Потребности, блага, ресурсы
Объектом исследования экономической науки является изучение потребностей и способов их удовлетворения.
Структура потребностей зависит от уровня доходов населения
Закон Эрнеста Энгеля(1821 — 1896)
С ростом дохода, его доля, направленная на приобретение продуктов первой необходимости падает. В то же время растет доля на покупку других продуктов (прежде всего, на оплату услуг для обеспечения комфортных условий сущетствования).
Классификация потребностей
ñ Биологические,социальные, экономические
ñ Первичные ( удовлетворяющихе жизненно важные потребности человека), производные (все остальные)
ñ Материальные (потребности личности в материальных ресурсах, благах\услугах, в материальной собственности и занятости), духовные ( знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия)
ñ Индивидуальные (одежда, отдых, признание) и коллективные (права человека, стаьбильность, безопасность, правопорядок, мир)
ñ Насыщаемые (еда, сон, признание, уважение) и ненасыщаемые (жажда денег, власти, славы, безопасности)
Средство удовлетворения — блага.
Виды:
- Экономические
- Внеэкономические (даровые)
Даровые блага — блага, созданные природой(воздух, снег, вода). Их создание не требует использования оборудования, человеческого труда.
Экономические блага — блага, которые являются рехультатов хозяйственной деятельности людей
Обладают следующими свойствами:
ñ полезность (способность удовлетворять какую-либо потребность человека);
ñ ресурсоемкость (характеризует затраты, необходимые для создания экономических благ)
Классификация экономических благ
- Материальные и нематериальные (критерий — вещественный признак)
- Производственные и потребительские ( критерий — особенности потребления)
- Внутренние и внешние блага (критерий — место создания)
- Частные и общественные (критерий — функциональное назначение в общественном производстве)
Частные блага
- блага, которые предоставляются потребителям с учетом индивидуального спроса по рыночной цене
признаки:
1. Делимость;
2. Реализация по рыночным ценам;
3. Польза (выгода) от их использования принадлежит только потребителю
4. Обладают «принципом исключения» - потребители, которые не могут приобрести блага по рыночной цене, исключаются из числа пользователей
5. Предоставление частного блага одному потребителю уменьшает возможности потребления другого.
Общественные блага
подразделяются на 2 вида:
ñ Чисто общественные блага — блага, которые создаются и реализуются на основе общественных потребностей, независимо от индивуального спроса каждого из членов общества (строительство дорог, мостов, охрана общественного порядка)
Признаки:
1. Их потребление не приводит к уменьшению объема потребления других благ
2. Не обладает «принципом исключения»
3. Поступая группе населения, они не требуют затрат сверх тех, что были бы необходимы для одного потребителя
ñ Частично общественные блага
Признаки:
1. Обладают «принципом исключения»
2. Польза от их использования принадлежит не только отдельным потребителям, но и обществу в целом.
3. Финансируются как государством, так и отдельными потребителями (донорами)
Экономические ресурсы
- Факторы производства, которые используются в процессе создания продуктов
Классификация:
ñ Природные ресурсы — это все ествественные ресурсы (пахотные земли, леса, месторождения минералов, нефти, водные ресурсы)
ñ Трудовые ресурсы — совокупность физических и умственных способностей людей
ñ Капитал — сумма материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых в процессе создания экономических благ
Современная экономическая теория под капиталом понимает вещественный фактор производства.
Капитал
- реальный (производительный)(факторы производства)
Основной и оборотный
Основные фонды (капитал) —имущество, используемое более 1 года, больше 50 МРОТ
ñ Произведенные (фонды производственной сферы: промышленность, сельское хозяйства) И
непроизводственные (образование, здравоохранение)
ñ Активные (машины, оборудование) и пассивные (здания, сооружения)
Предпринимательская способность — способность наиболее эффективно использовать имеющиеся экономические ресурсы
НТП — процесс создания новых знаний
Информация — базы данных, архивы, интернет-ресурсы.
Труд «Земля-капитал» Жан-Батист
Доходы от ресурсов
ñ Природные ресурсы — рента
ñ Трудовые ресурсы — заработная плата
ñ Капитал — процент
ñ Предпринимательская способность — прибыль
ñ НТП и информация — доход от интеллектуальной собственности
Основное свойство – ограниченность (редкость) по отношению к размерам потребностей. Несмотря на вовлечение в процесс производства новых ресурсов, проблема редкости не снимается, поскольку она связана не с абсолютной величиной используемых ресурсов, а с пропорцией между ними и всеми имеющимися потребностями.
В результате редкости ресурсов перед обществом возникает проблема выбора. Конкретизируют проблему выбора три вопроса:
1. Что производить?
2. Как производить?
3. Для кого производить ?
.
Проблема выбора исследуется в экономике при помощи модели Производственных Возможностей
Модель КПВ предполагает, что экономика государства состоит из двух секторов:
1. Инвестиционные товары (А)
2. Потребительские товары (В)
КПВ – ГМТ, каждая из которых показывает максимальный потенциально возможный объемпроизводства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне. (ситуация полной занятости ресурсов в экономике)
Полная занятость допускает
- Наличие естественной (добровольной) безработицы на уровне 5-6%
- Недогрузка производственных мощностей на уровне 10-20%
КПВ дает представление о четырех понятиях:
- Об ограниченности ( редкости) ресурсов (объем ресурсов не меняется);
- Об эффективности экономики. Эффективность –понятие, характеризующее соотношение объема произведенных экономических благ (результатов) и количества ресурсов (затрат). Производство данного объема благ с минимальными издержками; производство максимального объема благ при данных ресурсах.
- Об экономическом выборе;
Экономический выбор –выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимизации полезности в результате использование ограниченных ресурсов (точка М на графике).
В традиционной экономике выбор зависит от традиций и обычаев; в командной – от воли правящей элиты; в рыночном хозяйстве – от рыночной конъюнктуры (соотношение между спросом и предложением).