Взаимосвязь размера налогообложения и поступления доходов в государственный бюджет. Налоговая политика

В среднем, доля НДС достигает 70%, а на табачные и алкогольные изделия – 90-95%.

Лофер изучал закономерности поступлений налогов и сборов. Кривая Лаффера. А – точка Лаффера, где рост доходов государственного бюджета прекращается, и начинает уменьшаться. Точка А – Оптимальный размер налогообложения, при котором достигается максимальный доход государственного бюджета.

На примере нефтяной отрасли ставки налогообложения очень высоки, вводятся дополнительные налоги на сверхдоходы, налогообложение может достигать 80%.

В с/х налог 10-20% и если его увеличить, с/х станет не рентабельным.

Важно, чтобы точка Лаффера способствовала регулированию экономического развития.

Налоговая политика – политика, направленная как на увеличение государственного бюджета (фискальная), в то же время на создание благоприятных условий для увеличения темпов роста экономического развития и благосостояния.

Еще в 90-е годы в России действовало около 100 налогов и была колоссальная нехватка доходов государства (большинство скрывало свои доходы, некоторые вообще закрывались).

Разновидности налоговой политики:

ü Связанная с уменьшением налогообложения;

ü Связанная с увеличением налогообложения.

Задача правительства – как можно ближе приблизиться к точке Лэффера.


21. Структура расходов государственного бюджета.

Расходная часть отражает функции, выполняемые государством.

Расходы, присущие развитой экономике (около 40 государств):

Ü Социальные расходы (расходы на образование, на здравоохранение, социальная поддержка населения – примерно половина всех государственных расходов идет на социальные нужды).

Ü Расходы на обеспечение безопасности (милиция, полиция, оборона, расходы на разведку, т.е. расходы на внешнюю и внешнюю безопасность).

Ü Расходы, связанные с экономической деятельностью государства. В рыночной экономике расходы государства малы, так как экономику поддерживают предприниматели. (15-20%). С/х в экономических расходах занимает приоритетное место, расходы на транспорт и транспортную структуру, энергетика – эти расходы берет на себя государство, жилищно-коммунальные расходы.

Ü Расходы, связанные с финансированием государственного управления (гос. дума, гос. органы – 5-10%).

Ü Расходы на выплату внутренних и внешних долгов – 35 % max.


22. Бюджетный федерализм.

Бюджетный федерализм – ситуация, отражающая принципы гос. устройства в структуре гос. бюджета.

Межбюджетные отношения – отношения между бюджетами разных уровней по поводу распределения доходных источников и по поводу распределения расходных полномочий.

Принципы:

► Автономность территориальных бюджетов включают: региональные и местные бюджеты. Автономность заключается в том, что у региона есть собственные источники, которые не зависят от государственных органов, и есть собственные расходные полномочия.

► Ответственность региональных властей за взятые автономные полномочия;

► Самостоятельность в достижении доходов территориального бюджета;

► Реализация расходных полномочий.

Мировой опыт сформировал 2 основных модели реализации принципов:

♪ Северо-американская – децентрализованная.В этой модели у региона огромные автономные полномочия (любой штат может ввести любые налоги)

♪ Европейская – кооперационная. Вмешательство федерального центра значительно выше (Германия) – на бюджет Германии ложится ответственность. Законы водятся лишь те, которые регламентируются законодательством.


23. Роль и значение территориальных бюджетов.

Под территориальным бюджетом мы понимаем совокупность региональных и местных бюджетов.

За федеральным бюджетом закреплены функции общенациональных интересов (оборона, закупка вооружений); обеспечение государственной законодательной и исполнительной власти; национальная экономика и социальная политика.

Территориальные бюджеты несут в первую очередь социальную функцию (школы, училища, средние, дошкольные учреждения)

Большая часть высших школ финансируется их территориального бюджета. Здравоохранение также финансируется из территориального бюджета, социальная зашита финансируется из территориального бюджета, а также финансирование регионального бюджета, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, расходы на транспорт. Правоохранительные органы финансируются их территориального, федерального и местного бюджетов. Основные расходы – социальные. Задачей территориальных бюджетов является создание оптимальных условий для бизнеса.

Наши рекомендации