Инструктивные и наглядные материалы
В качестве наглядных материалов могут служить формы отчетности и планы организаций:
- Типовые нормы выработки на лесокультурные работы, выполняемые в равнинных условиях.
- Типовые нормы выработки, нормы времени на рубки ухода за лесом в равнинных условиях.
- План операционных расходов и источников финансирования лесхоза.
- Расчет трудозатрат и фонда заработной платы рабочих.
- Штатное расписание.
- План по труду и фонду заработной платы.
- Смета расходов на содержание лесохозяйственного аппарата.
- План перевода лесных культур в лесах государственного значения в покрытую лесом площадь.
- План перевода в покрытую лесом площадь молодняков ценных пород, выращенных в результате проведения мер содействия естественному лесовозобновлению.
- Расчет потребности посадочного материала.
- Расчет затрат на заготовку семян.
- Производственно-финансовый план лесхоза.
- Отчет о выполнении производственного плана по лесному хозяйству (форма № 10-лесхоз).
- Сведения о доходах лесного хозяйства и их распределении по получателям – форма № 21-ЛХ (доходы).
- Сведения о проведении лесовосстановительных работ(1-ЛХ).
- Сведения о лесных пожарах (5-ЛХ).
- Сведения о лесозащите (12-ЛХ).
- Сведения о численности и заработной плате работников государственной лесной службы МПР России (форма № П-4).
- Сведения о численности, составе и движении работников государственной лесной службы, занимающих должности руководителей и специалистов – форма № 1-К (лесхоз).
- Отчет о численности и заработной плате работников в лесном хозяйстве – форма № 1-Т (лес).
- Нормативно-технологические карты.
- Коллективный договор и др.
Глоссарий
Альтернативная стоимость выбора– лучший из всех прочих худших способов использования ресурсов, которым приходится жертвовать в данных условиях производства.
Альтернативные затраты– стоимостная оценка наилучшего из возможных способов использования экономических ресурсов (упущенные возможности).
Амортизационные отчисления– сумма денежных средств, планируемая на полное восстановление производственных фондов, исчисленная по их балансовой стоимости и действующим нормам амортизации.
Анализ выполнения планов– сравнение фактических показателей с плановыми по заранее установленным контрольным точкам.
Баланс предприятия– сводные показатели производственно-финансовой деятельности, раскрывающие источники формирования и использования денежных средств в текущем плановом периоде, равновесие всех доходов и расходов.
Бизнес-план– новый вид внутрихозяйственного планирования на осуществление инновационных объектов или процессов, связанных с проектированием или созданием фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг.
Бухгалтерские издержки–фактические затраты денежных средств в процессе производства и реализации товаров, работы, услуг.
Бюджет фирмы– сводный план (смета) доходов (расходов) всех хозяйственных подразделений и функциональных служб в планируемом году.
Бюджетное ограничение–покупательная способность, определяемая величиной доходов потребителей продукции.
Валовой оборот–суммарный объем производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, планируемых всем подразделениям предприятия в стоимостном измерении.
Вертикальная интеграция– распространение планово-управленческой деятельности фирмы вверх или вниз на различные звенья производственного процесса.
Виды налогов–федеральные, региональные и местные налоги и сборы, предусмотренные действующим Налоговым кодексом Российской Федерации.
Внешние эффекты– издержки или выгоды от рыночных операций, не отражаемые в ценах.
Внутренняя норма доходности–предельная величина окупаемости инвестиций в процессе производства и реализации продукции и услуг.
Внутрифирменное планирование– комплексное обоснование экономических целей развития организации, эффективных форм и методов хозяйствования на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков производства товаров, выполнения работ и оказания услуг при рациональном использовании ограниченных ресурсов.
Внутрифирменный оборот– часть суммарного объема производства предприятия, обращающаяся между его цехами и подразделениями.
Выручка–сумма денег, полученная от продажи товара на соответствующем рынке.
Горизонтальная интеграция– расширение планово-управленческой деятельности фирмы на уровне хозяйственных подразделений.
Диверсификация–проникновение фирм в разнородные, технологически не связанные между собой отрасли.
Дивиденды– любой доход, полученный акционерами организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения.
Дисконтирование–процесс, с помощью которого вычисляется сегодняшняя стоимость (сумма), выплачиваемая через определенный период времени при существующей норме (ставке) процента.
Длительный период– интервал времени, в течение которого все факторы производства рассматриваются как переменные.
Доход–любой доход, полученный акционерами организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (проценты).
Закон убывающей предельной полезности – положение, утверждающее, что с ростом объема любого используемого ресурса при неизменности расхода других ресурсов его предельный продукт падает.
Инвестиционный налоговый кредит– изменение срока уплаты налогов, при котором в определенных условиях организации предоставляется возможность уменьшения своих платежей по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Интенсивность труда – величина трудовых затрат, расходуемых на производство продукции, работ и услуг, в единицу времени.
Календарное планирование– распределение годовых плановых заданий по производственным подразделениям и срокам исполнения, доведение установленных показателей до конкретных исполнителей работ.
Капитал – ресурсы длительного пользования, созданные с целью производства дополнительных товаров и услуг.
Качество жизни– совокупность условий человеческого существования, обеспечивающих получение необходимых жизненных благ, материального богатства и духовных ценностей.
Конкурентоспособность товаров– совокупность их потребительских свойств, отличных от товаров-конкурентов по степени соответствия конкретным личным запросам и общественным потребностям.
Коэффициент обновляемости продукции– соотношение между объемами производства новой и старой продукции в годовом плане предприятия.
Критерий экономической эффективности– совокупность требований, целей, задач и показателей, обеспечивающих получение наивысших конечных результатов.
Максиминная стратегия – план действий фирмы, при котором стремятся к минимальным потерям в прибыли (доходах).
Мгновенный период – интервал времени, в течение которого все факторы производства являются постоянными.
Методика планирования– состав применяемых методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей.
Методология планирования– совокупность теоретических положений, общих экономических закономерностей, современных рыночных требований и признанных передовой практикой методов разработки планов.
Налог– обязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств.
Налоговая база– стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налогов.
Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговые льготы– преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах по сравнению с другими налогоплательщиками.
Налоговые санкции– денежные взыскания (штрафы), устанавливаемые в размерах, предусмотренных действующим Налоговым кодексом.
Налоговый кодекс – законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
Налоговый период – календарный год или иное время, по окончании которого определяется сумма налога, подлежащая уплате.
Налогоплательщики – организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Напряженность планов – соотношение планируемых и нормативных (эталонных) показателей производственно-хозяйственной деятельности.
Номенклатура продукции– перечень или состав выпускаемых товаров по видам, типам, сортам, размерам и иным признакам.
Норма– научно обоснованная величина расхода экономических ресурсов в конкретных производственных условиях.
Норматив– единая средневзвешенная величина расхода экономических ресурсов, сложившаяся в действующих рыночных условиях, обеспечивающая высокую эффективность их использования.
Объекты налогообложения– имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, с которых взимаются налоги и сборы.
Объем производства – количество и номенклатура выпускаемой на предприятии продукции в планируемом периоде времени в натуральном, трудовом или стоимостном измерении.
Ограниченность ресурсов– несоответствие между желанием иметь определенное количество товаров или услуг и наличием средств для его удовлетворения.
Оперативно-производственное планирование – разработка, последующее развитие, выполнение и контроль технико-экономических планов предприятия.
Оптимизация планов– выбор наилучшего варианта показателей из множества тех, которые предусматриваются в реальных производственных условиях.
Организации– юридические лица, образованные в соответствии с Гражданским кодексом или другим законодательством Российской Федерации.
Отрасль производства – группа предприятий, выпускающих и продающих на рынке определенный (однородный) вид продукта.
Пеня – денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм в более поздние по сравнению с установленными сроками.
Переменные издержки – затраты переменных факторов производства, изменяющиеся в зависимости от объема выпуска продукции.
Персонал предприятия – состав работников определенных категорий и профессий, занятых производственной деятельностью (рабочая сила).
План– предвидимая и подготовленная на необходимый период программа социально-экономического развития организации и всех ее подразделений.
Позаказный метод калькуляции– планирование издержек на производство продукции по отдельным заказам, работам, подрядам и услугам.
Полезность– удовлетворение, получаемое от производства и продажи товара, выполнения услуги, потребления блага.
Попроцессная калькуляция– планирование экономических затрат по отдельным подразделениям, стадиям производства или производственным процессам.
Постоянные издержки– затраты постоянных факторов производства, не изменяющиеся с ростом объема выпуска продукции.
Потенциал предприятия– совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы.
Потребительская корзина – набор товаров, соответствующий планируемому стандартному уровню потребления.
Предельная полезность– увеличение общей полезности, вызванное потреблением дополнительной единицы продукта.
Предложение– количество продукции, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене в течение определенного периода времени.
Предмет планирования– проекты комплексных планов социально-экономического развития предприятий на определенное будущее.
Предпринимательская фирма– организация, учрежденная и функционирующая с целью извлечения прибыли для ее собственников посредством предложения на рынке товаров и услуг.
Прибыль предприятия – конечный доход предприятия от реализации продукции, работ и услуг и других видов производственной и коммерческой деятельности.
Прогнозирование конкурентоспособной продукции– процесс разработки новых товаров, планирование и управление растущими и зрелыми продуктами на протяжении их жизненного цикла.
Продуктивность труда– общее количество продукции, работ и услуг, произведенных в единицу рабочего времени, или количество рабочего времени, затраченного на изготовление единицы продукции.
Производственная мощность– максимально возможный годовой объем выпуска продукции, выполнения работ и услуг в установленных номенклатуре и ассортименте при наиболее полном использовании всех имеющихся экономических ресурсов.
Производственная программа – развернутый план производства и продажи, характеризующий объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска требуемых рынком товаров, выполнения работ и оказания услуг.
Производственная функция – зависимость максимально возможного выпуска продукции от затрат экономических ресурсов, используемых в любом сочетании при данном уровне технологии и организации производства.
Производственный цикл– интервал календарного времени от начала до окончания производственного процесса изготовления деталей, выполнения работ и услуг.
Проценты– любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству независимо от способа его оформления.
Равновесие– состояние баланса показателей, при котором значения экономических переменных не увеличиваются и не уменьшаются.
Рациональность– способность плановиков-экономистов сопоставить все доступные комбинации благ и выбрать наиболее предпочтительные для фирмы.
Рентабельность изделия – соотношение прибыли и издержек производства продукции.
Рентабельность производства – отношение совокупной прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств предприятия (фирмы).
Реализация– передача на возмездной основе права собственности на товары, работы и услуги, а также обмен ими между отдельными лицами.
Рынок – сфера обращения товаров, работ и услуг на ближайшей по отношению к покупателю территории Российской Федерации или за ее пределами.
Рыночная цена – стоимость товара, работы и услуги, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке в сопоставимых экономических условиях.
Самопланирование – свободное рыночное планирование всех показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия на любой период времени. .
Себестоимость продукции – выраженные в денежной форме индивидуальные издержки предприятия на производство и реализацию.
Сетевое планирование– форма графического отражения содержания работ и продолжительности выполнения стратегических планов и долгосрочных комплексов проектных, плановых и других видов деятельности.
Системы оперативного планирования – совокупность методов и способов расчета основных планово-организационных показателей, необходимых для регулирования хода процесса производства и распределения продукции.
Смета затрат– сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно-хозяйственной деятельности в текущем году.
Справедливая цена рынка– сумма денежных средств, равная надежному выигрышу.
Спрос– количество товаров, которое потребители готовы и в состоянии приобрести по действующим рыночным ценам в течение определенного периода времени.
Средние издержки– величина затрат производственных ресурсов в расчете на единицу продукции, работы, услуги.
Ставка рефинансирования– действующая учетная величина процентной ставки Центрального банка Российской Федерации за использование кредитных ресурсов.
Стратегическое планирование – выбор и обоснование долговременных целей и задач дальнейшего развития фирмы и необходимых средств для достижения запланированных идеалов (целей).
Счет – расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства.
Тарифные ставки– денежная форма оплаты труда различных категорий персонала в единицу времени, например: часовые, дневные, месячные и годовые.
Технико-экономическое планирование– разработка целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимоувязке как по месту, так и по времени действия.
Технология планирования– содержание, форма, структура и порядок разработки внутрифирменных планов.
Точка безубыточности – объем выпуска продукции, при котором достигается равновесие совокупных доходов (выручки) и расходов (издержек).
Трудовые ресурсы– совокупность трудоспособного или экономически активного населения, потенциально готового участвовать в производстве материальных благ и оказании услуг на рынке труда.
Удельная себестоимость – средняя величина затрат предприятия на производство единицы продукции или услуги.
Факторы производства– основные вложения труда, капитала, природных ресурсов и предпринимательских способностей, используемых в производстве и продаже товаров и услуг.
Физические лица– граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Финансовое планирование – определение потребности денежных средств на осуществление запланированной деятельности, основных источников их поступления и потоков движения финансов на предприятии.
Формы оплаты труда– действующие методы организации заработной платы персонала в зависимости от экономических показателей и способов измерения затрат и результатов труда.
Функция издержек– отношение между объемом производства и его минимально возможными издержками.
Цена – количество денег или других товаров и услуг, уплачиваемое либо получаемое за единицу товара или услуги.
Ценовой порог– минимальная цена, устанавливаемая действующим законодательством.
Чистая прибыль – валовой доход за вычетом затраченных средств, в том числе отложенных на восстановление израсходованных средств производства.
Чистый дисконтированный доход– общая сумма эффекта за весь планируемый срок действия проекта, приведенная к начальному периоду времени.
Экономическая прибыль– разность между валовым доходом и экономическими издержками определенного объема выпуска продукции.
Экономическая эффективность– соотношение между затратами и результатами в планово-производственной деятельности: производство продукта определенной стоимости при наименьших затратах ресурсов; достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости.
Экономический цикл – повторяющиеся на протяжении ряда лет подъемы и спады в уровне экономической активности.
Экономия от масштаба производства– прибавка в производительности факторов производства, происходящая в результате разделения труда и сокращения расхода материалов, когда фирма увеличивает объем выпуска продукции.
Экономия от разнообразия– сокращение затрат, достигаемое соединением в рамках одной фирмы нескольких видов производства.
Эффект – степень достижения планового результата в процессе производственной и иной деятельности предприятия.
Эффект дохода– составляющая изменения объема спроса на товар при изменении его цены, обусловленная повышением реального дохода.
Эффективная занятость персонала– степень использования рабочей силы, при которой достигается соответствие или превышение результатов над затратами.
Эффективный выпуск– объем производства, при котором уже невозможно увеличить чистый выигрыш от потребления единицы товара, предлагая его в большем или меньшем количестве.
Явные издержки – расходы фирмы на приобретение у внешних поставщиков необходимых производственных ресурсов.