Теория потребительского поведения
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
РЫНОК И ЕГО ЗАКОНЫ
Формула товарно-денежного обращения:
где Т1 – товар, который продаётся, например зерно;
Д – деньги как посредник обмена;
Т2 – товар, который приобретается, например овощи.
Формулы К. Маркса, характеризующие закон денежного обращения:
где M – количество денег, необходимое для обращения в данном году;
P – средний уровень цен в данном году;
Q – объём реализуемых товаров и услуг в данном году;
V – среднее число оборота одноименных денежных единиц;
К – товары, отданные в кредит в данном году;
П – кредитные платежи, по которым наступил срок в данном году;
В – расчёты, которые взаимно погашаются.
Уравнение обмена И. Фишера:
где P – средний уровень цен в данном году;
Q – объём реализуемых товаров и услуг (объём ВВП);
M – количество денег, необходимое для обращения в данном году;
V – скорость оборота одноименных денежных единиц.
Аналитическая функция рыночного спроса на данный товар:
QD = f (P, P S1, …, P Sn, P C1, ..., P Cm, Z, L, Y, Е, V),
где QD – величина (Q) спроса (D) на данный товар;
P – цена данного товара;
PS1, …, PSn – цены (P) на взаимозаменяемые товары (S1, …, Sn);
PC1, ..., PCm – цены (P) на взаимодополняемые товары (C1, ..., Cm);
Z – потребительские вкусы и предпочтения покупателей;
L – число покупателей данного товара;
Y – доходы покупателей данного товара;
Е – ожидания покупателей изменения цен, доходов и пр.;
V – степень послепродажного сервиса данного товара.
Функция зависимости объёма спроса (QD) от цены данного товара (P):
Функция зависимости цены товара (PD) от объёма спроса на него (Q):
PD = (Q).
Аналитическая функция предложения на рынке данного товара (QS):
QS = f (P, P S1, …, P Sn, P C1, ..., P Cm, C, V, T, Е, L, N),
где QS – величина (Q) предложения (S) на рынке данного товара;
P – цена данного товара;
PS1,…, PSn – цены (P) на товары-субституты (S1,…, Sn);
PC1, …, PCm – цены (P) на комплементарные товары (C1, …, Cm);
C – издержки производства данного товара;
V – дотации производителю данного товара;
T – налоги на производителя данного товара;
E – ожидания (прогнозы) продавцов изменения спроса, цен и пр.;
L – число продавцов данного товара на рынке;
N – внешние (природные) условия производства данного товара.
Функция зависимости объёма предложения товара (QS) от его цены (P):
QS = f (P).
Функция зависимости цены продаваемого товара (PS) от его объёма (Q):
PS = g (Q).
Коэффициент эластичности спроса на данный товар по его цене (Еdp):
где ∆QD – процентное изменение величины спроса на данный товар;
∆Р – процентное изменение цены данного товара;
Q – объём спроса на товар в прошлом (Q1) и в текущем (Q2) периоде;
Р – цена товара в прошлом периоде (Р1) и в текущем периоде (Р2).
Коэффициент перекрёстной эластичности спроса по цене (Exу):
где ∆QDx – процентное изменение объёма спроса на один товар (маргарин);
∆Ру – процентное изменение цены другого товара (сливочное масло).
Коэффициент эластичности спроса по доходам покупателей (Еdi):
где ∆QD (%) – процентное изменение спроса на данный товар;
Q – объём спроса на товар в прошлом (Q1) и в текущем периоде (Q2);
∆I (%) – процентное изменение дохода покупателей этого товара;
I – доходы покупателей в прошлом (I1) и в текущем периоде (I2).
Коэффициент эластичности предложения по цене (Еsр):
где ∆QS – процентное изменение величины предложения товара;
∆Р – процентное изменение цены данного товара.
Коэффициент перекрёстной эластичности предложения по цене (Еху):
где ∆QSх – процентное изменение величины предложения одного товара (картофель);
∆Pу – процентное изменение цены другого товара (лён).
Коэффициент эластичности предложения по доходу (Еsi):
где ∆QS – процентное изменение объёма предложения на рынке товара;
∆I – процентное изменение дохода производителей данного товара.
Коэффициент точечной эластичности (Еточ.), который используется тогда, когда задана функция спроса или предложения и исходный уровень цены и объёмы спроса или предложения данного товара. Этот коэффициент характеризует относительное изменение объёма спроса или предложения при бесконечно малом изменении цены (или какого-либо другого параметра):
где Q¢(Р) – производная функции спроса или предложения по цене;
Р – рыночная цена данного товара;
Q(Р) – величина спроса или предложения при данной цене.
Коэффициент дуговой эластичности (Едуг.), который применяется при измерении эластичности между двумя точками на кривой спроса или предложения и предполагает знание первоначальных и последующих уровней цен соответствующих товаров и объёмов их продаж или покупок:
где Q1 – первоначальный объём продаваемых или покупаемых товаров;
Q2 – новый объём продаваемых или покупаемых товаров;
Р1– начальная цена данного товара;
Р2 – новая цена данного товара.
Коэффициент дуговой эластичности спроса по цене (Еdрдуг):
где Q – объём спроса в прошлом периоде (Q0) и в текущем периоде (Q1);
Р – уровень цен в прошлом периоде (Р0) и в текущем периоде (Р1).
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Функция общей полезности потребителя (TU):
где Q – объёмы потребления соответствующих благ (а, b, …, n).
Формула измерения предельной полезности конкретного блага (MU):
где DTU – изменение общей полезности данного блага в ютилях;
DQ – единичное приращение количества потребления данного блага.
Формула, выражающая условия потребительского равновесия (TCB):
где MU – предельная полезность конкретных товаров (1, 2,…n) в отдельности, например сыра, колбасы, сливочного масла и др.;
P – цена каждого из этих товаров (1, 2,…n) в отдельности.
Формула, выражающая предельную норму замещения одного блага другим (MRSху) путём сопоставления изменения объёмов их потребления:
где DQх – изменение в потреблении одного товара (колбаса);
DQу – изменение в потреблении другого товара (сыр).
Формула, выражающая предельную норму замещения одного блага другим (MRSху) путём сопоставления их предельных полезностей:
где MUх – предельная полезность одного блага (колбаса);
MUу – предельная полезность другого блага (сыр).
Формула, выражающая предельную норму замещения одного блага другим (MRSху) путём сопоставления их цен:
где Pу и Pх – цены покупаемых товаров у и х (колбаса и сыр).
Формула бюджетного ограничения потребителя:
где Pх и Pу – цены покупаемых товаров х и у (колбаса и сыр);
Qх и Qу – количество покупаемых товаров х и у (колбаса и сыр);
I – денежный доход потребителя.
Формула определения наклона кривой Энгеля (КЭ):
где DI – изменения доходов покупателя;
DQ – изменения объёма покупок конкретного блага.