Увеличение экономических прав человека (укрепление прав
Собственности, честность и ответственность за выполнение контрактов,
Терпимость к инакомыслию, гарантии прав меньшинства и т.п.)
И ограничение сфер деятельности государства.
Политико-экономический (политический
Политике- ^ деловой) цикл (political business cycle) —
Экономический цикл иикл экономической и политической активности
Правительства между выборами1. Деятельность правительства
Между выборами подчинена определенным закономернос-
1 Nordhaus W The Political Business Cycle / / Review of Economic Studies 1975
№ 42 P 169—190
Глава 14. Теория общественного выбора
Тям С известной долей условности она может быть описана следующим
Образом. После выборов осуществляется ряд мер, направленных
На изменение целей или масштабов деятельности предшествующего
Правительства. Эти меры носят особенно радикальный
Характер, если к власти приходит партия, до этого находившаяся в
Оппозиции. Предпринимаются попытки по сокращению дефицита
Государственного бюджета, сворачиванию непопулярных программ,
Перестройке работы государственного аппарата. Вновь пришедшие
К власти люди стараются выполнить хотя бы часть предвыборных
Обещаний. Однако затем активность снижается до тех пор, пока
Падение популярности нового правительства не достигает критического
Уровня. С приближением следующих выборов активность
Правительства возрастает. Если отложить на оси абсцисс время, а
На оси ординат — активность правительства, то описанный цикл в
общем виде будет выглядеть примерно так (рис. 14—7).
Экономическая
Активность
Правительства
i . . 1 ^
Т, Т2 Т3 Время
Рис. 14—7. Политико-экономический цикл
Отрезок Т Т2 отражает падение популярности правительства,
Отрезок Т2 Т, — наращивание активности, связанное с подготовкой
Предстоящих выборов. Целесообразно отметить, что пик новой активности
Не должен находиться слишком далеко от предстоящих
Перевыборов, иначе избиратели успеют забыть о периоде активной
Деятельности правительства. При этом желательно, чтобы уровень
Активности в точке Т3 был не ниже активности предшествующего
Правительства в точке Т . Общий политико-экономический цикл
Может включать ряд более мелких подциклов, которые в целом
Вписываются в указанную закономерность.
„ "Провалы" (фиаско) государства (правительства)
Провалы (government failure) — это случаи, когда государст-
Государства в0 (Правителъство) не в состоянии обеспечить эффективное
Распределение и использование общественных ресурсов.
Обычно к "провалам" государства относят:
Ограниченность необходимой для принятия решений информации.
Подобно тому как на рынке возможно существование
Асимметричной информации, так и правительственные решения
Бюрократия и проблемы формирования экономики 465
Могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет
Которой позволил бы принять более правильное решение. Более
Того, наличие мощных групп с особыми интересами, активного лобби,
Мощного бюрократического аппарата приводит к значительному
Искажению даже имеющейся информации.
Несовершенство политического процесса. Напомним лишь
основные моменты: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование
Голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг,
Поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т. д.
Ограниченность контроля над бюрократией. Стремительный
Рост государственного аппарата создает все новые и новые
Проблемы в этой области.
Неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать
Ближайшие и отдаленные последствия принятых
Им решений. Дело в том, что экономические агенты часто реагируют
Отнюдь не так, как предполагало правительство. Их действия
Сильно изменяют смысл и направленность предпринятых правительством