История управления цепочками поставок
Термин «управление цепочками поставок» впервые был употреблен в начале 1980-х годов для описания согласованного компанией круга действий по закупке материалов и управлению запасами (Oliver, 1982). Первоначально термин относился к внутренним действиям компании, направленным на поиск поставщиков и закупки, управление внутренними запасами и доставку товаров заказчикам (Macbeth, 1990), а позже стал рассматриваться и в более широком контексте (Harland, 1995). Однако вскоре такой подход сочли неправильным, поскольку в реальности управление запасами подразумевает не только систему поставок в пределах компании-закупщика, но также распространяется и на поставщиков, и на поставщиков самих поставщиков (Christopher, 1992). Итак, было установлено, что существует несколько уровней поставщиков и, более того, у компании может быть заказчик, имеющий других заказчиков, а товар, поставляемый ими, включается в состав другой продукции или каким-то способом комбинируется с другой продукцией для получения нового продукта.
В литературе встречаются четыре основных определения термина «управление цепочками поставок» (Harland, 1995).
1. Внутренняя цепочка поставок, объединяющая функциональные подразделения компании, вовлеченные в поток материалов и информации с момента их поступления на предприятие до момента выхода.
2. Управление двусторонними отношениями с непосредственными поставщиками.
3. Управление цепочкой взаимодействия компаний, состоящей из поставщика, поставщика этого поставщика, заказчика и заказчика этого заказчика и т. д.
4. Управление сетью взаимосвязанных бизнесов, вовлеченных в снабжение продукцией и услугами, необходимыми конечному потребителю. (Примечание: для описания этого явления в литературе также встречаются понятия «созвездие» и «звездная диаграмма».)
Сегодня широко используется следующее рабочее определение системы поставок:
Система поставок подразумевает все виды деятельности, связанные с движением и преобразованием товаров (продукции и услуг), начиная со стадии первоначальной разработки и закупки сырья и заканчивая доставкой конечному потребителю. Кроме того, в структуру цепочки поставок входят сопутствующие информационный и денежный потоки (Hines, 2004)
.
Развитие концепции управления цепочками поставок в ее сегодняшнем понимании можно рассматривать с разных точек зрения. Первый и самый ранний из современных подходов к управлению цепочками поставок отличается узкой направленностью — исключительно на повышение производительности компании. Второй является логическим продолжением первого — тоже фокусируется преимущественно на внутренней деятельности компаний и ориентируется на максимальную оптимизацию ее операционной составляющей. Третий подход, раскрытый в литературе о транспорте и дистрибуции, касается рационального перемещения товаров; сегодня он встречается в основном в книгах по логистике. Все три подхода к управлению цепочками поставок связаны эффективностью и поисками путей ее повышения. Недавно цепочки поставок стали рассматриваться как цепочки спроса, акцент сместился с поставщика на потребителя и его требования, и стало очевидным, что метафорический термин «сеть» и система словных обозначений с нелинейной перспективой подходят больше, нежели термин цепочка».
Сети поставок продолжали развиваться, все более и более усложняясь; в результате границы организаций стали менее дискретными и частично нивелировались Barney, 1999). Согласно предположениям некоторых специалистов, подобное стирание границ может означать, что конкуренция ведется уже не на уровне организаций, между цепочками поставок (Christopher, 1996). Функциональные до настоящего времени структуры оказались скорее историческими смирительными рубашками,нежели фактическими функциональными границами. Это привело к замедлению необходимого процесса развития внутри организаций и между ними, который является неотъемлемой составляющей успешной конкурентной борьбы в современной деловой среде (Slack, 2001)