Символические (количественные) модели
Как следует из приведенного ранее определения, символические модели используют математические закономерности для отображения связей между представляющими интерес данными. Необходимо, чтобы эти данные были количественными, т.е. их можно было выразить в числовой форме. Числовые данные - основное содержание символических моделей.
Рассмотрим более подробно простейший пример символической модели. Если человек находится в Казани и планирует к обеду быть в Уфе, ему требуется оценить время, которое нужно затратить, чтобы доехать на автомобиле из Казани в Уфу. Для этого нужно с помощью атласа или Internet определить расстояние между этими городами и разделить его на среднюю скорость движения. Таким образом, модель имеет следующий вид:
Т = D/S,
где Т - время, D - расстояние, a S - скорость.
Такая модель, безусловно, полезна, однако она упрощает реальность, поскольку в ней игнорируются многие факторы, которые могуч заметно повлиять на время путешествия. В модели не учитываются разнообразные задержки, погодные условия, остановки для заправки и т. д. Тем не менее, если планируется выехать в 6 утра, а Т - 6 часов, можно считать, что модель вполне удовлетворяет поставленным целям, т.е. показывает, что вполне реально оказаться в Уфе к обеду.
Теперь предположим, что выехать ранее полудня нельзя, а в 1830 назначена важная встреча в Уфе. В таком случае оказывается, что модель слишком проста, чтобы чувствовать себя уверенно, и возникает желание приблизить ее к реальности, включив дополнительные условия. Можно, например, добавить выражение, отражающее остановки в пути. Тогда модель примет следующий вид:
,
где R - среднее время остановки, а N - предполагаемое количество остановок.
Можно продолжить совершенствование модели, учитывая все новые факторы. Некоторые из них могут быть оценены только приблизительно. О моделях необходимо постоянно помнить следующее:
1)модель всегда в той или иной степени упрощает реальность;
2) модель должна быть настолько подробной, чтобы:
ü - результат удовлетворял вашим потребностям;
ü - степень подробности соответствовала доступным данным;
ü - модель можно было проанализировать за то время, которое вы в состоянии уделить этому занятию.
Модели принятия решений
В данном пособии основное внимание уделяется моделям принятия решений: символическим моделям, в которых определенные переменные представляют решения, которые нужно (или по крайней мере можно) принять. Очевидно, что сократить расстояние между Казанью и Уфой невозможно. Однако можно выбрать скорость движения, количество остановок и время, затраченное на каждую из них. Это и есть переменные решения. На эти переменные также могут налагаться определенные ограничения - нельзя ехать со скоростью больше 100 км/ч, бензобак имеет ограниченную емкость, оправка требует определенного времени и т. д. Подобные ограничения являются основой построения реалистических моделей.
Цели
Обычно решения принимаются для достижения определенной цели. Таким образом, помимо переменных модель принятия решения. как правило, содержит явный критерий эффективности, который позволяет определить, насколько решение близко к цели. При построении модели чрезвычайно важно указать, как переменные решения будут влиять на указанный критерий. Рассмотрим следующие примеры:
1. Модель распределения персонала на автозаправочной станции. Переменные решения - сколько человек обслуживают территорию автозаправочной станции. Типичным критерием эффективности является доход, а цель состоит в максимизации дохода от продаж всех видов топлива.
2. Составление графика работы станции технического обслуживания. Переменные решения - сколько времени занимает обслуживание автомобиля на том или ином посту, последовательность обслуживания. Возможные цели - минимизация затрат, общего времени выполнения заказа или опоздания при задержке поставок запасных частей.
3. Модель управления наличными средствами. Переменными решения могут быть суммы средств различных категорий (наличные, векселя, акции и облигации) в каждом месяце. Типичная цель может состоять в минимизации недополученного процентного дохода к связи с поддержанием ликвидных активов - наличности и ее эквивалентов.
Подведем итог:
1. Модели принятия решений описывают управленческую ситуацию, но не всеохватно, а выборочно.
2. В моделях определяются переменные, влияющие на решения.
3. В моделях принятия решений задаются критерии, отражающие цели моделирования.
Построение моделей
Все модели (и простые, и сложные) создаются человеком. К сожалению, не существует экспертных систем для построения моделей (за исключением очень узких специализированных приложений). В настоящее время построение моделей в значительной степени является искусством, которое требует определенного воображения, а также владения техническими знаниями.
Для моделирования ситуации вначале нужно представить ее структурированным образом, т.е. необходимо выработать некий способ, который позволит систематически обдумать данную ситуацию. Следует помнить, что чаще всего приходится иметь дело с формулировками управленческих ситуаций в виде неких признаков, а не в форме четкой постановки проблем. Например, торговый представитель компании в Нижнекамске сообщает, что главный конкурент обошел вашу фирму, предложив обработку заказов по электронной почте через Internet. В повседневном смысле - это управленческая проблема, но в нашем понимании - это признак. Постановка проблемы включает в себя возможные решения и метод измерения их эффективности - две ключевые составные части любой модели. Структурирование - это искусство переходить от симптома к четкой постановке проблемы. Это исключительно важное умение, которым должен обладать менеджер, чтобы успешно разрабатывать модели.
При количественном моделировании бизнес-среды необходимо описывать взаимодействия многих переменных. Для этого нужно сформулировать математическую модель. Необходимо помнить, что в реальном мире обычно не существует единственно верного способа построения модели. Различные модели могут дать различные представления об одной и той же ситуации, как на картинах Пикассо и Ван-Гога один и тот же предмет будет выглядеть портному. Хотя моделирование является искусством, в нем, как и в искусстве в целом, существуют общие принципы. Процесс моделирования можно условно разделить на три этапа:
1. изучение среды с целью структурирования управленческой ситуации:
2. формализация представления о ситуации;
3. построение символической (количественной) модели.
Изучение среды
Новички в моделировании обычно недооценивают значение первого этапа - изучения бизнес-среды с целью структурирования управленческой ситуации. В результате поставленная проблема зачастую является не адекватным обобщением реальной ситуации, а всего лишь описывает некий ее признак. Многие факторы, например, внутриорганизационные конфликты, различия в целях начальников и подчиненных, а также общая сложность ситуации, могут мешать правильному представлению ситуации. Предполагается, что определенные факты известны, в то время как на самом деле это не так. При структурировании управленческой ситуации создатель мотели должен выбрать и вычленить из всей среды аспекты, присущие рассматриваемой ситуации. Важнейшей составляющей успеха являйся опыт - как создания моделей, так и работы в соответствующей среде.
Формализация
Второй этап, формализация представления о ситуации, заключается в концептуальном анализе, во время которого необходимо принять определенные предположения и упрощения. Поскольку рассматриваемая ситуация включает в себя цели и решения, их необходимо явно указать и определить. Может существовать несколько способов определения переменных решения, и не всегда сразу удается найти наиболее подходящее определение. Цели также могут быть не вполне ясны. Проблемы возникают и в том случае, когда целей слишком много и необходимо выбрать одну из них. Обычно невозможно одновременно оптимизировать две различные цели.
На рис. 1.4 представлен первый (зачастую наиболее важный) этап формализации управленческого решения для формулировки задачи - выявление основных концептуальных составляющих модели. На данном этапе детали работы модели не рассматриваются. Основное внимание уделяется определению:
1)входов, т.е. того, что модель должна обрабатывать, и
2)выходов - того, что модель производит.
Модель на данном этапе называется «черным ящиком», поскольку еще не известно, какая логика будет реализована в модели.
После определения входов и выходов модели необходимо разбить их на две категории.
Рис. 1.4. Модель в виде «черного ящика»
Входы, именуемые внешними переменными, делятся на решения - переменные, контролируемые человеком, и параметры - переменные, которыми человек управлять не может. Примерами переменных решения могут служить сумма, в которую оценивается продукция или услуга; размещение технологического оборудования в автосервисе. Примеры параметров: цены, назначаемые конкурентами на аналогичные товары или услуги, физические ограничения объема складского помещения, стоимость единицы сырья или прогнозируемое количество осадков. Многие неконтролируемые входные величины могут быть неизвестны заранее. Трактуя их как параметры, можно строить модель гак, как если бы они были известны. Позднее можно конкретизировать численные значения данных величин, проанализировав данные и оценив эти значения, или просто задать предполагаемые значения величин при анализе модели.
Выходы, называемые внутренними переменными, делятся на показатели эффективности (или критерии) - переменные, которые определяют степень приближения к цели, и результирующие переменные, которые отражают другие следствия моделирования и помотают понимать и интерпретировать результаты работы модели. Критерии особенно важны, так как именно они используются, чтобы определить, насколько удалось приблизиться к конечной цели. Поэтому критерии часто называют целевыми функциями. Примерами целевых функций являются доход, доля рынка, совокупные издержки, дисциплина работников, удовлетворение клиента, доходы от инвестиций. Примеры результирующих переменных - разбивка дохода по статьям, количество проданных изделий, уплаченные налоги и другие величины, которые полезно знать.
Несмотря на простоту концептуальной схемы «черного ящика», она заставляет в самом начале процесса моделирования определим, что следует включить в модель, а что исключить из нее, а также разобраться с классификацией соответствующих факторов.
Предлагается следующий подход к стадии формализации:
Ø определяется цель и соответствующий показатель качества (или несколько показателей), т. е. основные выходы модели;
Ø выясняется, какие входы модели (переменные решения и параметры) связаны с достижением данной цели и оказывают и влияние на показатели эффективности;
Ø на основании этого определяются переменные решения и параметры, которые непосредственно влияют на достижение цели.
В результате этих рассуждений, производимых в обратном порядке, получается та же самая формализация модели в виде «черного ящика». Однако такой подход зачастую проще, поскольку легче думать о ситуациях в терминах целей и критериев (показателей эффективности).
Построение модели
После завершения формализации (в устной или письменной форме) символическую модель необходимо построить.
Как следует из опыта, основной вклад специалиста в построение модели на данном этапе состоит в том, чтобы разработать внутри «черною ящика» математические уравнения, связывающие переменные. Можно вначале использовать упрощенные связи, которые затем уточняются.
Чтобы разработать корректное математическое представление взаимосвязи двух или нескольких переменных как части общей логики модели, можно воспользоваться следующим методом: начертить график, отражающий требуемую зависимость, т.е. начать не с математического уравнения, а с его графика, а затем подобрать соответствующее данному графику уравнение.
Данный метод используется также для анализа необработанных данных, что может потребоваться при оценке значений параметров. Этот метод называется «моделированием на основе данных».