Инфраструктура товарного рынка.
Наряду со структурными изменениями постепенно осуществляется формированиеинфраструктуры товарного рынка. Под инфраструктурой понимается совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность основных субъектов рынка, содействующих осуществлению товарного обращения.
Внутри инфраструктуры выделяют несколько основных подсистем: складское хозяйство, транспорт, тароупаковочная индустрия, информационное обеспечение и др. Все эти подсистемы находятся в стадии развития.
Одной из первоочередных задач признается создание подсистемы информационного обеспечения участников рынка данными об изготовителях товаров, их производственном потенциале, наличии запасов готовых товаров, имеющихся запросах покупателей. В настоящее время среди большого числа фирм, специализирующихся на информационных услугах, ни одна не располагает надежной и полной информацией, что крайне затрудняет товародвижение. Хозяйствующие субъекты не имеют доступа к качественной и полной информации о товарных рынках. Решение данной проблемы предполагает создание на всей территории страны информационных служб с налаженными системами сбора сведений, накопления баз данных и взаимного обмена информацией, оперативного обслуживания пользователей. Требуют разработки договоры между такими службами и пользователями на оказание информационных услуг.
Предусматриваются меры по развитию товароупаковочной индустрии, из-за несовершенства которой велики потери товарной продукции. Удельный вес российских товаров, продаваемых в расфасованном и упакованном виде, пока не превышает 30%, что значительно снижает конкурентоспособность изделий.
Постепенно совершенствуется подсистема транспортно-экспедиционных услуг. Ее развитие требует создания транспортных терминалов, осуществляющих перевозку и обработку грузов. Зарубежный опыт свидетельствует о достигаемом при этом сокращении транспортных издержек, сроков доставки, уменьшении потерь и порчи грузов.
Широкий круг мер по решению названных задач предусмотрен Комплексной программой развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2005 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 15.06.98 № 593. Органам исполнительной власти субъектов федерации и органам местного самоуправления также предложено осуществлять необходимые меры по развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под структурой товарного рынка?
2. Какие изменения происходят в составе участников торгового оборота?
3. На какие функциональные виды подразделяются оптовые торговые и посреднические организации?
4. Что такое инфраструктура товарного рынка?
5. Какие правовые меры предусматриваются по развитию инфраструктуры товарного рынка?
Нормативные акты
1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993) // «Российская газета». 1993. № 237.
2. Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) от 26 января 1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
3. Федеральный закон РФ от 5 марта 1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1999. № 10. Ст. 1163.
4. Закон РФ от 20 февраля 1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 18. Ст. 961.
5. Приказ ГТК РФ от 13 февраля 2004 № 202 «Об установлении компетенции ряда таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, предназначенных для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях» // «Российская газета». 2004. № 47.
6. Приказ Минфина РФ от 29 октября 2002 № 106н «О порядке определения цен на драгоценные металлы и изделия из них, закупаемые в Госфонд России и продаваемые из него» // «Российская газета». 2002. № 244.
7. Приказ ФСФР РФ № 04-601/пз-н, Минэкономразвития РФ № 293, Минсельхоза РФ № 507, ФАС РФ № 149 от 2 ноября 2004 «О комиссии по товарным биржам при федеральной службе по финансовым рынкам» // «Российская газета». 2004. № 275.
8. Приказ ТПП РФ от 16 марта 2002 № 85 «Об утверждении положения о патронаже ТПП РФ выставочно-ярмарочных мероприятий».
Литература
1. Актуальные проблемы коммерческого права. Под ред. Пугинского Б.И. 2004.
2. Коммерческое право. Под ред. Постового Н.В. Изд-во «Юриспруденция». 2007.
3. Мась Л.В. Коммерческое право. Изд-во «Питер». 2005.
4. Попондопуло В. Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник. 2-е издание. Изд-во «Юристъ». 2007.
5. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Изд-во «Зерцало». 2005.
6. Санникова Л.В. Услуги в гражданском праве России. 2007.
7. Трунина Е.В., Федасова Ю.В. Коммерческое право. Учебное пособие. Изд-во «Юристъ». 2007.
8. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Изд-во «Статут». 2005.
9. Язев В.А., Булатецкий Ю.Е. Коммерческое (торговое) право. Изд-во «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ». Серия «Юридическая литература». 2002.
10. Якушев А.В. Коммерческое право. Изд-во «Приор». 2005.