеют хотя бы одну общую вершину.

Вершина называется изолированной, если она не инцидентна ни одному ребру.

Вершина называется висячей, если она инцидентна только одному ребру.

Граф, имеющий ориентированные и неориентированные ребра, называется смешанным.

Степенью вершины v графа G называется число ребер Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru , инцидентных данной вершине. Если Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru - число чётное, то v – четная вершина. В противном случае Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru – нечетная вершина. Петля учитывается 2 раза.

Лемма (о рукопожатиях). Если m – общее число ребер графа Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru , то

Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru .

Два графа Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru и Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru называются изоморфными, если:

1) существует биекция Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru такая, что число ребер Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru , инцидентное вершинам Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru графа G равно числу ребер Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru , инцидентных вершинам Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru графа Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru , где Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru или

2) существуют две согласованные между собой биекции: Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru (c учетом кратности ребер) такие, что: Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru а Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru

Теорема. Число нечетных вершин любого графа – четное.

Геометрической фигурой Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru называется пара множеств Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru где Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru – некоторое множество точек в пространстве Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru а Y – совокупность некоторых кривых линий, каждая из которых соединяет некоторые пары точек из множества В. Эти кривые соединяют пару точек Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru , причем возможно вырождение этих кривых: Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru

Пусть эти кривые являются жордановыми, т.е. не имеют точек самопересечения, а друг с другом пересекаются только в точках множества В.

Геометрическая фигура Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru в пространстве Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru называется геометрической реализацией графа Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru , если они изоморфны, т.е. если существуют две биекции (согласованные между собой в указанном выше смысле): Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru

Если такая геометрическая фигура Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru в пространстве Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru существует, то говорят, что Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru может быть уложен в пространстве Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru .

Конечным графом называется граф с конечным числом ребер.

Теорема. Каждый конечный граф может быть уложен в пространстве Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru .

Плоским называется граф, изображенный на плоскости так, что никакие его 2 ребра не пересекаются геометрически нигде кроме инцидентной им вершины.

Граф, изоморфный плоскому графу, называется планарным.

Граф с n вершинами, у которого отсутствуют ребра, называется пустым или вполне несвязным графом.

Простой граф с n вершинами называется полным, если любые две его вершины являются смежными (соединены ребром).

Объединением двух графов Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru и Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru , где Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru называется граф G, который обозначается Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru где Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru

Первое определение связного графа. Граф называется связным, если его нельзя представить в виде объединения двух графов и несвязным в противном случае. Всякий несвязный граф можно представить в виде объединения конечного числа связных графов, каждый из которых называется компонентом связности.

Маршруты, цепи, циклы

Маршрутом в графе Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru называется конечная последовательность ребер вида: Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru Этот маршрут обозначают: Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru

Петля называется тривиальным маршрутом.

Длиной маршрута называется число ребер в нем.

Маршрут называется цепью, если все его ребра различны.

Маршрут называется простой цепью, если все его вершины различны, за исключением, быть может, первой и последней.

Если Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru то цепь называется замкнутой.

Замкнутая простая цепь, содержащая хотя бы одно ребро, называется циклом.

Две вершины Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru называются эквивалентными или связанными, если существует простая цепь из одной вершины в другую.

Второе определение связного графа. Граф называется связным, если любые две его вершины являются связанными.

Теорема. Первое и второе определения связности равносильны.

Связанность вершин является отношением эквивалентности на множестве вершин графа.

Свойства отношения эквивалентности:

1) рефлексивность Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru ;

2) симметричность (если Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru то Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru );

3) транзитивность (если Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru и Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru то Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru )

Отношение эквивалентности задает разбиение графа на компоненты связности.

Теорема. Каждый граф единственным образом представляется в виде объединения непересекающихся связных подграфов (компонент связности).

Число реберв графе минимально, если удаление любого ребра приводит к увеличению компонент связности.

Если при удалении какого-то ребра в графе, число компонент связности увеличилось на единицу, то это ребро называется мостом или перешейком.

Числовые функции на графе

Говорят, что на вершинах графа Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru реализуется числовая функция, если каждой вершине Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru ставится в соответствие некоторое число Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru из некоторого множества L.

Значением маршрута через вершины Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru называется число Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru .

Минимальным (максимальным) маршрутомчерез вершины некоторого множества маршрутов Р называется маршрут с минимальным (максимальным) значением λ.

Говорят, что на ребрах графа Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru реализуется числовая функция, если каждому ребру Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru сопоставлено число Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru из некоторого множества М. Причем Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru

Значением маршрута через ребра, соединяющие вершины Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru называется число Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru

Минимальным (максимальным) маршрутом через ребра некоторого множества маршрутов Р называется маршрут с минимальным (максимальным) значением λ.

Деревья и леса

Деревом называется связный неориентированный граф Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru или Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru без цикла.

Лесом называется неориентированный граф, компонентами связности которого являются деревья.

Теорема (характеристические свойства дерева). Пусть граф Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru имеет n вершин. Тогда следующие утверждения равносильны:

1) Т – дерево (определение)

2) Т не содержит циклов и имеет (n-1) ребер

3) Т – связен и имеет (n-1) ребер

4) Т – связен и каждое его ребро является мостом

5) Любые две вершины графа Т соединены ровно одной простой цепью

6) Т не содержит циклов, но, добавляя в него любое новое ребро, получим граф, содержащий ровно один цикл.

Остовным деревом называется подграф графа G, полученный стиранием ребер из циклов до удаления всех циклов, являющийся деревом.

Полным графом называется граф (без кратных ребер), в которых каждая пара вершин соединена ребром. Число рёбер полного графа равно Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru .

Теорема. Число остовных деревьев полного графа Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru с n вершинами равно Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru .

Следствие. Для произвольного простого графа с n вершинами число его остовных деревьев не превосходит числа Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru .

Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины

Теорема(Краскаль). Пусть Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru – связный граф с n вершинами, на ребрах которого задана неотрицательная числовая функция Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru , Тогда к построению остовного дерева с минимальной суммой длин ребер приводит следующий алгоритм:

1) Выберем ребро Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru графа G, обладающее наименьшей мерой Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru , где Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru

2) По индукции определим последовательность ребер Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru выбирая на i-том шаге ребро, отличное от предыдущего и обладающее наименьшей мерой: Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru и обладающее тем свойством, что оно не образует циклов с предшествующими ребрами Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru

3) Полученный таким образом подграф Алгоритм Краскала поиска остовного дерева минимальной длины - student2.ru графа G и образует остовное дерево наименьшей длины.

Наши рекомендации