Цели и задачи производственно-профессиональной практики
Основная цель практики – закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в университете, и приобретение навыков в работе экономиста-менеджера.
В процессе прохождения практики студенты должны:
а) Ознакомиться с организацией предприятия (учреждения), его структурой, основными функциями структурных подразделений, работников аппарата управления предприятия (учреждения), первичными документами бухгалтерского, оперативного учета.
б) Ознакомиться с внутренними нормативными документами, документами учета и отчетности (бухгалтерского, оперативного и статистического).
в) Ознакомиться с формами контроля и оценить систему внутреннего контроля с целью выявления достоверности отчетности структурных подразделений и предприятия (учреждения) в целом.
г) Участвовать в работе экономической службы (экономиста), учета труда и его оплаты, учета основных и оборотных средств, учета затрат на продукцию работы, мероприятия и услуги, учета лесопродукции, получаемой при проведении рубок главного и промежуточного пользования, учета средств внебюджетного фонда, а также бюджетных средств (федерального и регионального).
д) Изучить степень автоматизации учетной работы и ее организацию.
е) Изучить организацию лесохозяйственных, лесокультурных, противопожарных лесозащитных и других видов работ.
В процессе практики студенты находятся в организации и выполняют работу в соответствии с программой практики. Студенты могут быть зачислены на вакантные оплачиваемые должности, но при этом они должны выполнять требования, предъявляемые программой практики.
Руководство практикой и обязанности студентов
Руководство практикой со стороны факультета осуществляется кафедрой экономики. Конкретное руководство и контроль за проведением практики возлагается на руководителя практики, назначаемого кафедрой, а также на руководителя соответствующей организации (главного экономиста, экономиста) и оформляется приказом по факультету.
Руководитель практики от кафедры совместно с руководителем практики от организации выполняют следующие функции:
общее методическое руководство практикой;
оказание помощи в организации прохождения практики и изучения отдельных вопросов согласно программе;
контролируют выполнение программы практики;
консультируют студентов по вопросам, возникшим в ходе практики, и по составлению отчетов по практике;
осуществляют прием отчетов по практике и оценивают выполненную работу.
Студенты при прохождении практики должны соблюдать следующие условия:
подчиняться правилам внутреннего распорядка соответствующей организации;
самостоятельно работать на рабочих местах по программе практики;
вести дневник по установленной форме (Приложение II). Дневник заполняется ежедневно студентом и проверяется руководителем от организации;
выполнять указания руководителей практики от кафедры и от организации;
оформлять отчет и сдавать его для проверки в установленный срок на кафедру.
Содержание производственно-профессиональной практики
Во время прохождения практики студенты обязаны:
ознакомиться с деятельностью организации, изучить результаты его производственно-хозяйственной деятельности;
собрать все необходимые материалы за 2 – 3 года для проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности;
проанализировать финансовое состояние организации, сравнивая доходы и затраты в разрезе источников.
По материалам практики составляется отчет и даются рекомендации по улучшению деятельности организации.
Отчет должен содержать только чисто практическую, конкретную направленность.
За время прохождения практики студенты должны изучить, проанализировать и отразить следующие виды деятельности и вопросы:
1.1. Организация управления предприятием (учреждением):
организационная структура предприятия (учреждения) и структура органов управления схематически;
наличие и содержание должностных инструкций, их соответствие фактическим обязанностям работников;
наличие нормативной базы, организация делопроизводства, оформление основных видов документов (приказов, распоряжений, протоколов, отчетов и т. д.);
методы управления, формы отдачи приказов, распоряжений и организация контроля за их выполнением, порядок организации производственных совещаний и собраний работников;
соблюдение трудового законодательства, методы разрешения трудовых споров.
1.2. Анализ основных и оборотных средств:
наличие основных средств, их структура, год ввода в действие, износ и годность, эффективность их использования;
наличие оборотных средств, состав и эффективность их использования.
1.3. Планово-экономическая работа:
организация планово-экономической службы, должностные обязанности и права;
состояние нормативной базы по вопросам нормирования и оплаты труда;
применяемые формы и системы оплаты труда (должностные оклады, тарифные ставки, положение о премировании);
контроль за правильным применением тарифных ставок, окладов, норм выработки, норм времени и расценок;
состав документов в отчетах структурных подразделений;
порядок формирования затрат на единицу продукции работ, мероприятий и свод затрат по видам продукции работ и мероприятий;
калькулирование себестоимости машино-смены, тракторо-смены.
1.4. Организация лесохозяйственных работ:
организация и оформление отпуска леса по главному и промежуточному пользованию;
организация работ по рубкам главного и промежуточного пользования, применяемые технологии, механизмы, объемы работ, выборка с 1 га и соответствие их материалам лесоустройства;
очистка от захламленности и другие работы;
документы, оформляемые при организации лесохозяйственных работ, затраты на их проведение.
1.3. Организация лесовосстановительных работ:
виды мероприятий, их объемы (сравнить с данными материалов лесоустройства);
организация работ по лесовосстановлению;
документы, оформляемые при проведении работ, затраты на их проведение.
1.4. Организация охраны леса от пожаров, самовольных порубок и защита от вредителей и болезней леса:
организация охраны леса, самовольных порубок, оформление документов при нарушениях;
ревизии обходов;
организация защиты леса от вредителей и болезней леса.
1.5. Создание и организация лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры:
наличие цехов переработки древесины, наличие лесозаготовительной и перерабатывающей техники, станков, оборудования и пр.;
виды продукции лесопереработки, стоимость единицы, цены реализации, прибыль, рентабельность общая и виды продукции;
документы, оформленные при производстве готовой продукции.
1.6. Заготовка древесины в сменных и перестойных лесных насаждениях, вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений и уход за лесом:
виды круглых лесоматериалов, затраты на единицу, цены реализации, прибыль, рентабельность общая видов продукции;
документы, оформляемые при производстве круглых лесоматериалов.
1.7. Организация побочных пользований.
2. Анализ финансового состояния предприятия (учреждения):
источники образования доходной части;
анализ затрат на введение лесохозяйственных, лесовосстановительных, противопожарных и других мероприятий.
анализ затрат по заготовке круглых лесоматериалов и продукции лесопереработки.
Заключение
Необходимо сделать основные выводы по проделанной работе и внести предложения по оптимизации (улучшению) производственно-хозяйственной деятельности организации.
После заключения студент подписывает отчет и ставит дату окончания его написания.
Оценка итогов практики
Отчет с отзывом организации о работе во время практики сдается на кафедру.
Представленный отчет по практике студент защищает на кафедре с возможным привлечением руководителя практики от организации. К защите студент допускается только при наличии положительного письменного отзыва о прохождении практики.
Оценка по практике ставится с учетом содержания, уровня и качества, представленных материалов, ответов на вопросы по содержанию и результатам самостоятельной практики.
Получение неудовлетворительной оценки или непредставление отчета влечет за собой повторное прохождение практики, а в случае недобросовестного отношения к практике и нарушения дисциплины – исключение из числа студентов.