Контроллинг и его роль в антикризисном управлении
В организациях обычно существуют системы контроля,т. е. совокупность взаимосвязанных актов проверки состояния объекта управления, установления отклонений параметров от нормативных величин. Эти системы тоже могут быть различными. В процессах развития производства и изменения экономических условий возникает потребность изменения систем контроля. Эта потребность особенно остро ощущается в антикризисном управлении.
Система непрерывного отслеживания тенденций развития организации по методике обнаружения слабых сигналов кризиса и анализа возможных их последствий получила название контроллинга.Постепенно в процессах экономического развития контроллинг формируется в тип управления.
Потребность в своевременном распознавании проблемы и принятии решений повышает роль функции контроля. На определенном этапе этого процесса возникает необходимость организационных преобразований в использовании этой функции - создание или повышение статуса специализированных подразделений контроля, расширение диапазона контролируемых процессов, мониторинга отклонений и анализа их причин, определение точек и границ контроля, системы реагирования на результаты контроля, создание механизмов типологического воздействия контроля на процессы функционирования организации (мягкий или жесткий контроль, латентный контроль и др.). Функция контроля при возрастании ее приоритета превращается в тип управления- контроллинг.
Контроллинг тесно связан с планированием.Он позволяет оценивать качество плана, своевременно его корректировать или создавать условия для его реализации. Контроллинг требует упорядочения и системы нормативного регулирования процессов. Он является важнейшим фактором процессного управления. В этом заключаются его преимущества и роль в современном менеджменте.
В условиях диверсифицированного производства контроллинг позволяет оперативно решать вопросы распределения ресурсов, переключения их на наиболее выигрышные направления производственного развития. Таким образом, контроллинг способствует формированию ресурсосберегающих технологий.
Контроллинг- это концепция в практическом управлении, направленная на поиск возможных кризисных ситуаций, своевременную ликвидацию узких мест и отклонений, обеспечение тенденций устойчивого стратегического развития в соответствии с целью, планом и миссией.
ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЛИНГА
Особенность контроллинга как типа управления наиболее ярко проявляется в его принципах и функциях.
Выделяют следующие основные принципы контроллинга:
1) принцип регулирования динамики развития организации,т. е. ускорение или торможение различных процессов в организации. Одни процессы требуют ускорения, другие, наоборот, торможения. Сочетание первого и второго - важнейшая задача контроллинга, который и предназначен распознавать и выявлять положительные и отрицательные тенденции, возможности влиять на них соответствующим образом;
2) принцип фиксации фактов, норм, заданий, показателейи т. д. Без фиксации или документального оформления невозможны сравнение и обоснование тенденций, анализ их истоков и причин. В современном управлении такая фиксация осуществляется посредством компьютерной техники. Однако некоторые факты необходимо оформлять в документальном порядке;
3) принцип регулярности контроля, мониторинга процессов.Контроллинг построен не на эпизодическом или выборочном, а на регулярном контроле. Регулярность отражает не только промежутки времени, но и этапы процессов и точки контроля;
4) принцип гибкости контроля,т. е. необходимость варьировать методы и формы контроля в зависимости от обстоятельств развития организации;
5) принцип фактологии,отражающий правило логичного сбора и построения фактов. Основу такой логики должны составлять цель и миссия организации, концепция управления, систематизация фактов;
6) принцип накопления информации,позволяющий вести статистику и производить статистический анализ, видеть тенденции и предвидеть будущее;
7) принцип анализа тенденций,т. е. сравнительные оценки и сопоставления;
8) принцип стратегичности.Главным в содержании контроллинга является обеспечение развития предприятия по стратегической программе, осуществление его деятельности в соответствии с разработанной стратегией;
9) принцип своевременности обнаружения отклонений- устранение отклонений в работе предприятия на ранней стадии кризиса, особенно если они оказались результатом ошибки;
10) принцип организационного обеспечения,т. е. необходимость выделения специальной службы и предоставления ей статуса, необходимого для реализации всех перечисленных принципов и специализированных функций.