Организация во имя удовольствия
Традиционные корпорации, в особенности крупномасштабные компании в сфере услуг и производства, организованы для обеспечения эффективности. Или постоянства. Но не для получения удовольствия.
Удовольствие дарят неожиданность, причастность, человечность, прозрачность, что-то новое. Во многих организациях эти концепции чужеродны.
McDonald’s, Hertz, Dell, другие корпорации работают на износ. Они выполняют обещания. Снижают затраты. Замеряют результаты секундомером.
Проблема такого мышления в том, что по мере приближения к точке максимальной эффективности возможностей для совершенствования практически не остается. Снижение затрат на изготовление одного «Чикен Макнаггета» на дополнительные 0,00001 цента не принесет сколько-нибудь значимого увеличения прибыли.
Кроме того, природа труда по сути своей непривлекательна. Если вы боитесь нестандартных требований, если ваши сотрудники всего лишь винтики в огромном механизме, если вам нужно все прописывать в инструкции, шансы на то, что у вас в компании появится выдающийся человек, довольно низки.
Такие организации нанимают сотрудников для латания уже возникших дыр, а не мотивированных личностей, которые хотят получать радость от работы.
Мне представляется, что альтернативой служит организация, созданная во имя удовольствия. Существуют компании, которые дают людям свободу и, конечно, ожидают, что взамен они будут творить, сотрудничать и удивлять. Это организации, где приветствуются смелые свершения и не тратится время на поиски нарушенного правила в служебной инструкции.
На всякий случай, если я недостаточно ясно выразился: неустанный труд изобретателя, новатора и инициатора – лучший рыночный актив.
Для пущей ясности
Я не призываю вас быть дерзкими и во всем правыми. Я не призываю вас к тому, чтобы постоянно предлагать остроумные, эффективные и прибыльные идеи.
Я призываю вас просто что-то начинать. Часто. Постоянно. Быть инициатором.
«Как делать?» против «Что делать?»
Мы часто обращаемся к авторам и экспертам с вопросом: «Что делать?» Если бы мы только знали, что нужно сделать, думаем мы, тогда бы мы это сделали.
Недостатка в знании того, что делать, не наблюдается. В крупных и мелких организациях работает масса очень сообразительных, специально обученных людей, которые точно знают, что делать.
Проблема в нехватке людей, которые готовы это осуществить. Стартовать. Выйти вперед и начать. По-видимому, многие из нас просто забыли, как это делается.
В слогане «Просто сделай это» нет слова «просто»
Проблема со слоганом фирмы Nike[26]заключается в том, что он подразумевает: чтобы взять на себя инициативу, надо взять на себя инициативу, что это исключительно вопрос желания. Для некоторых из нас – возможно, но для других это требует больших усилий.
Вы не инициатор, потому что вы не поверили в идею, вас этому не обучали и не вознаграждали так, чтобы это вошло в привычку.
Теперь вы знаете, что поставлено на карту, и дело только за вами.
Приключения Андре и пчелки Уэлли
В 1984 г. режиссер Джон Лассетер начал работать с новой программой компьютерной анимации. Он создал короткий цифровой мультфильм «Приключения Андре и пчелки Уэлли», чтобы развлечь своего сынишку.
Фильм привел мальчика в ужас. Идея не переросла в полнометражный мультфильм. Проект даже денег не принес.
Можно ли считать инициативу Лассетера ошибочной? Насколько существенной была эта неудача?
Джон был шесть раз номинирован на премию «Оскар», два раза ее получил и сыграл ключевую роль в эволюции студии Pixar, одной из самых успешных кинокомпаний в истории. Остальные даже близко не подошли к такому результату.
Джон сдвинул дело с мертвой точки.