Управление персоналом предприятия

Управление персоналом является частью управления предприятием в целом, но занимает в нем особое положе­ние в связи со спецификой данного фактора производства. Управление персоналом на предприятии— это деятель­ность, выполняемая в организации, которая позволяет реализовывать и обобщать широкий спектр вопросов учета личного фактора в системе управления предприятием.

Управление персоналом имеет два основных аспекта: функциональный и организационный. При функциональ­ном подходе в системе управления персоналом выделяют основные элементы:

• определение общей стратегии, планирование персона­ла, привлечение, отбор и оценку персонала, повышение квалификации и переподготовку кадров, определение усло­вий труда, разработку политики заработной платы персона­ла. Поэтому на каждом предприятии должна быть разрабо­тана кадровая политика, которая включает в себя:

- отбор и продвижение кадров;

- подготовку кадров и их непрерывное обучение;

- процедуру найма работников;

- расстановку работников в соответствии со сложив­шейся системой производства;

- стимулирование труда;

- совершенствование организации труда;

- создание благоприятных условий для работников предприятия.

Структура службы управления персоналом во многом определяется характером деятельности и размерами пред­приятия, особенностями выпускаемой продукции и други­ми факторами. На мелких и средних предприятиях многие функции по управлению персоналом выполняются преиму­щественно линейными руководителями, а на крупных предприятиях создаются самостоятельные структурные подразделения по выполнению этих функций.

Обобщая опыт зарубежных и отечественных предприя­тий, можно сформулировать следующие цели системы уп­равления персоналом:

- обеспечение кадрами;

- организация их эффективного использования;

- профессиональная подготовка;

- социальное развитие коллектива.

В соответствии с этими целями формируется система уп­равления персоналом предприятия. В качестве базы для ее построения могут быть использованы различные методы. Методы управления персоналом — это способы воздей­ствия на коллективы и на отдельных работников с целью координации их деятельности в процессе производства. Раз­личают административные, экономические и социально-пси­хологические методы.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознание необходимости дисцип­лины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенных организациях и т.п. Эти методы отличает прямой характер их воздействия, т.е. любой регламентиру­ющий или администрирующий акт подлежит обязательно­му исполнению. Для данных методов также характерно их соответствие правовым нормам, действующим на опреде­ленном уровне управления, а также актам и распоряжени­ям вышестоящих органов управления.

Экономические методы используются путем осуществ­ления материальной стимуляции коллектива и отдельных работников, т.е. они основаны на использовании экономи­ческого механизма.

Социально-психологические методы заключаются в при­менении социального механизма — системы взаимоотно­шений в коллективе, социальных потребностей и т.д.

Общим для экономических и социально-психологиче­ских методов является косвенный характер их воздействия, поэтому нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и очень сложно определить силу их воздей­ствия на конечный результат.

Управление персоналом включает и регулирование ре­жима труда и отдыха, под которым понимают установ­ленный на предприятии распорядок, регламентирующий рациональное чередование времени работы и отдыха в течение рабочей смены, недели, месяца и года в целях обеспечения наиболее полного использования средств про­изводства, высокой работоспособности рабочей силы и вос­становления работоспособности во время отдыха.

Режим работы на предприятии определяется правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными админи­страцией по согласованию с выборным профсоюзным орга­ном с учетом специфики работы, мнения трудового коллек­тива и при соблюдении установленной продолжительности рабочей недели. Внутрисменный режим труда и отдыха включает перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых. Время кратковременных перерывов в отличие от обе­денного перерыва является частью рабочего времени и учи­тывается при нормировании труда, т.е. эти перерывы регла­ментируются. Недечъные режимы труда и отдыха учитывают время работы в течение недели и в выходные дни, годовой режим предусматривает и время отпуска.

Условия труда — это совокупность факторов произ­водственной среды, влияющих на здоровье и работоспо­собность человека в процессе труда. Они определяются природными, социально-экономическими и организаци­онно-техническими факторами и оказывают существен­ное влияние на издержки производства и конкурентоспо­собность предприятия. В соответствии с действующими санитарно-гигиеническими критериями оценки условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (экстремальные). Усло­вия труда на предприятии являются объектом государ­ственного регулирования. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятий и организаций.

Важной функцией управления персоналом принято счи­тать умение управлять конфликтами в трудовом коллективе. Конфликт представляет собой столкновение противополож­ных целей, интересов, мнений двух или нескольких человек. По направленности конфликты делятся на горизонтальные и вертикальные. Первые в отличие от вторых не затрагивают находящихся в подчинении друг у друга людей. Решением конфликта может быть устранение причин, породивших его, или изменение целей участников конфликта.

Наши рекомендации